ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рахимова Р.А. 1, Рассказова А.А. 1, Ибрагимова А.Р. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема использования проектной деятельности является одной из самых актуальных в учебно-воспитательном процессе в школе. Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план – внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Кроме того, новые ФГОС среднего (полного) общего образования ориентированы на становление личностных характеристик выпускника, а именно: на формирование организационно – деятельностных качеств учащихся (способность осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, наличие своего мнения, коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе).

Одной из моделей личностно-ориентированного обучения является проективная модель Н.И. Алексеева.В его модели сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре. Педагогическая технология в контексте личностно ориентированного обучения рассматривается этим автором, во-первых, как авторская (то есть создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей) и во-вторых, как принципиально неинвариантная, поскольку предполагает собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения. Поэтому педагог, принимающий идею личностно-ориентированного обучения, должен занять позицию его проектировщика.

Выше поставленная проблема подтолкнула нас к разработке уроков по математике на основе проектной модели личностно – ориентированного обучения Н.И. Алексеева. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы [1-3 и др.] позволил выделить следующие условия, которых мы придерживались организуя работу на уроках математики:

  • тематика проектов должна быть известна заранее;

  • учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем;

  • желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

В ходе проведенного исследования нами были разработаны уроки математики в 5-6-х классах и уроки алгебры в 7-9-х классах. Были выбраны следующие темы: «Масштаб» (5 кл.), «Пропорции вокруг нас» (6 кл.), «Как функция может связать воедино окружающий нас мир»(7кл.) и «В мире симметрии» (8 кл.). Фрагменты указанных уроков были апробированы во время практических занятий по дисциплине «Современные парадигмы образования». Разработанные уроки будут проведены нами во время предстоящей педагогической практики.В качестве примера рассмотрим один из уроков.

Тема:«Масштаб».

Тип: Урок закрепления знаний – практикум

Цели:

Образовательная: научить работать с масштабом, закрепить знания о переводе величин из одних единиц в другие, правильно выбирать масштаб для чертежа, плана;

Воспитательная: воспитание познавательной активности, самостоятельности, культуры общения;

Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимательности,умения анализировать информацию, сравнивать, описывать объекты с переводом в масштаб; обосновывать этапы решения учебной задачи.

Структура первого урока:

  1. Орг. момент – 3 минуты;

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся – 5 минут;

  3. Мотивация учебной деятельности учащихся – 6 минуты;

  4. Ознакомление учеников с инструкцией – 5 минут;

  5. Выполнение работы учащимисяпод руководством учителя– 23 минуты;

  6. Домашнее задание – 3 минуты.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод.

Ход урока:

Этап

Содержание этапа

Форма работы

Примечания

1

Орг. Момент

Подготовка и организация рабочих мест учащихся, положительный настрой на работу.

Индивидуальная

 

2

Актуализация знаний

Задание по переводу величин из одних единиц в другие.

Фронтальная

 

3

Мотивация учебной деятельности

Введение в проект. Вспомните, с какой темой мы работали на прошлом уроке? (Масштаб).

Что такое масштаб?

Зачем он нужен людям?

Зачем масштаб вам? (Ответы учащихся).

Есть проблемная ситуация – новая необустроенная детская комната. Поможем ее преобразить? (Да).

Что нам нужно сделать? (разработать проект детской комнаты, нанести различные предметы интерьера в масштабе.)

Фронтальная

 

4

Ознакомление учеников с инструкцией

Дано задание: посмотреть, какая мебель может располагаться в комнате, измерить ее.

Ученики должны разделиться на группы.

Участники группы должны выяснить, какая у них есть мебель и предметы интерьера, как разместить их на плане, перевести данный размер комнаты в масштаб.

Каждый участник группы должен изобразить свой проект в масштабе на плане.

Что должно у вас получиться?

(план детской комнаты, выполненный в масштабе).

Групповая

 

5

Выполнение работы учащимися под руководством учителя

Ученики знакомятся с заданием, определяют роль каждого участника группы, делают наброски плана, выполняют работу в масштабе, который сами определяют, готовят устную презентацию своих работ.

Групповая

 

6

Домашнее задание

Подготовить проекты.

   

Структура второго урока:

  1. Орг. момент - 2 минуты;

  2. Ознакомление учеников с инструкцией - 5 минут;

  3. Представление проектов учащимися - 28 минут;

  4. Обсуждение полученных результатов работы -4 минуты;

  5. Подведение итогов - 3 минуты;

  6. Домашнее задание -3 минуты.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод.

Ход урока:

Этап

Содержание этапа

Форма работы

Примечания

1

Орг. момент

Подготовка и организация рабочих мест учащихся, положительный настрой на работу.

Индиви-дуальная

 

2

Ознакомление учеников с инструкцией

Необходимо напомнить ученикам цель урока и ознакомить с инструкцией.

Фронтальная

 

3

Представление проектов учащимися

Что нам нужно было сделать? (разработать проект детской комнаты, нанести различные предметы интерьера в масштабе.)

Учащиеся по группам представляют свои работы, объясняют, какие объекты они изобразили, как перевели в масштаб.

Групповая

 

4

Обсуждение полученных результатов работы

Какой проект был самым лучшим? Почему?

Что бы вы изменили в своих работах?

Что дополнили, что убрали?

Групповая, фронтальная

 

5

Подведение итогов

Обсуждение вопроса: Что дала вам работа над проектом?

Фронтальная

 

6

Домашнее задание

Необходимо проанализировать проекты других групп и выявить недостатки.

   

Проведенные уроки показали, что при помощи метода проекта в процессе личностно-ориентированного обучения можно эффективно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Кроме того, проведенное анкетирование среди учащихся свидетельствует о том, что уроки с использованием данного метода очень интересны учащимся, они творчески подходят к разработкам проектов, активно участвуют в обсуждении проектов своих одноклассников. Итак, использование проективной модели личностно-ориентированного обучения позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным и поэтому более эффективным.

Библиографический список

  1. Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. –Тюмень, 1997. – 215 с.

  2. Математика.9-11 классы: проектная деятельность учащихся /авт.- сост. М. В. Величко. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт. – сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Просмотров работы: 1420