СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ В ЗЕРКАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОТ СОЦИАЛЬНОГО К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ? - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ В ЗЕРКАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОТ СОЦИАЛЬНОГО К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Место и значение человека в мире, его осознание себя и мира – эти темы не только имеют глубокое философское, социологическое, психологическое содержание, но и становятся проблемами самоопределения личности. Одна из граней самоопределения – самоидентификация. Важность идентификации, «распознания» человеком своих интеллектуальных, социальных, психофизиологических качеств и принадлежности к определенным группам, заключается в том, что она становится важным фактором социализации. Это факт социальной науки и социальной практики: человек усваивает и воспроизводит нормы тех групп, принадлежность к которым осознает, и ведет себя, ориентируясь на самооценку, подтвержденную окружающими.

Поскольку студенческие годы – важный этап социализации, постольку интересны и важны представления о сформировавшейся идентичности студенческой молодежи. Такие исследования в рамках учебного курса социологии периодически проводятся в Дзержинском политехническом институте, и мы имеем возможность еще раз проверить выдвинутые ранее гипотезы о доминировании личной идентичности над идентичностью социальной и профессиональной, а также о слабом выражении собственно студенческих качеств [1].

Исследования социальной идентичности проведены авторами по стандартной методике М.Куна и Т. Макпартленда (тест двадцати высказываний) [2]. Категории анализа были выделены в ходе исследований 1999 года и сохраняют свою актуальность [3, с. 100-101].

Недостаточная профессиональная идентичность студентов-политехников была и остается проблемой исследования. Формулировка проблемы основана на данных исследований в 1999 и 2006 гг.: в оценках личных качеств и в указаниях социальных статусов сфера учебной, научной и профессиональной деятельности представлена слабо. Поскольку идентификация студентов важна для направленности и результативности деятельности, вовлечение в студенческую жизнь и самосознание становится важной задачей.

Объектом нашего исследования является идентификация студентов 4 курса, а предметом – соотношение их профессиональной и личной идентичности.

В процессе исследования мы предполагаем, что, следуя тенденции, возникшей с середины десятилетия, личная идентичность доминирует над профессиональной идентичностью.

При этом в качестве теоретической основы авторы использованы социальные и социально-психологические концепции идентичности как важного механизма социализации и важного фактора поведения индивида. Метод исследования - контент-анализ (на первом этапе в ходе группового обсуждения определялась принадлежность ответа к определенной категории, а на втором произведен подсчет по категориям). Статистические результаты представлены в приложении 1.

Для современного человека, а в данном случае студента, в современном обществе в ряде случаев проблемой становится идентичность, то есть распознавание и отождествление характеристик, признание их важными, значимыми, своими. И динамичное, многообразное, развитое общество ставит перед студентом задачу формирования его как индивидуальности, интересной другим людям, а также поиска себе подобных, объединения с ними и осознания принадлежности к определенной группе. Но в ходе социализации эта задача решается.

Студент, как и любой другой человек, во всех своих качествах может являться членом семьи, представителем организации, носителем культуры и субкультуры, гражданином, и при этом он становится человеком по мере освоения социальных ролей и принятия социальных статусов. Сложность такого становления в том, что в современном обществе по сравнению с обществом традиционным резко увеличивается вариативность социального поведения человека. При этом в ходе социализации используются и действуют механизмы воспитания и самовоспитания, образования и идентификации, но содержание их меняется.

Понятие «идентификация» означает установление собственных представлений о себе. Идентификация включает в себя разработку «Я-концепции», которая подразделяется на личную и социальную (профессиональную) идентичность; способность самооценки своих физических, интеллектуальных и нравственных характеристик; способность к самоопределению с точки зрения принадлежности к какой-либо общности.

Результаты нашего опроса в сентябре 2014 года (78 респондентов, студентов четвертого курса ДПИ НГТУ) показывают, что личностные характеристики составили 55,2% от общего спектра самоопределений, в который входят физические, интеллектуальные, психологические, поведенческие и другие характеристики (См. приложение 1.). А групповые характеристики, включающие семейную, профессиональную гражданскую, религиозную и другие общности, составили 28,1% в общем спектре самоопределений. При этом лидирующую позицию в группе «Личностная идентичность» при самоопределении заняла категория «Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики» («общительный», «меланхолик»). Она составила 38,3% от общего количества личностных характеристик. Далее по наполненности следовала категория «Общие личностные характеристики» («молодец», «гений») – 22,3%, а также категория «Поведенческие характеристики и привычки» («любитель смотреть телевизор», «курильщик») – 8,4%.

При определении групповой идентичности лидирующую позицию заняла категория «Профессиональная общность» («студент», «инженер»), которая составила 38% от общего числа. Далее следовала категория «Семейная общность» («дочь», «брат») – 26,3%, а также категория «Половозрастная группа» («девушка», «парень») – 13,2%. Важно отметить, что деловые качества участников исследования, которые могут быть применены в их будущей профессиональной деятельности, составили всего лишь 2,2% от общего количества характеристик. Это существенно меньше, чем психологические и общие личностные характеристики, которые невозможно было соотнести с учебной или профессиональной деятельностью.

В нашем исследовании самоопределения, связанные с профессиональной общностью, по численности превзошли самооценки, связанные с общностью семейной, что может свидетельствовать об утрате семьей функций референтной группы, способной к повсеместной поддержке своих членов. Такие характеристики, как национальная общность, религиозная общность, общественно-политическая группа, экономический класс или имущественный слой отсутствуют полностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что представление студентов о самих себе складывается на основе описания и оценки индивидуальных качеств, нежели на основе осознанной профессиональной принадлежности или членства в социальной группе. Тенденция, выявленная в 2006 году, не только сохраняется, но и усиливается.

После анализа полученных результатов можно предположить, что развитию этой тенденции способствует инерция определенных ценностных ориентиров, к которым можно отнести огромное количество потребительской рекламы, конкурсов красоты, конкурсов исполнителей, телевизионных программ, пропагандирующих индивидуализацию, сосредоточенность на себе, рефлексию по поводу собственного «Я» в противовес социально значимым видам деятельности. Видимо, ни семья, ни разнообразные аспекты студенческой жизни, такие как творческая, научная, досуговая деятельность, не стали для наших респондентов способом расширить спектр самооценок.

Факты, выявленные в нашем исследовании, могут быть интерпретированы по-разному: сохраняющийся общий позитивный тон самооценок подтверждает нормальное социальное самочувствие в студенческой среде. С другой стороны, слабая выраженность профессиональных качеств, минимальное количество самоопределений, связанных с принадлежностью к большим социальным группам, этническим, профессиональным, территориальным общностям, свидетельствует о «замыкании» на себе, стремлении жить в малой группе. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о высокой ценности личности, или, напротив, о нежелании или неумении воспользоваться основным правом личности на свободное самоопределение в реальной жизни, а не только в пространстве своих фантазий. Однако эти выводы нуждаются в уточнении и исследования идентичности неепременно будут продолжены.

Библиографический список

1. Просвирин, С.В. Самоидентификация как фактор профессионального и личностного развития // Будущее технической науки: тез. докл. VI Междунар. молодеж. научно-тех. конф. 16 мая 2007 г.. – Н.-Новгород, 2007. С. 335.

2. Кун, М., Макпартленд, Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.

3. Терентьева, И.Н. Социология. Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород, 2010.

Таблица №1. Результаты теста самоидентификации

№ анкеты

№ категории

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Всего ответов: 758

2

Личная идентичность, общее количество характеристик: 418

В том числе:

3

Физические качества

   

+

 

+

               

+

+

   

+

4

Интеллектуальные качества

+

 

+

 

+

       

+

       

+

     

5

Нравственные качества

   

+

 

+

       

+

             

+

6

Круг занятий

     

+

           

++

     

+

     

7

Деловые качества

       

+

       

++

               

8

Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики

+++

+++

+++

+++

+

+

+++

+

+

++

++

+

   

+++

   

+++

+++

++

+

 

+

+++

+++

+

9

Поведенческие характеристики и привычки

   

+

+

+

       

+

               

10

Среда досуговой деятельности/любимые занятия

                 

+

         

+

   

11

Общая личностная характеристика

   

+

+++

+++

+++

+

++

+

+++

+

 

+

+

+

+

+

 

+++

+

+

12

Групповая идентичность, общее число характеристик: 213

В том числе:

13

Семейная общность

+

+

 

++

 

+++

++

++

+

 

++

++

   

+

 

++

 

14

Первичная семейная группа

     

+

 

+

 

+

   

+

+

       

+

 

15

Территориальная общность

   

+

                             

16

Профессиональная общность

+

++

++

+

+++

+++

+

++

++

 

+

+

+

+

+

 

++

 

17

Гражданская общность

   

+

 

++

     

+

                 

18

Национальная общность

                       

+

         

19

Религиозная общность

                                   

20

Общественно-политическая группа

                                   

21

Половозрастная группа

+

 

+

 

+

     

+

+

+

+

+

 

+

     

22

Экономический класс, имущественный слой

                                   

23

Массовая общность

                                   

24

Экзистенциальные характеристики

 

+++

 

+++

+++

+

+

+++

+++

+

++

+++

++

 

+++

+

+++

 

25

Ситуативные характеристики

                                   

26

«Любовь»

       

+

       

++

           

+

 

Продолжение таблицы №1. Результаты теста самоидентификации студента

№ анкеты

№ категории

 

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

1

Всего ответов: 758

2

Личная идентичность, общее количество характеристик: 418

В том числе:

3

Физические качества

             

+++

+++

+

++

+

+

 

+

+

+

+

4

Интеллектуальные качества

             

+

+

 

+

   

+

+

+

+

5

Нравственные качества

             

+

+

+

+++

 

+++

       

6

Круг занятий

+

+

 

+++

++

+

       

++

 

+++

 

++

     

7

Деловые качества

             

+

+++

 

+

 

+++

++

+

+

 

+

8

Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики

 

++

++

+++

     

+++

+++

+++

++

+++

++

+++

+++

++

+++

+++

+++

+

 

+++

+++

+++

+++

+++

+++

++

+++

+++

+++

+++

+++

+++

+++

+++

++

9

Поведенческие характеристики и привычки

++

       

+

   

+++

+++

+

+

   

+++

++

+++

+++

10

Среда досуговой деятельности/любимые занятия

 

+

                 

+++

+

 

+

++

++

 

11

Общая личностная характеристика

+

+

+++

++

+

 

+

+

+++

++

   

+

 

+

+++

+

+++

+

+++

+

12

Групповая идентичность, общее число характеристик: 213

В том числе:

13

Семейная общность

+

+

+

 

++

++

+

       

+

         

14

Первичная семейная группа

+

                   

+

         

15

Территориальная общность

     

+

                         

16

Профессиональная общность

+

+

+

+++

+

+

+

       

+

         

17

Гражданская общность

+

 

+

+

+

+

+

                   

18

Национальная общность

                     

+

         

19

Религиозная общность

                                 

20

Общественно-политическая группа

                                 

21

Половозрастная группа

 

+

 

+

         

+

 

+

 

+

     

22

Экономический класс, имущественный слой

                                 

23

Массовая общность

                                 

24

Экзистенциональные характеристики

 

++

++

+++

+

+

+

   

+

 

+

 

+

     

25

Ситуативные характеристики

                                 

26

«Любовь»

         

+

     

+

           

+

Продолжение таблицы №1. Результаты теста самоидентификации студента

№ анкеты

№ категории

 

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

1

Всего ответов: 758

2

Личная идентичность, общее количество характеристик: 418

В том числе:

3

Физические качества

           

+

           

+

 

+

           

+

4

Интеллектуальные качества

                             

+

             

5

Нравственные качества

                                             

6

Круг занятий

 

+

         

++

         

+

+

 

+

   

++

 

+

 

7

Деловые качества

 

+

                                         

8

Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики

 

+++

   

+

++

+

++

+

+

   

++

+

++

     

+

+

   

++

9

Поведенческие характеристики и привычки

         

+

         

+

 

+

+

       

+

     

10

Среда досуговой деятельности/любимые занятия

         

+

+

+

 

+

       

+

     

++

++

   

+

11

Общая личностная характеристика

     

++

       

+++

         

+

       

+

   

++

12

Групповая идентичность, общее число характеристик: 213

В том числе:

         

13

Семейная общность

       

+

 

++

+

+

   

+

 

+

   

+

 

++

+

++

   

14

Первичная семейная группа

               

+

             

+

 

+

 

+

   

15

Территориальная общность

                                             

16

Профессиональная общность

+

++

++

 

++

+

+

+

++

+

+

+

+

+

+

++

+

 

+

+

 

+

+

17

Гражданская общность

   

+

               

+

   

+

 

+

 

+

+

 

+

 

18

Национальная общность

     

+

                                     

19

Религиозная общность

     

+

+

                                   

20

Общественно-политическая группа

                                             

21

Половозрастная группа

             

+

         

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

22

Экономический класс, имущественный слой

                                             

23

Массовая общность

                                             

24

Экзистенциальные характеристики

+++

+

++

+

+

++

+

+

+

+

+++

+

+++

++

+++

++

++

++

+++

+

+

+++

+

+++

+++

25

Ситуативные характеристики

                                             

26

«Любовь»

                                             

Продолжение таблицы №1. Результаты теста самоидентификации студента

№ анке-ты

№ кате-гории

 

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

Относительное количество ответов, %

1

Всего ответов: 758

100

2

Личная идентичность, общее количество характеристик: 418

В том числе:

55,2

3

Физические качества

                                       

3,2

4

Интеллектуальные качества

                                       

1,7

5

Нравственные качества

               

+

+++

                   

2,2

6

Круг занятий

   

+

       

+

                       

4,0

7

Деловые качества

                                       

2,2

8

Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики

               

+++

++

+++

+

               

21,1

9

Поведенческие характеристики и привычки

               

+

+

++

                 

4,6

10

Среда досуговой деятельности/любимые занятия

   

+

   

+

+

       

+

               

3,4

11

Общая личностная характеристика

++

 

+

     

+

 

+++

+++

+++

++

+++

+++

+

 

+

     

+++

+

 

12,8

12

Групповая идентичность, общее число характеристик: 213

В том числе:

28,1

13

Семейная общность

++

 

+

+++

+

+

 

++

+

   

++

++

             

7,4

14

Первичная семейная группа

+

   

+

+

+

 

+

       

+

             

2,4

15

Территориальная общность

                                       

0,3

16

Профессиональная общность

+

++

+

++

+

+

+

++

+

++

 

++

+

 

+

++

+

   

+

10,7

17

Гражданская общность

               

+

   

+

     

+

++

   

+

2,8

18

Национальная общность

   

+

                                 

0,5

19

Религиозная общность

                                       

0,3

20

Общественно-политическая группа

                                       

0

21

Половозрастная группа

   

+

       

+

       

+

             

3,7

22

Экономический класс, имущественный слой

                                       

0

23

Массовая общность

                                       

0

24

Экзистенциональные характеристики

++

+

+

 

++

++

+++

++

++

+

 

++

 

+

++

+

++

+

 

+++

15,8

25

Ситуативные характеристики

                                       

0

26

«Любовь»

                                       

0,9

Просмотров работы: 1133