Место и значение человека в мире, его осознание себя и мира – эти темы не только имеют глубокое философское, социологическое, психологическое содержание, но и становятся проблемами самоопределения личности. Одна из граней самоопределения – самоидентификация. Важность идентификации, «распознания» человеком своих интеллектуальных, социальных, психофизиологических качеств и принадлежности к определенным группам, заключается в том, что она становится важным фактором социализации. Это факт социальной науки и социальной практики: человек усваивает и воспроизводит нормы тех групп, принадлежность к которым осознает, и ведет себя, ориентируясь на самооценку, подтвержденную окружающими.
Поскольку студенческие годы – важный этап социализации, постольку интересны и важны представления о сформировавшейся идентичности студенческой молодежи. Такие исследования в рамках учебного курса социологии периодически проводятся в Дзержинском политехническом институте, и мы имеем возможность еще раз проверить выдвинутые ранее гипотезы о доминировании личной идентичности над идентичностью социальной и профессиональной, а также о слабом выражении собственно студенческих качеств [1].
Исследования социальной идентичности проведены авторами по стандартной методике М.Куна и Т. Макпартленда (тест двадцати высказываний) [2]. Категории анализа были выделены в ходе исследований 1999 года и сохраняют свою актуальность [3, с. 100-101].
Недостаточная профессиональная идентичность студентов-политехников была и остается проблемой исследования. Формулировка проблемы основана на данных исследований в 1999 и 2006 гг.: в оценках личных качеств и в указаниях социальных статусов сфера учебной, научной и профессиональной деятельности представлена слабо. Поскольку идентификация студентов важна для направленности и результативности деятельности, вовлечение в студенческую жизнь и самосознание становится важной задачей.
Объектом нашего исследования является идентификация студентов 4 курса, а предметом – соотношение их профессиональной и личной идентичности.
В процессе исследования мы предполагаем, что, следуя тенденции, возникшей с середины десятилетия, личная идентичность доминирует над профессиональной идентичностью.
При этом в качестве теоретической основы авторы использованы социальные и социально-психологические концепции идентичности как важного механизма социализации и важного фактора поведения индивида. Метод исследования - контент-анализ (на первом этапе в ходе группового обсуждения определялась принадлежность ответа к определенной категории, а на втором произведен подсчет по категориям). Статистические результаты представлены в приложении 1.
Для современного человека, а в данном случае студента, в современном обществе в ряде случаев проблемой становится идентичность, то есть распознавание и отождествление характеристик, признание их важными, значимыми, своими. И динамичное, многообразное, развитое общество ставит перед студентом задачу формирования его как индивидуальности, интересной другим людям, а также поиска себе подобных, объединения с ними и осознания принадлежности к определенной группе. Но в ходе социализации эта задача решается.
Студент, как и любой другой человек, во всех своих качествах может являться членом семьи, представителем организации, носителем культуры и субкультуры, гражданином, и при этом он становится человеком по мере освоения социальных ролей и принятия социальных статусов. Сложность такого становления в том, что в современном обществе по сравнению с обществом традиционным резко увеличивается вариативность социального поведения человека. При этом в ходе социализации используются и действуют механизмы воспитания и самовоспитания, образования и идентификации, но содержание их меняется.
Понятие «идентификация» означает установление собственных представлений о себе. Идентификация включает в себя разработку «Я-концепции», которая подразделяется на личную и социальную (профессиональную) идентичность; способность самооценки своих физических, интеллектуальных и нравственных характеристик; способность к самоопределению с точки зрения принадлежности к какой-либо общности.
Результаты нашего опроса в сентябре 2014 года (78 респондентов, студентов четвертого курса ДПИ НГТУ) показывают, что личностные характеристики составили 55,2% от общего спектра самоопределений, в который входят физические, интеллектуальные, психологические, поведенческие и другие характеристики (См. приложение 1.). А групповые характеристики, включающие семейную, профессиональную гражданскую, религиозную и другие общности, составили 28,1% в общем спектре самоопределений. При этом лидирующую позицию в группе «Личностная идентичность» при самоопределении заняла категория «Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики» («общительный», «меланхолик»). Она составила 38,3% от общего количества личностных характеристик. Далее по наполненности следовала категория «Общие личностные характеристики» («молодец», «гений») – 22,3%, а также категория «Поведенческие характеристики и привычки» («любитель смотреть телевизор», «курильщик») – 8,4%.
При определении групповой идентичности лидирующую позицию заняла категория «Профессиональная общность» («студент», «инженер»), которая составила 38% от общего числа. Далее следовала категория «Семейная общность» («дочь», «брат») – 26,3%, а также категория «Половозрастная группа» («девушка», «парень») – 13,2%. Важно отметить, что деловые качества участников исследования, которые могут быть применены в их будущей профессиональной деятельности, составили всего лишь 2,2% от общего количества характеристик. Это существенно меньше, чем психологические и общие личностные характеристики, которые невозможно было соотнести с учебной или профессиональной деятельностью.
В нашем исследовании самоопределения, связанные с профессиональной общностью, по численности превзошли самооценки, связанные с общностью семейной, что может свидетельствовать об утрате семьей функций референтной группы, способной к повсеместной поддержке своих членов. Такие характеристики, как национальная общность, религиозная общность, общественно-политическая группа, экономический класс или имущественный слой отсутствуют полностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что представление студентов о самих себе складывается на основе описания и оценки индивидуальных качеств, нежели на основе осознанной профессиональной принадлежности или членства в социальной группе. Тенденция, выявленная в 2006 году, не только сохраняется, но и усиливается.
После анализа полученных результатов можно предположить, что развитию этой тенденции способствует инерция определенных ценностных ориентиров, к которым можно отнести огромное количество потребительской рекламы, конкурсов красоты, конкурсов исполнителей, телевизионных программ, пропагандирующих индивидуализацию, сосредоточенность на себе, рефлексию по поводу собственного «Я» в противовес социально значимым видам деятельности. Видимо, ни семья, ни разнообразные аспекты студенческой жизни, такие как творческая, научная, досуговая деятельность, не стали для наших респондентов способом расширить спектр самооценок.
Факты, выявленные в нашем исследовании, могут быть интерпретированы по-разному: сохраняющийся общий позитивный тон самооценок подтверждает нормальное социальное самочувствие в студенческой среде. С другой стороны, слабая выраженность профессиональных качеств, минимальное количество самоопределений, связанных с принадлежностью к большим социальным группам, этническим, профессиональным, территориальным общностям, свидетельствует о «замыкании» на себе, стремлении жить в малой группе. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о высокой ценности личности, или, напротив, о нежелании или неумении воспользоваться основным правом личности на свободное самоопределение в реальной жизни, а не только в пространстве своих фантазий. Однако эти выводы нуждаются в уточнении и исследования идентичности неепременно будут продолжены.
Библиографический список
1. Просвирин, С.В. Самоидентификация как фактор профессионального и личностного развития // Будущее технической науки: тез. докл. VI Междунар. молодеж. научно-тех. конф. 16 мая 2007 г.. – Н.-Новгород, 2007. С. 335.
2. Кун, М., Макпартленд, Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.
3. Терентьева, И.Н. Социология. Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород, 2010.
Таблица №1. Результаты теста самоидентификации
№ анкеты № категории |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
1 |
Всего ответов: 758 |
||||||||||||||||||
2 |
Личная идентичность, общее количество характеристик: 418 В том числе: |
||||||||||||||||||
3 |
Физические качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
4 |
Интеллектуальные качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
5 |
Нравственные качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
6 |
Круг занятий |
+ |
++ |
+ |
|||||||||||||||
7 |
Деловые качества |
+ |
++ |
||||||||||||||||
8 |
Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики |
+++ +++ +++ +++ + |
+ |
+++ + |
+ |
++ |
++ |
+ |
+++ |
+++ |
+++ ++ |
+ |
+ |
+++ +++ + |
|||||
9 |
Поведенческие характеристики и привычки |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
10 |
Среда досуговой деятельности/любимые занятия |
+ |
+ |
||||||||||||||||
11 |
Общая личностная характеристика |
+ |
+++ +++ +++ + |
++ |
+ |
+++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+++ |
+ |
+ |
||||
12 |
Групповая идентичность, общее число характеристик: 213 В том числе: |
||||||||||||||||||
13 |
Семейная общность |
+ |
+ |
++ |
+++ |
++ |
++ |
+ |
++ |
++ |
+ |
++ |
|||||||
14 |
Первичная семейная группа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
15 |
Территориальная общность |
+ |
|||||||||||||||||
16 |
Профессиональная общность |
+ |
++ |
++ |
+ |
+++ |
+++ |
+ |
++ |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
++ |
|||
17 |
Гражданская общность |
+ |
++ |
+ |
|||||||||||||||
18 |
Национальная общность |
+ |
|||||||||||||||||
19 |
Религиозная общность |
||||||||||||||||||
20 |
Общественно-политическая группа |
||||||||||||||||||
21 |
Половозрастная группа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
22 |
Экономический класс, имущественный слой |
||||||||||||||||||
23 |
Массовая общность |
||||||||||||||||||
24 |
Экзистенциальные характеристики |
+++ |
+++ |
+++ |
+ |
+ |
+++ |
+++ |
+ |
++ |
+++ |
++ |
+++ |
+ |
+++ |
||||
25 |
Ситуативные характеристики |
||||||||||||||||||
26 |
«Любовь» |
+ |
++ |
+ |
Продолжение таблицы №1. Результаты теста самоидентификации студента
№ анкеты № категории |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
|
1 |
Всего ответов: 758 |
|||||||||||||||||
2 |
Личная идентичность, общее количество характеристик: 418 В том числе: |
|||||||||||||||||
3 |
Физические качества |
+++ |
+++ + |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
4 |
Интеллектуальные качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
5 |
Нравственные качества |
+ |
+ |
+ |
+++ |
+++ |
||||||||||||
6 |
Круг занятий |
+ |
+ |
+++ ++ |
+ |
++ |
+++ |
++ |
||||||||||
7 |
Деловые качества |
+ |
+++ |
+ |
+++ ++ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
8 |
Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики |
++ |
++ |
+++ |
+++ +++ +++ ++ |
+++ ++ |
+++ +++ ++ |
+++ +++ +++ + |
+++ +++ +++ +++ |
+++ +++ ++ |
+++ +++ |
+++ +++ +++ |
+++ +++ +++ ++ |
|||||
9 |
Поведенческие характеристики и привычки |
++ |
+ |
+++ |
+++ + |
+ |
+++ |
++ |
+++ |
+++ |
||||||||
10 |
Среда досуговой деятельности/любимые занятия |
+ |
+++ + |
+ |
++ |
++ |
||||||||||||
11 |
Общая личностная характеристика |
+ |
+ |
+++ ++ |
+ |
+ |
+ |
+++ |
++ |
+ |
+ |
+++ + |
+++ + |
+++ + |
||||
12 |
Групповая идентичность, общее число характеристик: 213 В том числе: |
|||||||||||||||||
13 |
Семейная общность |
+ |
+ |
+ |
++ |
++ |
+ |
+ |
||||||||||
14 |
Первичная семейная группа |
+ |
+ |
|||||||||||||||
15 |
Территориальная общность |
+ |
||||||||||||||||
16 |
Профессиональная общность |
+ |
+ |
+ |
+++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
17 |
Гражданская общность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
18 |
Национальная общность |
+ |
||||||||||||||||
19 |
Религиозная общность |
|||||||||||||||||
20 |
Общественно-политическая группа |
|||||||||||||||||
21 |
Половозрастная группа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
22 |
Экономический класс, имущественный слой |
|||||||||||||||||
23 |
Массовая общность |
|||||||||||||||||
24 |
Экзистенциональные характеристики |
++ |
++ |
+++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
25 |
Ситуативные характеристики |
|||||||||||||||||
26 |
«Любовь» |
+ |
+ |
+ |
Продолжение таблицы №1. Результаты теста самоидентификации студента
№ анкеты № категории |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
|
1 |
Всего ответов: 758 |
|||||||||||||||||||||||
2 |
Личная идентичность, общее количество характеристик: 418 В том числе: |
|||||||||||||||||||||||
3 |
Физические качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
4 |
Интеллектуальные качества |
+ |
||||||||||||||||||||||
5 |
Нравственные качества |
|||||||||||||||||||||||
6 |
Круг занятий |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
++ |
+ |
||||||||||||||||
7 |
Деловые качества |
+ |
||||||||||||||||||||||
8 |
Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики |
+++ |
+ |
++ |
+ |
++ |
+ |
+ |
++ |
+ |
++ |
+ |
+ |
++ |
||||||||||
9 |
Поведенческие характеристики и привычки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
10 |
Среда досуговой деятельности/любимые занятия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
++ |
++ |
+ |
|||||||||||||||
11 |
Общая личностная характеристика |
++ |
+++ |
+ |
+ |
++ |
||||||||||||||||||
12 |
Групповая идентичность, общее число характеристик: 213 В том числе: |
|||||||||||||||||||||||
13 |
Семейная общность |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
++ |
+ |
++ |
|||||||||||||
14 |
Первичная семейная группа |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
15 |
Территориальная общность |
|||||||||||||||||||||||
16 |
Профессиональная общность |
+ |
++ |
++ |
++ |
+ |
+ |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
17 |
Гражданская общность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
18 |
Национальная общность |
+ |
||||||||||||||||||||||
19 |
Религиозная общность |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
20 |
Общественно-политическая группа |
|||||||||||||||||||||||
21 |
Половозрастная группа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
22 |
Экономический класс, имущественный слой |
|||||||||||||||||||||||
23 |
Массовая общность |
|||||||||||||||||||||||
24 |
Экзистенциальные характеристики |
+++ |
+ |
++ |
+ |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+++ + |
+++ |
++ |
+++ |
++ |
++ |
++ |
+++ + |
+ |
+++ |
+ |
+++ |
+++ |
25 |
Ситуативные характеристики |
|||||||||||||||||||||||
26 |
«Любовь» |
Продолжение таблицы №1. Результаты теста самоидентификации студента
№ анке-ты № кате-гории |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
Относительное количество ответов, % |
||
1 |
Всего ответов: 758 |
100 |
|||||||||||||||||||||
2 |
Личная идентичность, общее количество характеристик: 418 В том числе: |
55,2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
Физические качества |
3,2 |
|||||||||||||||||||||
4 |
Интеллектуальные качества |
1,7 |
|||||||||||||||||||||
5 |
Нравственные качества |
+ |
+++ |
2,2 |
|||||||||||||||||||
6 |
Круг занятий |
+ |
+ |
4,0 |
|||||||||||||||||||
7 |
Деловые качества |
2,2 |
|||||||||||||||||||||
8 |
Психологический тип и эмоционально-психологические характеристики |
+++ |
++ |
+++ |
+ |
21,1 |
|||||||||||||||||
9 |
Поведенческие характеристики и привычки |
+ |
+ |
++ |
4,6 |
||||||||||||||||||
10 |
Среда досуговой деятельности/любимые занятия |
+ |
+ |
+ |
+ |
3,4 |
|||||||||||||||||
11 |
Общая личностная характеристика |
++ |
+ |
+ |
+++ +++ |
+++ ++ |
+++ +++ |
+ |
+ |
+++ |
+ |
12,8 |
|||||||||||
12 |
Групповая идентичность, общее число характеристик: 213 В том числе: |
28,1 |
|||||||||||||||||||||
13 |
Семейная общность |
++ |
+ |
+++ |
+ |
+ |
++ |
+ |
++ |
++ |
7,4 |
||||||||||||
14 |
Первичная семейная группа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2,4 |
|||||||||||||||
15 |
Территориальная общность |
0,3 |
|||||||||||||||||||||
16 |
Профессиональная общность |
+ |
++ |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
++ |
+ |
++ |
++ |
+ |
+ |
++ |
+ |
+ |
10,7 |
|||||
17 |
Гражданская общность |
+ |
+ |
+ |
++ |
+ |
2,8 |
||||||||||||||||
18 |
Национальная общность |
+ |
0,5 |
||||||||||||||||||||
19 |
Религиозная общность |
0,3 |
|||||||||||||||||||||
20 |
Общественно-политическая группа |
0 |
|||||||||||||||||||||
21 |
Половозрастная группа |
+ |
+ |
+ |
3,7 |
||||||||||||||||||
22 |
Экономический класс, имущественный слой |
0 |
|||||||||||||||||||||
23 |
Массовая общность |
0 |
|||||||||||||||||||||
24 |
Экзистенциональные характеристики |
++ |
+ |
+ |
++ |
++ |
+++ |
++ |
++ |
+ |
++ |
+ |
++ |
+ |
++ |
+ |
+++ |
15,8 |
|||||
25 |
Ситуативные характеристики |
0 |
|||||||||||||||||||||
26 |
«Любовь» |
0,9 |