В исследованиях, посвященных изучению различных аспектов психологической культуры личности, ученые отмечают, что сложность и многомерность данного феномена. Мы полагаем, что современный молодой человек должен обладать психологической грамотностью как необходимым минимумом психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие (И.А.Баева).
Для измерения психологической культуры у студентов-первокурсников мы использовали методику О.И. Моткова «Психологическая культура личности», которая имеет шкалу А (силу потребности) и шкалу В (степень осуществления потребности). Показателями являются самопознание, конструктивное общение, саморегуляция, творчество, конструктивное ведение своих дел, саморазвитие.В исследовании приняли участие 63 первокусника, обучающихся на разных направлениях подготовки (табл.1).
Таблица 1 – Уровни развития психологической культуры у студентов
Гру-ппа |
Самопо-знание |
Обще-ние |
Саморе-гуляция |
Твор-чество |
Конструк-тивность |
Самораз-витие |
ПК |
|||||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
|
ХТ |
4,0 |
3,7 |
4,3 |
3,9 |
4,2 |
3,6 |
3,9 |
3,4 |
4,4 |
3,7 |
4 |
3 |
4,20 |
3,73 |
ЭСН |
4,2 |
3,7 |
4,2 |
3,9 |
3,7 |
3,6 |
4 |
3,6 |
4,3 |
4 |
4,3 |
4,0 |
4,14 |
3,84 |
ЭК |
4,1 |
3,3 |
4,2 |
3,5 |
3,8 |
3,0 |
4,0 |
3,2 |
4,5 |
3,7 |
4,3 |
3,5 |
4,20 |
3,43 |
Интерпретируя некоторые параметры диагностики, отметим очевидную тенденцию, свойственную всем показателям и студенческим группам, вне зависимости от направления подготовки – осуществление психологических стремлений (шкала Б) ниже, чем уровни их силы (шкала А). Данная ситуация предполагает коррекцию, поскольку отсутствие реализации личностью своих культурно-психологических потребностей может привести к дисгармонии в отношениях, недостаточной мотивированностью на будущую профессию, негативным переживаниям, стрессу, конфликтам.