Как нам известно, «статистика знает всё», но сегодняшняя экономика строится таким образом, что подавляющая часть представителей малого бизнеса, не желает показывать полные статистические данные о своей предпринимательской деятельности.
В любом государстве статистика малого бизнеса должна помогать принятию важных решений на государственном уровне, но, к сожалению, на практике и в реальности все происходит совсем иначе. Ученые отмечают, что частные предприятия не хотят вести «белый» учет заработной платы своих подчиненных, чтобы избежать высоких налоговых выплат. На основании статистики малого бизнеса государственные органы также могли бы планировать и прогнозировать развитие отдельных отраслей экономики, выравнивать развитие отдельные регионов, но до сих пор, получить «правдивые» данные о работе малых предприятий трудновыполнимо, а порой и невозможно.
Так что же такое малое предпринимательство? Какова его сущность?
Малое предпринимательство − это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих в роли экономических субъектов рыночных отношений.
Малое предпринимательство содействует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов различных уровней, способствует снижению безработицы, пополнению рынка товарами и услугами. Малый бизнес воздействует на развитие экономики, стабилизирует ее внутренние процессы, оказывает стимулирующее воздействие. Сегодня малое предпринимательство находится на стадии ускоренного развития. Все сферы экономики заинтересованы в развитии малого предпринимательства, поскольку оно является одним из источников формирования финансовой системы государства, оно является доходной частью бюджета. Необходимо продолжать работать в этом направлении, для того, чтобы как можно больше экономических субъектов были заинтересованы в производственной, инновационной и инвестиционной деятельности. [4, c.114]
Для малого бизнеса характерен ряд особенностей, а именно: независимость юридического лица, хозяйственная самостоятельность, ограниченная численность рабочих, небольшие размеры по основным показателям деятельности хозяйствующих субъектов.
Развитие малого бизнеса, как правило, создает условия для форсированного экономического развития, содействует насыщению местного рынка, возмещая, вместе с этим, издержки рыночной экономики.
Малый бизнес включает в себя большой потенциал для оптимизации путей развития экономики страны и общества в целом. Характерной чертой малого предприятия является значительная интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества. На практики, это означает, что на малом предприятии не может быть лишних станков и оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишнего количества персонала. Данное обстоятельство является важнейшим фактором достижения рациональных показателей экономики в целом.
Рассмотрим несколько важных преимуществ малого бизнеса:
Увеличение доли экономически активного населения, что приводит к росту доходов граждан и способствует сглаживанию диспропорции в благосостоянии различных групп;
Рост числа собственников − главного «гаранта» политической стабильности в современном обществе;
Создание новых рабочих мест;
Трудоустройство населения;
Разработка проектов;
Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, малые предприниматели более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. МП намного быстрее приспосабливаются к изменяющейся конъектуре рынка. Малые предприятия склонны к рисковой деятельности, поскольку они способны быстрее приспосабливаться к изменениям в экономической сфере. [5, c. 117]
Тем не менее, малому бизнесу присущ ряд недостатков, а именно:
Высокий уровень риска в неосуществлении задуманных проектов;
Зависимость от крупных монополистических компаний;
Слабая компетентность руководителей;
Трудности в заимствовании финансовых средств;
Недостатки в управленческой базе.
Оценка национального уровня и масштабов предпринимательства в России дается также в опубликованном отчете международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства». В отчете по итогам 2013 года отмечается, что только 3% предприятий малого бизнеса в России удается продержаться на рынке дольше 3 лет (Таблица 1.).
Таблица 1. МП в разных странах, ведущие деятельность более 3 лет, 2013 год.
Страна |
Деятельность более 3 лет |
Россия |
3% |
Норвегия |
6,15% |
Финляндия |
6,65% |
Испания |
8,39% |
Как указано в отчете, одно из решений проблем российского предпринимательства лежит в преодолении начального этапа и повышении выживаемости компании.
В то же время есть данные о том, что предпринимательская активность в России продолжает расти. В 2013 г. доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения страны выросла почти на четверть по сравнению с уровнем 2012 г. и составила 5,63%. По этому показателю Россия близка к развитым странам (Таблица 2.)
Таблица 2. Доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения на 2013г.
Страна |
Предпринимательская активность |
Россия |
5,63% |
Испания |
5,21% |
Финляндия |
5,29% |
Норвегия |
6,25% |
А вот от ряда других стран по этому показателю Россия значительно отстает (Таблица 3):
Таблица 3. Доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения на 2013г.
Страна |
Предпринимательская активность |
Россия |
5,75% |
Китай |
14,02% |
Бразилия |
17,3% |
ЮАР |
10,59% |
Индия |
9,88% |
Данные о финансовом состоянии сектора Малого Предпринимательства (МП) были получены по результатам недавних исследований. В исследовании зафиксировано ухудшение большинства показателей финансового положения и экономической деятельности субъектов МП в РФ. Интересно проанализировать изменение состояния малого предпринимательства на примере статистических данных. В частности рассмотрим некоторые из них, а именно: [3, c. 176]
свыше трети опрошенных малых предпринимателей − 32,7% − отметили ухудшение и «спад» своего финансового положения;
доля малых предпринимателей, планирующих инвестиционную деятельность, упала на 2,0%− до 36,0%;
уменьшилась на 16,0% занятость предприятий в 2013 г.;
В 2013 г. закрылось в 2 раза больше предприятий по сравнению с 2012г. Ученые отмечают, что существенное ухудшение положения российских МП за последние годы связано со снижением потребительского спроса. Необходимо изучать поведение потребителей, их предпочтения и, в связи с этим, вносить изменения в управление МП.[2, c.120]
Немало важно отметить, что инвестиции малых предприятий в последнее время стабильно растут и уже достигли 522 млрд. руб., на конец 2012 года. Для анализа инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, обратимся к Таблице 4.
Таблица 4. Основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства по состоянию на 01.01.2013г.
Микро-предприятия
Малые предприятия
Средние предприятия
Индивидуальные предприниматели
Количество субъектов МСП, тыс. ед.
1760,0
243,0
13,8
2628,9
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек, тыс. чел. |
4248,9
6506,8
1719,5
5644,2
Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей
8347,4
15116,3
4110,6
8707,4
Интересно ознакомится со статистическими данными о количестве зарегистрированных МП по федеральным округам РФ, обратимся к Таблице 5.
Таблица 5. Количество зарегистрированных МП на 1 июня 2013г в расчете на 100 тыс. человек населения.
Федеральный округ |
Единиц |
Прирост/сокращение за период 1.07.2011-1.07.2012 |
В % от среднего по РФ |
РФ |
167,5 |
4,76 |
100,0 |
Центральный ФО |
186,9 |
1,22 |
112,7 |
Северо-Западный ФО |
245,5 |
-18,29 |
147,9 |
Южный ФО |
132,9 |
6,52 |
79,3 |
Северо-Кавказский ФО |
59,8 |
-6,37 |
35,4 |
Приволжский ФО |
163,2 |
3,94 |
98,5 |
Уральский ФО |
171,7 |
33,93 |
103,5 |
Сибирский ФО |
153,2 |
10,37 |
92,4 |
Дальневосточный ФО |
173,9 |
19,4 |
105,9 |
Увеличение числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксировано в шести федеральных округах РФ. Наиболее существенный рост отмечен в Уральском федеральном округе (на 25,3% или на 33,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей); в Дальневосточном федеральном округе (на 12,2% или на 19,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей); и в Сибирском федеральном округе ( на 7,3% или на 10,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). Несущественно количество малых предприятий выросло в Южном федеральном округе (на 5,4% или 6,4 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей); в Приволжском федеральном округе ( на 2,2% или 3,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей); и в Центральном федеральном округе ( на 0,9% или 1,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).[6, c. 43]
Также важно обратить внимание на размещение малых предприятий по видам экономической деятельности за 2013г. (Рис. 1.).
Рис. 1.Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2013 г. в РФ (на конец года; %).
Малые предприятия в России сталкиваются с большими трудностями и проблемами.
Главная проблема заключается в дефиците ресурсной базы, как финансовой, так и материально-технической. Необходимо как можно больше привлекать инвестиции со стороны, а так же стимулировать внутреннее производство, ведь, как известно, малый бизнес вовлекает в хозяйственный оборот собственные средства, а в большинстве своем, их недостаточно. Поэтому финансовые ресурсы, находящиеся в собственности фирмы, должны использоваться исключительно по назначению, недопустимо нецелевое использование средств, это может привести к банкротству.
Следующая, немаловажная, проблема — узкая нормативно-правовая база. Государственным органам, всячески необходимо содействовать развитию малого бизнеса, а для этого следует создать оптимальные законодательные условия, учитывать влияние различных факторов на деятельность МП.
Сегодня нет соответствующего учета результатов работы малых предприятий, отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий, нет возможности у специальных органов правильно и своевременно осуществлять финансовый контроль.
Также следует отметить, что материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется не всегда во время и в недостаточном объеме. Станки, машины, приборы, оборудование, предназначенные для малых предприятий отсутствуют, так как это требует значительных единовременных финансовых затрат. Не каждое МП в состоянии за раз понести такие большие расходы на закупку всего необходимого оборудования. Некоторые и в течение всего времени работы фирмы, не в силах приобрести новое оборудование, оснащенное необходимыми функциями, ведь у малого предприятия не так много внутренних источников финансирования деятельности. Чаще всего их приходится привлекать из вне.
Следующая важная проблема – это кадры, человеческие ресурсы.Часто мы слышим: «предпринимателем надо родиться». По этому поводу тяжело возразить, но нельзя и не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей без сомнения меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний, который даст им возможность грамотно осуществлять предпринимательскую деятельность, рационально использовать ресурсы, не доводить состояние предприятия до грани банкротства, исчезновения. [2, c. 213]
Между тем с обучением в области бизнеса дела обстоят далеко не самым лучшим образом. Этому не всегда можно научиться, потому что человек, который хочет связать свою судьбу с бизнесом, должен обладать волевыми качествами, продумывать все наперед, быстро принимать решения, не теряться в стрессовых ситуациях. Так что далеко не все, кто прошел школу бизнеса становится первоклассным предпринимателем и управленцем. Это приходит со временем, навыки необходимо накапливать в течении предпринимательской деятельности и закреплять на практике.
Непростая проблема заключается и в социальной защите предпринимательской деятельности. Ранее существовавшая система социальных гарантий и социального обеспечения, на основе распределения общественных фондов, в современных условиях практически потеряла смысл.
Далее следует обратить внимание на основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства:
системное развитие инфраструктуры;
формирование благоприятного предпринимательского климата;
расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
В настоящее время важным является вопрос развития малых предприятий. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики всей страны в целом.
Социальная функция малых предприятий заключается в их способности поглощать незанятую рабочую силу в больших масштабах, снижать социальную напряженность, безработицу, межотраслевое и межтерриториальное неравенство. Следовательно, развитие малых предприятий − это наиболее дешевый путь к рынку, который закладывает глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране. [1, c. 226]
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что малый бизнес – это вид предпринимательской деятельности, который осуществляется субъектами рыночной экономики при особых условиях, установленных законодательством. Малому предпринимательству присуща гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры, а это в свою очередь способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.
Список литературы:
1. Бычкова, С.Г. Социально-экономическая статистика: Учебник для бакалавров / С.Г. Бычкова. - М.: Юрайт, 2013г. − 591 c.
2. Статистика: учебник / И.И. Елисеева и др.; под ред. И.И. Елисеевой. – М: Высшее образование, 2011г. − 566 с.
3. Экономическая статистика. Учебник. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е.−М: Юрайт, 2011г. – 204 с.
4. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие / Я.С. Мелкумов. - М.: ИНФРА-М, 2013г. − 236 c.
5. М.Г. Назаров. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.Г. Назарова. − М: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2011г. − 771 с.
6. Яковлева, А.В. Экономическая статистика: Учебное пособие / А.В. Яковлева. − М.: ИЦ РИОР, 2013. − 95 c.