В настоящее время информационные технологии (далее ИТ) стали неотъемлемой частью человеческого бытия. Будучи призванными улучшить нашу повседневную жизнь, они надёжно установили своё активное влияние в нашей повседневной жизни, позволяя нам значительно расширить свои возможности как в сфере бытовых забот и общения, так и в сфере профессиональной и творческой деятельности. Но возникает ряд вопросов:
Как ИТ влияют на мыслительные способности?
Как ИТ влияют на коммуникативные способности?
Как их активное внедрение сказывается на трудовой деятельности человека?
Стоит ли им доверять важные данные для хранения?
Рассмотрим влияние ИТ на мыслительные способности. С давних времён люди активно накапливают все свои знания, полученные в ходе своей жизнедеятельности, и в настоящее время большая часть этих знаний хранится в глобальной сети Интернет, находясь в свободном доступе.
С одной стороны, мы имеем массу плюсов, которые очень характерны в первую очередь для сферы образования, которая является наиболее важной с точки зрения гносеологического аспекта человеческого бытия. В начале своего жизненного пути молодое поколение, являющееся будущим своей страны, проходит данную стадию, чтобы перейти на более высокий уровень познания мира, именуемый самообразованием. Перечислим эти плюсы:
Благодаря ИТ, мы можем сэкономить массу времени, затрачиваемого на поиск и обработку информации.
Как следствие, мы можем при меньших временных затратах получить больше информации.
Также ИТ обеспечивают нам свободный доступ к различным образовательным материалам, что есть весьма удобно, так как среднестатистический человек не может позволить себе собрать большую библиотеку у себя на дому в виду сильной нехватки материальных благ, будь то размер жилплощади или денежные средства.
Как следствие, мы можем свободно заниматься самообразованием в домашних условиях.
Также ИТ нам даруют возможность дистанционно обмениваться опытом с другими людьми, что подчас удобно при необходимости обменяться своими идеями с людьми из другого города или другой страны, опять таки для собственного саморазвития.
Ещё одним неоспоримым фактом является то, что ИТ помогают нам узнавать о том, что происходит в мире.
Но как и у любого явления, ИТ имеются и свои минусы:
Ввиду лёгкости получения полезной информации, человек может не заботиться о её сохранности в памяти, ибо в случае утраты при необходимости её можно с лёгкостью восполнить.
Как следствие потери информации или невозможности доступа к ней, человек сталкивается с трудностью ее воспроизведения, особенно, когда необходимо вывести одни знания из других.
У человека развивается навык сканирования, а навык внимательного, вдумчивого чтения длинного текста деградирует, как и любой другой навык, который не тренируют[ 1].
На просторах Интернета и прочих СМИ человек может наткнуться на заведомо ложную информацию, оказывающую дезориентирующее воздействие. Как сообщает Браженская Екатерина в [1], в результате проведённого ею опроса выяснилось, что более 80% студентов полностью доверяют информации, размещенной на Web-сайтах. И лишь некоторые студенты из тех, кто не полностью доверяет этой информации, обращаются в библиотеки для получения новой или проверки уже полученной информации.
Как следствие, у человека может сложиться искажённая картина мира, так как среднестатистический современный человек предпочитает непроверенную быстро полученную информацию своим собственным длительным рассуждениям.
Основным недостатком ИТ является то, что они обеспечивают доступ не только к образовательной информации, но и к информации развлекательного характера, оказывающей деструктивное воздействие на мыслительные способности человека.
Интересно обсудить влияние ИТ на коммуникативные способности. В последние несколько лет мы наблюдаем бурное развитие социальных сетей, которые изначально были призваны обеспечить удобное средство общения для массы людей. Но, к сожалению, данное явление стало обретать всё более жизненные черты, став неотъемлемой частью бытия многих людей. Избрав их, как альтернативу реальной жизни, они проводят «в сети» больше 10 часов в сутки, предпочитая виртуальное общение реальной жизни [2].
Но неужели социальные сети не имеют никаких достоинств? Разумеется, имеют. Выделим следующие позитивные стороны:
Благодаря социальным сетям мы можем связаться с другим человеком
Мы можем завести новые контакты по всему миру, находясь дома
Социальные сети помогают информировать других людей о каких-либо событиях или грядущих мероприятиях
Люди научились использовать социальные сети в сферах бизнеса и образования
Но опять-таки мы сталкиваемся с рядом недостатков, которые оказывают разрушительное воздействие на подрастающее поколение:
Как бы это странно ни звучало, но социальные сети разделяют людей. Опрос пользователей социальной сети MySpace, проведённый в 2012 году среди людей возрастной группы от 14 лет до 21 года, показал, что для 36% опрошенных легче говорить о своих проблемах в онлайне. Причём 72% опрошенных сообщили, что в реальной жизни они часто ощущают себя вне социума, им трудно отнести себя к определенной социальной группе[3].
Как следствие, социальные сети становятся источником зависимости у молодёжи.
В виду предыдущего стоит отметить, что, как сообщается в [2], завсегдатаи социальных сетей становятся зависимы от чужого мнения, выражаемого кнопкой, именуемой «лайком», так как личностные качества стираются, а «кнопка-лайк» становится центром виртуального бытия, определяющем «крутизну» или «востребованность» того или иного человека.
Также социальные сети полны различной низкоинтеллектуальной информации, которую многие «неокрепшие умы» идеализируют, считая пригодной для «внедрения» в повседневную жизнь [2].
Несомненно, одним из отрицательных качеств социальных сетей является пустая трата времени.
Будучи частью ИТ, социальные сети также имеют в своём арсенале заведомо ложную информацию, дезинформирующую «тамошних постояльцев».
Наконец, рассмотрим влияние ИТ на профессиональную сферу деятельности. Здесь мы наблюдаем весьма противоречивую картину. С одной стороны, внедрение ИТ избавляет работника от трудоёмкой или монотонной работы, будь то сборка изделия на заводе или обработка статистических данных.
На первый взгляд, всё хорошо, но с другой стороны, в глазах работодателя работник теряет значимость. Возникает вопрос: «Почему?». Ответ очевиден:
Во-первых, внедрённый робот, работающий в рамках заложенной в него программы, способен выполнять поставленную задачу в разы быстрее человека, подверженного различным внешним и внутренним воздействиям, а также вносящего субъективную погрешность.
Во-вторых, робот требует лишь начального капиталовложения непосредственно при внедрении в производство, не требуя платы за выполнение работы, в то время как человек требует стабильной заработной платы за свой труд, дающий, как мы отметили выше, худший результат.
Таким образом, глобальное внедрение ИТ в сферу профессиональной деятельности чревато тем, что в будущем многие люди останутся без работы, ибо в их трудовых/умственных силах не будет нужды. Разумеется, инженеры, разрабатывающие все новые и новые технические решения, не останутся без работы, но развитие искусственного интеллекта в будущем вполне сможет избавить человечество и от этого труда [2]. Таким образом, мы наблюдаем парадокс – разрабатывая и внедряя ИТ в профессиональную сферу бытия, человечество работает, чтобы оставить себя без работы. Хотя в виду того, что такой разворот событий достигнет развязки через несколько лет, то справедливо сказать, что нынешнее поколение «роет профессиональную могилу» последующим поколениям.
Естественно, возникает вопрос доверия ИТ. В настоящее время ИТ прочно укоренились в нашей повседневной жизни, заслужив доверие большинства людей. Но правильно ли мы поступаем, доверяя им? Рассмотрим положительные и отрицательные стороны.
На первый взгляд с появлением ИТ наша жизнь стала комфортнее:
Мы можем теперь совершать различные операции, сидя дома на стуле перед компьютером или держа в руках мобильный телефон, будь то оплата услуг, заказ какого-либо товара и т.п.
Для хранения какой-либо информации нам больше не нужно выделять территориальное место. Мы можем всё хранить на маленьком устройстве, которое подчас можно положить в свой карман.
Выглядит всё чарующе, но какие негативные стороны у данного явления?
Филина Наталья утверждает, что мы много доверяем компьютерным устройствам хранения информации, не задумываясь о том, что они могут выйти из строя в самый неподходящий момент или дать сбой [4]. И действительно, мы не можем полностью быть уверены, что доверенные данные будут в целости и сохранности всё время. Также у нас нет никаких гарантий, что к ним никто не осуществит несанкционированный доступ.
В виду этого можно лишь сказать, что самым рациональным решением данного вопроса является предоставление информационным технологиям на хранение тех данных, утрата которых не критична.
В качестве вывода отметим следующее: ИТ, несомненно, помогают нам в повседневной жизни, но мы при этом должны научиться ими пользоваться вопреки тому, что мы считаем, что уже научились это делать. Мы должны освоить ИТ, как наши далёкие предки когда-то освоили огонь, так как если мы этого не сделаем, то это будет чревато тем, что
человечество разучится самостоятельно мыслить,
растеряет все свои навыки, связанные с мышлением,
разучится общаться с другими людьми в реальном мире, предпочтя заточение в рамках виртуальной реальности,
потеряет работу благодаря роботам, делающим за нас любую работу быстрее и без требования платы за свой труд,
доверит жизненно необходимую информацию, накопленную за долгие годы, устройству, которое в любой момент может выйти из строя и привести к полной утрате этих данных.
Библиографический список
1. Браженская, Е.О. Плюсы и минусы информационных технологий [Текст] / Е.О. Браженская // Электронный сборник статей по материалам XV студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2013. – № 9 (12) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sibac.info/archive/Technic/9(12).pdf.
2. Влияние развития науки и техники на общество [Электронный ресурс] : Самое интересное в мире IT – Режим доступа: http://kulibaba.net/philosophy/impact-of-science-and-technology-in-society
3. Баловсяк Н. Интернет заменил молодежи реальную жизнь. [Электронный ресурс] / Н. Баловсяк. Режим доступа: http://ruformator.ru/news/article05889/default.asp
4. Филина Н. Интернет-ресурсы в управлении и экономике // Проблемы теории и практики в управлении. – 2010. – № 11. – С. 13-19.