В течение многих веков русский человек накапливал, развивал культуру отечества ее потенциал. Из-за тяжелых событий русской истории, наша культура не сразу стала играть значимую роль в мировых масштабах. Русский народ постоянно подвергался набегам, войнам. Следовательно, происходил обмен аспектов культуры и традиций. Так же не стоит забывать, что народ России периодически формировался из людей других наций и религий. И всегда был максимально открыт для всех, кто желает войти в партнёрство с русской культурой, поэтому это ещё раз доказывает, что наша культура состоит из симбиоза культур.
Вообще, что такое русская культура, что для нее характерно, чем отличается от всех прочих? Главной чертой, по-нашему мнению, является ее художественная сила, которая тесно связана с нравственными ценностями. Русская культура - совесть, духовный источник сил русского народа. Так же к характерным чертам русской культуры, можно отнести богатейший, красивейший, могучий русский язык. Разнообразие русского языка, связано опять-таки с тем, что территория, на которую распространялся русский язык, была очень велика, что одно только различие в бытовых, географических условиях, разнообразие религий, а так же смешение «межнационального общения» с высоким и торжественным церковно-славянским языком создавало огромный запас слов.
В Увлекательное путешествие заводит нас история русской культуры. Заманчиво проследить путь её становления, начиная с древней Руси, заканчивая сегодняшним днём. Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:
-Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
-Патриотизм, главный герой, воин - богатырь
-Господство в идеологии религиозного мировоззрения.
Но, не смотря на это, древне-русские зодчие в столярном мастерстве, в плотничестве, в иконописи и фреске не уступали Западу.
XIII-XIV века: нашествие Татаро-монгольского иго, внёсшее огромное изменение во все сферы русского общества. Изменилась одежда: длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами, цветными шароварами и сафьяновыми сапогами. В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы, и т. д.
Они привнесли в русскую культуру пельмени, кофе, тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, архитектурные знания и идеи, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов – все это влияние Востока.
В танцевальном искусстве так же прошли изменения. В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары — дамы и кавалера, в танцах русских и восточных народов это не важно. Движениям дается простор для импровизации. Аналогично восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела.
Особенности культурного развития России на пороге нового времени (17 век). Главная особенность переходного периода от эпохи Средневековья к Новому времени считается процесс обмирщения. Средневековое мировоззрение начинает разрушаться. Возрастало внимание к человеку и его месту в мире. С этой тенденцией возрос интерес к окружающему миру. Вследствие чего появляются первые опыты и теоритическое осмысление. В это время расширяется начальное образование, строятся специальные школы, уровень грамотности постепенно увеличивается. Со временем, несмотря на отличие развития Руси от западноевропейских стран, русская культура развивалась в общем русле европейской культуры.
В XVIII веке русская культура стала все больше и больше придерживаться черт французского стиля. От архитектуры до словесности французская культура стала служить образцом для подражания в России. Характерные признаки культуры того времени:
- зарождающийся интерес к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка
- изящность
-раскрытие душевного мира человека и его личности.
-жанровое разнообразие в литературе (элегии, оды, трагедии, сотиры, комедии).
Российская культура XIX в. впервые за всю историю начала оказывать воздействие на культуру зарубежных стран. XIX в. в России представляет калейдоскоп различных течений, стилей.Первая половина XIX в. — Золотой век русской литературы. За короткое количество времени сформировались литературные течения: сентиментализм, романтизм, реализм. Творили свои великие произведения Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и др. русские писатели, известные во всем мире.
В это время в музыке зарождается новый стиль – русский романс, который представляет собой смешение поэтического и вокально-инструментального искусства. Вклад в развитие этого течения внесли композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв. Имена исполнителей, которые заставляли заслушиваться поклонников этого стиля не только в России, но и за границей мы знаем до сих пор поименно : Вертинский Александр Николаевич, Утесов Леонид Осипович, Зыкина Людмила Георгиевна.
В начале XIX в. большое значение приобретали научные открытия. В сфере астрономии в 1839 г. закончилось строительство Пулковской астрономической обсерватории, в которой был установлен огромный телескоп, с помощью него было сделано масса открытий, которыми пользовались ученые всего мира. Для исследования отдаленных для России территорий были организованы кругосветные экспедиции, начало которым положили великие деятели Ю. Лисянский и И. Крузенштерн. В конце XIX в. большое значение имели открытия в области химии: анилиновые красители из бензола Н. Зинин, периодический закон химических элементов, созданный Менделеевым,
В области физики: П. Шиллинг создал электромагнитный телеграф в 1832, Б. Якоби разработал метод гальванопластики и работал над созданием электрического двигателя.
Архитектура начала XIX в. характеризуется крупными ансамблями. В нынешнем Санкт-Петербурге было построено уникальное, по тем временам, здание Адмиралтейства, на стрелке Васильевского острова воздвигли здание Биржи, на Невском проспекте – Казанский собор. Они восхищают своей красотой и законченностью форм до сего времени!
Для второй половины XIX в. характерно разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту А.И.Рязанова построили дворец Великого князя Владимира Александровича, заставлявший туристов со всего земного шара, ехать в Россию за вдохновением и любоваться уникальными работами русских мастеров.
Советская культура внесла вклад в развитие науки, искусства, освоение космоса, в решение проблем социальной справедливости. Но, до этого многое было и утрачено. Вспомним хотя бы эпоху распродажи советской властью русских библиотек (1932-1934 гг.). В то время очень много русских ценных книг, журналов и архивов попало за рубеж.
В Европе был организован ряд русских музеев, которые существуют до сего времени. Самый богатый и ценный принадлежит Лейб-Казакам и помещается в приобретенном для него доме - Павильоне в Аньере под Парижем. В нем хранятся все казачьи реликвии, вывезенные из России.
Чрезвычайно богат и разнообразен музей П.В. Пашкова в Париже, заключающий исключительную коллекцию форм Русской Армии, знаков отличий и медалей. Ценный Архив по истории Первого Кадетского Корпуса хранится у К.Н. де Рошефора в Париже. У него же имеется единственная в своем роде коллекция русских национальных областных костюмов.
Исключительно ценны музеи-собрания русского фарфора, из которых самое богатое принадлежит А.А. Попову в Париже. В нем представлены все русские фарфоровые заводы в разные эпохи их существования.
Большую ценность представляют собрания Русских икон за рубежом. В Германии имеются богатые собрания икон, вывезенных из России во время оккупации. За границей имеется немало полотен русских мастеров, которые выставлялись на русских выставках до Великой Отечественной войны. Картины из Российского Посольства в Париже (царские портреты) перешли в Русский Дом в Сент Женьев де Буа.
На современном этапе (1990-2010 гг.) произошли существенные трансформации культуры – это время краха социализма, острой борьбы между сторонниками разных путей развития России и ее культуры, начало "гласности", снятия цензурных ограничений и существования культуры независимо от государственных установок. Характерные черты этого времени:
- наблюдается широкий плюрализм мнений,
- расширение влияния массовой американской культуры на общественное сознание,
- упадок российской культуры и науки.
Согласно анализу динамики развития инфраструктуры отрасли и оценки доступности культурных благ для населения страны, проведённых Сектором экономики культуры ГИИ РФ мы можем видеть, что посещаемость культурно-досуговых учреждений (библиотек, театров, музеев) в течение 30 лет с 1985 по 2014 резко сокращается. Например: в 1985году посещаемость концертов классической музыки составило 90 млн. слушателей и почти 650 посещений в расчете на 1000 жителей России. Сегодня, она сократилась до 20 млн. посещений.
Ситуация посещениями музеев более оптимистична, хотя по уровню общего потребления музейных услуг, музеи не преодолели кризиса 90-х. Так, совокупный объем музейных посещений в 1990г составил 90 млн. посещений, а в 2012 чуть более 85 млн. Это не удивительно: русская культура не раз подвергалась кризисам. В последние годы наблюдается пока медленная, но неуклоная тенденция роста культурного потенциала страны.
У граждан всё чаще появляется интерес ходить на театральные постановки, в концертные залы, так же вся страна, как завороженная следила за церемонией открытия и закрытия Олимпийских и Параолимпийских игр, которые возбудили огромное обсуждение и гордость среди населения России и повысили авторитет культуры страны.
Резюмируя сказанное, стоит отметить, что русская культура привлекала и всегда будет привлекать внимание мировой общественности. Не уйти от того, что в России сосредоточены многие объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, такие как Архитектурный ансамбль Кижского погоста, Московский Кремль и Красная площадь, Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Девственные леса Коми, Вулканы Камчатки и др.
В России существует Эрмитаж – один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей, в котором сосредоточены около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и заканчивая нашим столетием.
Наши мастера слова, архитектуры, искусства оставили огромный вклад в мировой культуре. Мы с гордостью говорим, что мы – граждане России, страны с интересной историей и богатой культурой. И молодому поколению должно поддерживать и преумножать материальные основы русского искусства и уровень мастерства в нём, а так же развивать университетское образование. Это – приоритетные задачи нации, чтобы и впредь оставаться такой же высоконравственной, культурной , с достойной перспективой развития.