ПОВСЕДНЕВНОСТЬ – ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ – ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время информационные технологии (далее ИТ) стали неотъемлемой частью человеческого бытия. Будучи призванными улучшить нашу повседневную жизнь, они надёжно установили своё активное влияние в нашей повседневной жизни, позволяя нам значительно расширить свои возможности как в сфере бытовых забот и общения, так и в сфере профессиональной и творческой деятельности. Но возникает ряд вопросов:

  • Как ИТ влияют на мыслительные способности?

  • Как ИТ влияют на коммуникативные способности?

  • Как их активное внедрение сказывается на трудовой деятельности человека?

  • Стоит ли им доверять важные данные для хранения?

Рассмотрим влияние ИТ на мыслительные способности. С давних времён люди активно накапливают все свои знания, полученные в ходе своей жизнедеятельности, и в настоящее время большая часть этих знаний хранится в глобальной сети Интернет, находясь в свободном доступе.

С одной стороны, мы имеем массу плюсов, которые очень характерны в первую очередь для сферы образования, которая является наиболее важной с точки зрения гносеологического аспекта человеческого бытия. В начале своего жизненного пути молодое поколение, являющееся будущим своей страны, проходит данную стадию, чтобы перейти на более высокий уровень познания мира, именуемый самообразованием. Перечислим эти плюсы:

  • Благодаря ИТ, мы можем сэкономить массу времени, затрачиваемого на поиск и обработку информации.

  • Как следствие, мы можем при меньших временных затратах получить больше информации.

  • Также ИТ обеспечивают нам свободный доступ к различным образовательным материалам, что есть весьма удобно, так как среднестатистический человек не может позволить себе собрать большую библиотеку у себя на дому в виду сильной нехватки материальных благ, будь то размер жилплощади или денежные средства.

  • Как следствие, мы можем свободно заниматься самообразованием в домашних условиях.

  • Также ИТ нам даруют возможность дистанционно обмениваться опытом с другими людьми, что подчас удобно при необходимости обменяться своими идеями с людьми из другого города или другой страны, опять таки для собственного саморазвития.

  • Ещё одним неоспоримым фактом является то, что ИТ помогают нам узнавать о том, что происходит в мире.

Но как и у любого явления, ИТ имеются и свои минусы:

  • Ввиду лёгкости получения полезной информации, человек может не заботиться о её сохранности в памяти, ибо в случае утраты при необходимости её можно с лёгкостью восполнить.

  • Как следствие потери информации или невозможности доступа к ней, человек сталкивается с трудностью ее воспроизведения, особенно, когда необходимо вывести одни знания из других.

  • У человека развивается навык сканирования, а навык внимательного, вдумчивого чтения длинного текста деградирует, как и любой другой навык, который не тренируют[ 1].

  • На просторах Интернета и прочих СМИ человек может наткнуться на заведомо ложную информацию, оказывающую дезориентирующее воздействие. Как сообщает Браженская Екатерина в [1], в результате проведённого ею опроса выяснилось, что более 80% студентов полностью доверяют информации, размещенной на Web-сайтах. И лишь некоторые студенты из тех, кто не полностью доверяет этой информации, обращаются в библиотеки для получения новой или проверки уже полученной информации.

  • Как следствие, у человека может сложиться искажённая картина мира, так как среднестатистический современный человек предпочитает непроверенную быстро полученную информацию своим собственным длительным рассуждениям.

  • Основным недостатком ИТ является то, что они обеспечивают доступ не только к образовательной информации, но и к информации развлекательного характера, оказывающей деструктивное воздействие на мыслительные способности человека.

Интересно обсудить влияние ИТ на коммуникативные способности. В последние несколько лет мы наблюдаем бурное развитие социальных сетей, которые изначально были призваны обеспечить удобное средство общения для массы людей. Но, к сожалению, данное явление стало обретать всё более жизненные черты, став неотъемлемой частью бытия многих людей. Избрав их, как альтернативу реальной жизни, они проводят «в сети» больше 10 часов в сутки, предпочитая виртуальное общение реальной жизни [2].

Но неужели социальные сети не имеют никаких достоинств? Разумеется, имеют. Выделим следующие позитивные стороны:

  • Благодаря социальным сетям мы можем связаться с другим человеком

  • Мы можем завести новые контакты по всему миру, находясь дома

  • Социальные сети помогают информировать других людей о каких-либо событиях или грядущих мероприятиях

  • Люди научились использовать социальные сети в сферах бизнеса и образования

Но опять-таки мы сталкиваемся с рядом недостатков, которые оказывают разрушительное воздействие на подрастающее поколение:

  • Как бы это странно ни звучало, но социальные сети разделяют людей. Опрос пользователей социальной сети MySpace, проведённый в 2012 году среди людей возрастной группы от 14 лет до 21 года, показал, что для 36% опрошенных легче говорить о своих проблемах в онлайне. Причём 72% опрошенных сообщили, что в реальной жизни они часто ощущают себя вне социума, им трудно отнести себя к определенной социальной группе[3].

  • Как следствие, социальные сети становятся источником зависимости у молодёжи.

  • В виду предыдущего стоит отметить, что, как сообщается в [2], завсегдатаи социальных сетей становятся зависимы от чужого мнения, выражаемого кнопкой, именуемой «лайком», так как личностные качества стираются, а «кнопка-лайк» становится центром виртуального бытия, определяющем «крутизну» или «востребованность» того или иного человека.

  • Также социальные сети полны различной низкоинтеллектуальной информации, которую многие «неокрепшие умы» идеализируют, считая пригодной для «внедрения» в повседневную жизнь [2].

  • Несомненно, одним из отрицательных качеств социальных сетей является пустая трата времени.

  • Будучи частью ИТ, социальные сети также имеют в своём арсенале заведомо ложную информацию, дезинформирующую «тамошних постояльцев».

Наконец, рассмотрим влияние ИТ на профессиональную сферу деятельности. Здесь мы наблюдаем весьма противоречивую картину. С одной стороны, внедрение ИТ избавляет работника от трудоёмкой или монотонной работы, будь то сборка изделия на заводе или обработка статистических данных.

На первый взгляд, всё хорошо, но с другой стороны, в глазах работодателя работник теряет значимость. Возникает вопрос: «Почему?». Ответ очевиден:

  • Во-первых, внедрённый робот, работающий в рамках заложенной в него программы, способен выполнять поставленную задачу в разы быстрее человека, подверженного различным внешним и внутренним воздействиям, а также вносящего субъективную погрешность.

  • Во-вторых, робот требует лишь начального капиталовложения непосредственно при внедрении в производство, не требуя платы за выполнение работы, в то время как человек требует стабильной заработной платы за свой труд, дающий, как мы отметили выше, худший результат.

Таким образом, глобальное внедрение ИТ в сферу профессиональной деятельности чревато тем, что в будущем многие люди останутся без работы, ибо в их трудовых/умственных силах не будет нужды. Разумеется, инженеры, разрабатывающие все новые и новые технические решения, не останутся без работы, но развитие искусственного интеллекта в будущем вполне сможет избавить человечество и от этого труда [2]. Таким образом, мы наблюдаем парадокс – разрабатывая и внедряя ИТ в профессиональную сферу бытия, человечество работает, чтобы оставить себя без работы. Хотя в виду того, что такой разворот событий достигнет развязки через несколько лет, то справедливо сказать, что нынешнее поколение «роет профессиональную могилу» последующим поколениям.

Естественно, возникает вопрос доверия ИТ. В настоящее время ИТ прочно укоренились в нашей повседневной жизни, заслужив доверие большинства людей. Но правильно ли мы поступаем, доверяя им? Рассмотрим положительные и отрицательные стороны.

На первый взгляд с появлением ИТ наша жизнь стала комфортнее:

  • Мы можем теперь совершать различные операции, сидя дома на стуле перед компьютером или держа в руках мобильный телефон, будь то оплата услуг, заказ какого-либо товара и т.п.

  • Для хранения какой-либо информации нам больше не нужно выделять территориальное место. Мы можем всё хранить на маленьком устройстве, которое подчас можно положить в свой карман.

Выглядит всё чарующе, но какие негативные стороны у данного явления?

Филина Наталья утверждает, что мы много доверяем компьютерным устройствам хранения информации, не задумываясь о том, что они могут выйти из строя в самый неподходящий момент или дать сбой [4]. И действительно, мы не можем полностью быть уверены, что доверенные данные будут в целости и сохранности всё время. Также у нас нет никаких гарантий, что к ним никто не осуществит несанкционированный доступ.

В виду этого можно лишь сказать, что самым рациональным решением данного вопроса является предоставление информационным технологиям на хранение тех данных, утрата которых не критична.

В качестве вывода отметим следующее: ИТ, несомненно, помогают нам в повседневной жизни, но мы при этом должны научиться ими пользоваться вопреки тому, что мы считаем, что уже научились это делать. Мы должны освоить ИТ, как наши далёкие предки когда-то освоили огонь, так как если мы этого не сделаем, то это будет чревато тем, что

  • человечество разучится самостоятельно мыслить,

  • растеряет все свои навыки, связанные с мышлением,

  • разучится общаться с другими людьми в реальном мире, предпочтя заточение в рамках виртуальной реальности,

  • потеряет работу благодаря роботам, делающим за нас любую работу быстрее и без требования платы за свой труд,

  • доверит жизненно необходимую информацию, накопленную за долгие годы, устройству, которое в любой момент может выйти из строя и привести к полной утрате этих данных.

Библиографический список

1. Браженская, Е.О. Плюсы и минусы информационных технологий [Текст] / Е.О. Браженская // Электронный сборник статей по материалам XV студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2013. – № 9 (12) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sibac.info/archive/Technic/9(12).pdf.

2. Влияние развития науки и техники на общество [Электронный ресурс] : Самое интересное в мире IT – Режим доступа: http://kulibaba.net/philosophy/impact-of-science-and-technology-in-society

3. Баловсяк Н. Интернет заменил молодежи реальную жизнь. [Электронный ресурс] / Н. Баловсяк. Режим доступа: http://ruformator.ru/news/article05889/default.asp

4. Филина Н. Интернет-ресурсы в управлении и экономике // Проблемы теории и практики в управлении. – 2010. – № 11. – С. 13-19.

Просмотров работы: 1346