ПРЕВЕНТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В РАЗВИТИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРЕВЕНТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В РАЗВИТИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Зеликова О.А. 1, Манаева О.В. 1, Панявина Е.А. 1
1Воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Превентивные меры представляют собой совокупность средств осуществления мониторинга финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, обнаружения симптомов кризиса, методов диагностики, идентификации состояния экономики и прогнозирования ее развития, а также управленческих воздействий профилактического, локализационного и стабилизационного характера.

С позиций менеджмента кризисная ситуация характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия в процессе его деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные сроки предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства. Возникновению кризиса в экономике предприятия предшествуют кризисные симптомы, в той или иной степени отражающие масштабы, а также скорость развития кризисной ситуации с позиции усугубленияпрогнозируемого неудовлетворительного состояния.

Система превентивного управления малого предприятия – это система идентификации и прогноза экономического состояния, основанная на принципах, представленных на рисунке 1.

Представленные принципы служат основой организации превентивного управления малым промышленным предприятием при угрозе возникновения кризисных ситуаций.

В основе рассмотренных принципов превентивного управления лежат определенные варианты управленческих воздействий, обеспечивающие устойчивость в разных подсистемах малых промышленных предприятий.

Рисунок 1 – Принципы превентивного управления малым

предприятием

Основными этапами данного обеспечения являются:

1. Профилактика возникновения кризисных симптомов (отсутствие кризисных симптомов в результате диагностики и прогнозирования развития субъекта малого предпринимательства) путем поддержания устойчивого функционирования всех подсистем малого предприятия.

2. Предупреждение кризисных ситуаций: минимизация возможных потерь и обеспечение устойчивого развития МП посредством адресного управления подсистемами с кризисными симптомами (появление кризисных симптомов, возможность возникновения кризисной ситуации).

3. Недопущение перерастания кризисных ситуаций в кризисный процесс путем локализации и сжатия кризисных подсистем при стимулировании развития локомотивных и ведущих подсистем малого предприятия (кризисная ситуация, возможность формирования кризисного процесса).

Каждому этапу обеспечения устойчивого развития предприятия соответствуют определенные механизмы управленческих воздействий, которые в практике менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический [1].

Для профилактики возникновения кризисных симптомов необходимо разрабатывать портфель стратегических управленческих решений. Стратегические решения разрабатываются на длительный срок (от 1 года до 5 лет) и включают все подсистемы малого предприятия: производственную, финансовую, организационную, маркетинговую. Данные решения предусматривают, в первую очередь, разработку стратегического плана малой предпринимательской структуры, который включает изучение рыночной ситуации, оценку деятельности конкурентов, разработку производственной программы, потребность в финансовых ресурсах, формирование «команды» малого предприятия, планирование цен и продвижение продукции. Стратегические решения направлены на радикальные изменения в деятельности малой предпринимательской структуры: выход на новые рынки, изменение ассортиментной политики, расширение или сокращение деятельности.

Таким образом, портфель стратегических управленческих решенийпредставляет собой наступательную стратегию в развитии предприятия, обеспечивающую оптимизацию необходимых параметров подсистем, подчиненную целям ускорения экономического развития малого предприятия.

Недопущение перерастания кризисных симптомов в кризисную ситуацию предусматривает разработку портфеля тактических решений, которые разрабатываются на небольшой период (квартал, год).

Такие решения распространяются преимущественно на те подсистемы предприятия, в которых возникли кризисные симптомы. В зависимости от подсистемы малой предпринимательской структуры, тактические решения могут быть связаны с продумыванием новой схемы поведения на рынке, изменением ценовой политики, оптимизацией работы коллектива, закупкой нового оборудования, внедрением системы скидок и бонусов, организацией рекламных акций. Очевидно, что тактические решения детализируют стратегические.

Тактический портфель управленческих решений,используя отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций развития отдельных подсистем и обеспечение устойчивого развития малого предприятия.

Портфель оперативных решений разрабатываетсядля минимизации последствий кризисных ситуаций, недопущения перерастания в кризисный процесс. Оперативные управленческие решения в данном случае являются кратковременными (до трех месяцев) и представляют собой в основном защитную реакцию малого предприятия на неблагоприятные тенденции в экономическом развитии. Примером оперативных управленческих решений могут служить заключение договоров с поставщиками и потребителями, реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности, рационализация производства, производственных запасов, выполнение технических заданий (ремонт оборудования, устранение брака), обеспечение предприятия необходимыми ресурсами и информацией.

Оперативные решения выполняют регулирующую функцию непосредственно в ходе деятельности предприятия, с их помощью решаются первоочередные, неотложные проблемы. Такие решения принимаются в процессе ежедневного мониторинга состояния и развития экономики малого предприятия и требуют постоянного контроля со стороны руководителя.

Таким образом, портфель управленческих решений – это выбор оптимальных вариантов обеспечения устойчивости развития малых предприятий с учетом особенностей их жизненных циклов.

Портфели управленческих воздействий могут применяться на различных этапах жизненного цикла малого предприятия. На стадии зарождения и становления малого предприятия может применяться портфель стратегических решений, так как эта стадия жизненного цикла предполагает тщательное изучение спроса на продукцию, конкурентов, корректировку стратегии, определение структуры капитала, организацию управленческого процесса.

Стадия роста предполагает использование тактического портфеля управленческих решений вследствие устранения организационных проблем, обеспечения баланса между повышением качества выпускаемой продукции и поиском новых сфер деятельности, необходимости и возможности технического перевооружения, корректировки перспективных планов малого предприятия из-за изменений в поведении конкурентов.

Стадия зрелости характеризуется применением оперативных управленческих решений, так как этот этап жизненного цикла характеризуется рационализацией всех видов ресурсов, регулированием текущей деятельности малого предприятия.

Программа превентивного управления в зависимости от стадии жизненного цикла малого предприятия включает в себя ряд комплексных блоков управленческих мероприятий, реализация которых позволит существенно повысить эффективность деятельности субъекта малого предпринимательства. Концепция жизненного цикла и механизм превентивного управления малым промышленным предприятием предусматривает четыре комплексных блока мероприятий по управленческому воздействиюмалой предпринимательской структуры в целом:

1) мероприятия по рационализации инновационной идеи создания малого промышленного предприятия на этапе зарождения;

2) мероприятия по совершенствованиюорганизации управления на этапе становления малого предприятия;

3) мероприятия по модернизации финансовой системы на этапе роста;

4) мероприятия по улучшению организации маркетинга на этапе зрелости малого предприятия.

Каждый из четырех блоков состоит из более мелких элементов (непосредственно управленческих решений), необходимых для устойчивого функционирования и развитиямалого промышленного предприятия, применяемых в целях нейтрализации угрозы появлений кризисных симптомов, ситуаций и процессов.

Считаем необходимым предложить следующие управленческие решения по каждому блоку воздействия:

1. Управленческие воздействия по рационализации инновационной идеи создания предприятия на этапе зарождения малого предприятия. В данном блоке мероприятий можно выделить следующие управленческие решения:

- поиск сегментов рынка профильной продукции или технологически близких видов продукции, на которые существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

- выработка долгосрочной стратегии предприятия: определение производственной программы, структуры финансовых ресурсов малого промышленного предприятия, маркетинговой составляющей;

- информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с акцентом на сильные стороны продукции.

2. Мероприятия по совершенствованиюорганизации управления на этапе становления малого предприятия. Данный блок воздействий включает следующие управленческие решения:

- децентрализация функций управления;

- разработка методов мотивации управленческого персонала в результатах деятельности малого предприятия;

- увольнение малоквалифицированных работников аппарата управления или повышение их квалификации;

- коллективное принятие наиболее важных для деятельности малого предприятия решений;

- рационализация производства: сокращение длительности незавершенного производства за счет применения современных технологий, повышение качества продукции за счет внедрения контроля качества.

3. Совершенствование финансовой системы на этапе роста малого промышленного предприятия предполагает реализацию таких управленческих решений, как:

- снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности: внедрение ресурсосберегающих технологий, контроля за потреблением энергоресурсов, тщательный отбор сырья и компонентов, уменьшение объемов материальных отходов и их использование для производства сопутствующей продукции;

- ускорение оборота денежных средств путем создания системы скидок для клиентов;

- нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты, а также применение системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты;

- реструктуризация кредиторской задолженности: определение перечня кредиторов, долги которым следует погашать полностью или частично в первую очередь, рассрочка платежа, определение возможности переноса срока оплаты задолженности, погашение задолженности активами малого предприятия, индивидуальный подход к различным кредиторам – задержка платежей одним, своевременная оплата другим, а также поиск заемных ресурсов с наиболее лояльными условиями кредитования;

- улучшение инкассации дебиторской задолженности: оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления кредита, систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям.

4. Мероприятия по улучшению организации маркетинга на этапе зрелости малого промышленного предприятия предусматривают следующие управленческие решения:

- формирование системы заказов и сбытовой сети;

- формирование системы послепродажного обслуживания продукции деревообрабатывающих предприятий, в частности, для предприятий по производству паркета – предоставление услуг по обслуживанию уложенного паркета;

- увеличение объемов продаж: проведение маркетинговых исследований за ценой по аналогичной продукции в регионе, проведение анализа цены и объема продаж, нахождение наиболее разумного компромисса – уменьшение отпускной цены для увеличения доли предприятия на рынке либо возможность повышения цены при сохранении рыночной ниши;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия: определение конкурентных преимуществ своей продукции и возможности извлечения выгод из них;

- информирование потребителей о предприятии и выпускаемой продукции с помощью применения различных видов рекламы.

Таким образом, управленческое воздействие в рамках превентивных мер управления малым промышленным предприятием по стадиям жизненного цикла можно представить ввиде направлений, представленных на рисунке 2.

Рисунок 2 – Направления управленческих воздействийна малых предприятиях по стадиям жизненного цикла в целях избегания кризисных ситуаций

Предложенные управленческие решения по стадиям жизненного цикла формируют систему управленческого воздействия, направленную на обеспечение устойчивости экономического развития малого промышленного предприятия при угрозе возникновения кризисных симптомов, ситуаций и процессов.

Список использованных источников

1. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент [Текст] / И.А. Бланк// Киев: Хельга, 2004. – 399 с.

2. Зелепугин А.Д. Состояние и пути развития производственного предпринимательства в России [Текст] / А.Д. Зелепугин // Лесотехнический журнал. – 2011. – № 3 (3). – С. 153-163.

Просмотров работы: 2145