РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня люди с ограниченными возможностями здоровья относятся к наиболее не защищенной категории населения. Главная проблема людей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с социумом. Сужение круга их общения ослабляет социальную адаптацию и интеграцию, затрудняет возможность раскрыть свои творческие способности, увидеть окружающий мир собственными глазами. Поэтому возникает вопрос по развитию творческого потенциала у людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Развитие творческого потенциала является одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению. Любая творческая деятельность развивает потенциал человека, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, мышление, фантазию.

Значимость работы по развитию творческого потенциала заключается в том, что люди с ограниченными возможностями могли применять полученные знания и навыки на занятиях в жизни.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

Существуют разные осмысления сути понятия «творческий потенциал». Взаимосвязь творчества с творческим отношением к труду, творческим мышлением, творческим потенциалом, творческими способностями, творческой ориентацией показана в работах Ф. Баррона, Э. де Боно, Г.В. Бурменской, Г.Я. Буша, В.А. Болотина, Дж.Р. Гилфорда, З.И. Калмыковой, А.М. Матюшкина, С. Медника, Р. Мэй, А. Ротенберга, Г.С. Саймона, Г. Селье, В.М.Слуцкого, Е.П. Торренса, Э. Фромма.

Г.Д. Стаунэ придерживается мнения, что в основе творческого потенциала лежат фундаментальные свойства личности, определяющие ее отношение к миру и собственной деятельности [3].

М. Марданова в составе творческого потенциала личности видит «синтез творческой активности и возможного уровня готовности человека к саморазвитию, где сочетаются возрастные и индивидуальные особенности» [2].

На основе проведённого анализа понятий и рассмотрения творческого потенциала личности нами было проведено собственное осмысление сути понятия «творческий потенциал». «Творческий потенциал - это комплекс свойств личности, который он проявляет в процессе творческой деятельности, который также зависит от творческой активности индивида и способствует саморазвитию и самореализации личности в обществе».

Творческий потенциал выступает в целом как интегративное свойство личности. Является предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации. Также это объединение личностных, природных и социальных способностей человека.

Для успешного развития творческого потенциала у людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдение важных условий:

- учета возможностей инвалида (исходя из специфики его заболевания, уровня развития, возраста);

- соблюдения желания родителей и родственников, оказания им помощи и поддержки.

Необходимое условие успешности развития - создание единого образовательного, творческого и воспитательного пространства для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Также важным условием данной деятельности является создание каждому инвалиду ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать каждому инвалиду возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя [1].

На базе Региональной Общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности» нами были реализованы различные методики по развитию творческого потенциала, соблюдены все условия для успешной реализации творческих мероприятий, был проведен анализ уровня творческого потенциала инвалидов.

Региональная Общероссийская общественная организация инвалидов «Новые возможности» - многопрофильное учреждение. Она представлена такими направлениями, как социальная, психологическая и реабилитация, а также социальная адаптация. Каждая состоит из комплекса мер, направленных на компенсацию психофизиологических функций, восстановление социальных навыков, а также на развитие творческого потенциала.

Организацию «Новые возможности» посещают молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, имеющие задержку психического развития. Данная организация помогает им максимально адаптироваться с социальной жизни в обществе.

Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой организацией «Новые возможности» при работе с инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции и адаптации. На это и направлен комплекс проводимых в них реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая реабилитация инвалидов, психологическая поддержка семей.

При проведении занятий нами использовались игры, стихи, сказки, загадки, музыка, одновременно осуществляется развитие речи и моторики. Также было использовано наблюдение, тестирование (самооценка творческих способностей (Е.Туник), диагностика невербальной креативности ( краткий вариант теста П. Торренса).

Материал для занятий подбирался с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей инвалидов. Знакомясь с произведениями искусства, инвалиды, испытывали положительные эмоции, на основе которых формировались образные представления, мышление, воображение.

По результатам исследования были предложены упражнения по развитию творческого потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья

Для современной социальной ситуации актуальной проблемой является доступное развитие творческого потенциала людей с ограниченными возможностями. Инвалиды всегда нуждались в помощи. И этот вопрос касается не только определенной общности или группы людей, но и всей нации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аникеева, П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / П.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2005. - 96 с.

  2. Марданова, Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы : автореф. дис.,канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.М. Марданова. - Ижевск, 2005. - 23 с

  3. Стаунэ, Г.Д. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01. / Г.Д. Стаунэ. - Улан-Уде, 2007. - 22 с.

Просмотров работы: 4250