ИНКЛЮЗИВНОЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНКЛЮЗИВНОЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА

Гурина А.А. 1, Истомина И.А. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

10 декабря 2002 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2005 – 2014 года Десятилетием образования в интересах устойчивого развития, которое призвано объединить качественное образование с задачей устойчивого развития. В международных документах образование для устойчивого развития рассматривается как динамичный междисциплинарный подход к реформе образования, обеспечивающий возможность людей в разные периоды их жизни получить знания о жизни и морально – этических ценностях, которые просто необходимы для сохранения жизни на Земле.

Данные инициативы получили поддержку и в России, задав такие цели социального развития, которые будут предполагать равные возможности интеграции людей различных социальных групп, религиозных и национальных принадлежностей, пола, возраста, состояния здоровья.

Особое внимание в международных документах уделяется организации общего и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Присоединение Российской Федерации к Конвенции о правах инвалидов ознаменовало закрепление новых правовых отношений, при которых лица ОВЗ могут и должны получать образование в наименее ограничивающих условиях и продуктивно участвовать во всех сферах экономической, культурной и общественной жизни страны. Однако, для того, чтобы поддержка со стороны государства не сводилась только к гарантированным выплатам и льготам, необходимо устранить барьеры, препятствующие непрерывному образованию данной группы лиц1.

В России интенсивными темпами ведется процесс распространения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями физического и/или психического здоровья в образовательных учреждениях. Этот процесс представляет собой еще один шаг на пути к реализации права людей с ОВЗ на получение доступного образования и является отражением реалий настоящего времени. Инклюзивная практика формирует необходимые условия для адаптации системы образования к индивидуальным особенностям каждого человека.

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления условий его получения к особенностям каждого ребенка, в т. ч., имеющего особые потребности2.

Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994г.), лица, имеющие особые образовательные потребности, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. В обычных школах необходимо создание условий для удовлетворения этих потребностей. Это является эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создает благоприятную атмосферу в образовательных учреждениях с инклюзивной ориентацией; кроме того, такие школы обеспечивают реальную возможность получения образования всем детям, в независимости от состояния здоровья и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Очень часто термины «включенный» и «интегрированный» используются как синонимы. Однако, между ними имеются принципиальные отличия.

Интегрированное образование - образование, при котором происходит комплексное обучение детей-инвалидов в аккредитованных государством общеобразовательных школах (то есть, акцент делается на посещаемости). Тогда как инклюзия предполагает полноценное включение всех участников учебного процесса в единое образовательное пространство.

В ходе совместного обучения у здоровых людей формируется восприятие своих сверстников с ОВЗ, как равных себе, или даже превосходящих людей в плане способности к участию в различных видах учебной и вне-учебной деятельности. В результате в обществе формируется представление о людях с ограниченными возможностями здоровья, как о полноценных членах общества, способных успешно обучаться и участвовать в трудовой деятельности поскольку:

- качество образования, полученного в ходе совместного обучения, в большей степени соответствуют реальным требованиям работодателей;

- люди с ОВЗ, обучавшиеся инклюзивно лучше адаптируются к условиям как собственно производственного процесса, так и в целом к ситуации, обусловленной их участием в трудовой деятельности;

- интегрированное и инклюзивное обучение позволяет приобрести опыт построения взаимоотношений между людьми в условиях открытого общества, необходимый для успешного трудоустройства и интеграции в систему социально-трудовых отношений.

Интегрированное и инклюзивное образование открывает перед людьми с ОВЗ перспективы трудоустройства, не только позволяющего осуществлять трудовую деятельность в соответствующих реальным возможностям работников, имеющих ограничения по состоянию здоровья условиях и получать за выполняемую работу отвечающее их потребностям материальное вознаграждение, но и способствующее повышению социальных статусов в значимых для них сферах социальных отношений, приводящее к улучшению морально-психологического, социального самочувствия и повышению качества жизни людей.

Таким образом, аргументы в пользу инклюзивного и интегрированного образования весьма убедительны. Совместное обучение детей с ОВЗ со здоровыми не только позволяет получить им образование высокого качества и приобрести необходимый для нормальной жизни в обществе опыт построения отношений с людьми, но и способствует успешности их трудоустройства.

1 Профессиональное образование и трудоустройство лиц с ОВЗ. Сборник нормативных правовых документов, информационных и методических материалов// Сост. О.А. Степанова. – М.: НИИРПО, 2012.

2 Инклюзивное образование//9.10.2013//URL// http://ru.wikipedia.org.

Просмотров работы: 3226