РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольника, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к нему как развивающейся личности, способной к дальнейшей активной жизнедеятельности. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, в том числе и интеллектуального развития.

Значение периода раннего детства для последующего развития ребенка трудно переоценить. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного умственного развития ребенка. Так же в этот период легче всего формируется любовь к физической культуре, закладывается фундамент здоровья и полноценного развития организма, от этого зависит, насколько ребенок будет физически крепким и здоровым, какими нравственными качествами будет обладать.

С момента своего рождения ребенок включается в ситуацию обучения явного или неявного. Утверждение того, что ребенок формируется как культурно-историческое существо, усваивая в ходе своей жизнедеятельности достижения конкретной культурной среды не вызывает сомнения (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Как отмечал, В.В. Давыдов,усвоение ребенком общественно выработанных способностей (норм и эталонов) является «особым родом его деятельности», в ходе которой ребенок имеет возможность развиваться как активный субъект, как личность. Воспроизведение в индивиде общественного опыта рассматривается как основное условие, как психологические механизмы, успешного осуществления деятельности.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Для современных российских условий характерна широкомасштабная социальная деривация (то есть лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей), приводящая к ухудшению физического, психического, социальногоздоровья детей. Поэтому сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи врачей, психологов, педагогов.

Исследования Т.С. Грядкиной, С.М. Мартынова, Р.Б. Стеркиной и др.выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением экологических условий жизни, несбалансированностью питания, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей является первоосновой всей дальнейшей работы и основа развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки и элементарные навыки самообслуживания, являются первой ступенью и основой для трудового воспитания и социализации ребенка.

Отечественные исследователи (В.А. Горбачева, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Следует особо подчеркнуть, что индивидуально-личностное развитие детей-сирот раннего возраста, как отмечают исследователи (К.Л. Печора,Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.), происходит особым образом: у них отмечаются такие отклонения в развитии, как обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении вплоть до полного отсутствия стремления к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. Всё это в целом требует кардинальных изменений в процессе воспитания, обучения и развития детей-сирот в характере и содержании воспитательно-образовательного процесса в Доме ребёнка.

Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Развитие навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков производится индивидуально и коллективно со всей группой в целом.

Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела и опрятности. Эти умения формируются при условии активного развития движений, зрения, мышления, личности.

Важно не пропустить благоприятный период, когда ребенок хочет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

Эти, на первый взгляд элементарные, действия самообслуживания создают большие возможности для развития ребенка: крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться во всех сочленениях, совершенствуется мелкая моторика кисти; развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение зрительно, а затем и через «мышечное чувство»; ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять их; развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.

Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком в самообслуживании, важны для успешного его участия в любой продуктивной деятельности.

Физиологической основой развития навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Прочность, гибкость навыков и привычек,в том числе, зависит от возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка к упражнениям.

Развитие навыков самообслуживания в значительной степени формируется в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Особое внимание следует уделять формированию новых навыков, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.

Наиболее успешно развиваются навыки самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возрастав ходе рациональнойорганизации их самостоятельной деятельности. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

Важным фактором развития навыков является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях, необходимо уделять огромное внимание воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Просмотров работы: 2037