РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ОБЩЕСТВЕ: УГРОЗА ИЛИ УДОБСТВО? - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ОБЩЕСТВЕ: УГРОЗА ИЛИ УДОБСТВО?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На рубеже XX–XXI вв. в общественной жизни всего мира наблюдался переход к новому типу общественного устройства – информационному обществу. Если до этого времени наука занималась в основном накоплением и приумножением знаний, то в наше время она концентрируется в основном на способах обработки и анализа накопленных знаний, признавая первоочередную роль информатики и информационных технологий в своем дальнейшем развитии.

Благодаря внедрению в гуманитарные науки современных технологий стало возможно проведение большого количества новых исследований. Процесс развития техники повлек за собой рост использования технологий в гуманитарных областях знаний. Но действительно ли это столь необходимо? Не спровоцирует ли массовое внедрение достижений техники хаос в гуманитарной области знания? Или это приведет к стремительному росту гуманитарных наук? Лишь ответив на эти вопросы можно с уверенностью двигаться в выбранном направлений. Поэтому целью данной работы является выяснение необходимости внедрения достижения информационных технологий в сферу гуманитарных областей знания.

Для начала рассмотрим этапы развития науки по мнению ученых А. Сзалайя и Дж. Грея [3], разделивших историю науки на четыре периода по критерию объема используемых данных.

Первый период начался две с половиной тысячи лет назад, когда данных было совсем мало и наука была эмпирической.

Во время второго периода наблюдается рост количества данных, что сделало возможным появление научных теорий.

Третий период, начавшийся около 60 лет назад, характеризуется тем, что наука стала вычислительной. Появились компьютеры, которые позволили использовать методы численного моделирования. Появился термин «Вычислительное мышление» – это процесс, подразумевающий постановку проблемы и разработку методов её решения таким образом, чтобы решение было получено в форме, которая удобна для работы с вычислительными технологиями. Наблюдается активный рост объема данных. Сейчас мы, находясь в рамках этого этапа, принимаем как должное всю ту цифровую информацию, которой пользуемся ежедневно, и многие из нас даже не задумываются, насколько огромен банк цифровых данных и как быстро происходит наращивание информации. Согласно подсчетам, в 2009 г. объем цифровых данных составил 800 миллиардов гигабайт или 0,8 зеттабайт, в 2010 г. – 1,2 зБ, 2011 г. – 8 зБ, 2012 – 2,8 зБ, 2013 – 4,4 зБ. Но существенно большая часть всей этой информации является вторичной, копией исходных данных.

Четвертый период, в который мы, согласно прогнозам учёных, вступим через 5 лет, подразумевает возможность обработки и анализа огромных объемов данных и построение на их основе новых научных методов, превалирование созидательных теорий. Анализ такого огромного массива данных возможен только в автоматизированном виде.

Такая ситуация приведет к разделению всякой науки на два направления: Вычислительная наука – Х и Х-информатика, где вместо Х можно подставить любую научную дисциплину. Первое направление помогает ответить на вопрос «Что это за наука?», вторая же является исследованием на тему «Как это может быть?» [1].

Подобное разделение присутствует и в гуманитарной области знания: вычислительные гуманитарные науки и гуманитарная информатика, которую часто так же называют Digital Humanities или Цифровыми Гуманитарными Науками, подразумевая под этим названием процесс создания и применения современных технологий в гуманитарной сфере.

Основной целью Digital Humanities является преобразование культурных артефактов и методов в форму, пригодную для обработки цифровыми устройствами. Основный методом, применяемым в этой области, является метод междисциплинарного анализа, суть которого заключается в применении инструментов и методов разных наук к рассматриваемому объекту и выявлении общих закономерностей для цифровых и гуманитарных наук. В нашем случае, в качестве подобного предмета междисциплинарных исследований рассматриваются информация и информационные технологии, которые в основном направлены на эффективный анализ, поиск и хранение данных. Таким образом, на этот предмет направлены методы и подходы, как гуманитарных наук, так и методы, присущие техническим наукам, что позволяет получить принципиально новые результаты в процессе исследования [4].

Область применения технологий в гуманитарных науках поистине огромна. Она включает в себя изучение рукописей, анализ текстов, лингвистических изменений, обработку географических карт и многое другое. Digital Humanities – это исследование той новой информационной эпохи, в которой находится человечество, они направлены на изучение результатов внедрения цифровых технологий в гуманитарные науки, оценивают их возможности и рассматривают ограничения, налагаемые на них.

Ученый К. Андерсон выразил мысль, что в современной науке модели, методологии, теории могут быть заменены на качественный метод анализа данных и метода корреляции, который должен быть применен к массиву данных [2]. Эта мысль довольно спорная, нос другой стороны, находит подтверждение в некоторых примерах. Например, проект по разработке реактивного турбинного двигателя был завершен за два дня при использовании современных генетических алгоритмов, но ранее для разработки такой системы требовалось около пяти лет.

Но другой учёный, А. Реньи, не согласен, утверждая, что «математик является машиной для превращения кофе в теоремы, а ученый, возможно, является машиной для превращения данных в понимание» [1]. Действительно, понимание предмета исследования обычно выражается в теориях, моделях и методологиях. Надо отметить, что в подавляющем числе дисциплин теоретический аспект занимает доминирующую позицию, то есть, сначала учёные занимаются построением теоретической модели объекта, к которой впоследствии применяются различные методы, и для которой в итоге производится сбор данных.

Но при всех положительных аргументах не нужно забывать и о вытекающих проблемах: качество данных, их связность, хранение или полезность. Особенно актуальными для этой сферы являются проблемы, связанные с управлением системами данных, с контролем качества цифровых данных и с вопросами авторского права.

Примером этого может служить исследование норвежских ученых, которое показало, что при чтении текста в электронном виде материал воспринимается в несколько раз хуже. Тысяче студентов предложили прочесть рассказ, после чего они должны были продемонстрировать степень усвоения материала, ответив на несколько вопросов, отражающие степеньпонимания текста. Студенты группы, изучавшие рассказ с помощью электронных носителей, в целом показали худшие результаты, чем группа, читавшая текст с бумажного носителя. Большинство тех, кто читал рассказ с помощью цифровых устройств, неправильно воспроизвели хронологию текста, не справились с вопросами по содержанию и в целом показали худшее понимание сюжета и меньшее эмоциональное погружение. Ученые поясняют этот факт привычкой постоянно отвлекаться во время чтения на работу с другими приложениями, социальными сетями, сетью Интернет. Процесс чтения становится «прерывистым и фрагментированным, исчезает навык «глубокого чтения», как отмечают исследователи. С другой стороны, нельзя на основе этого делать вывод о необходимости полного исключения технологий из гуманитарных наук. Нужно понимать, что нужны новые приемы работы, чтобы помочь сконцентрироваться во время работы. В данном случае, например, можно отключить Интернет.

Таким образом, современная наука сейчас всё больше направлена на работу с цифровыми данными. Невероятно большой поток цифровых данных обеспечивает возможность решения уже существующих методологических проблем с использованием новых подходов, основанных на методе междисциплинарного анализа как с точки зрения естественных, так и с точки зрения гуманитарных наук.

В целом можно сказать, что Digital Humanities являются направлением, которое наилучшим образом отвечает требованиям, предъявляемым к гуманитарным наукам, использующим в своих исследованиях информационные технологии.

1. Они развиваются, дополняя как гуманитарные, так и естественные науки, привнося в каждую из них свои вклад.

2. Цифровые гуманитарные науки всячески способствуют развитию новых подходов к обработке и анализу социологических, исторических, культурных и других исследований.

3. Создание, развитие, широкое распространение и применение компьютерных технологий предоставляет новые пути для гуманитарных исследований, открывает доступ к большим объемам цифровых данных, новые технические инструменты, методологии и исследовательские инфраструктуры.

4. При этом не следует забывать, что все методы и технологии следует применять про необходимости, принимая во внимание положительные и отрицательные стороны данного подхода.

Таким образом, становится ясно, что всякое нововведение требует обдуманного подхода. Только рассматривая обе стороны вопроса можно добиться хороших результатов, избежать серьезных проблем и получить хорошие результаты.

Литература:

  1. Журавлева, Е.Ю. Эпистемический статус цифровых данных в современных научных / Е.Г. Журавлева//Вопросы философии. – 2012. – №2. – С. 113-123.

  2. Андерсон 2008 – Anderson C. The end of theory: The data deluge makes the scientific method obsolete // Wired. 2008. Vol. 16 (7). P. 108–109.

  3. Сзалай, Грей 2006 – Szalay A., Gray J. 2020 Computing: Science in an exponential world //Nature. 2006. Vol. 440. P. 413–414.

  4. Можаева, Г. В. (2013) Гуманитарные науки в эпоху цифровых технологий: от отраслевой информатики к Digital Humanities/ Г.В. Можаева// Открытое и дистанционное образование. №. 3(51). С. 10–16.

Просмотров работы: 1843