НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПОНЯТИИ СВОБОДЫ ВОЛИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПОНЯТИИ СВОБОДЫ ВОЛИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема соотношения понятий «воли» и «свободы» интересовали человечество всегда. Герменевтически данное словосочетание раскрывается, как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. Являясь основополагающей в личностном потенциале, через рефлексивное действие индивид отображает аксиологические координаты своей жизни.

В условиях современного плюрализма возрастает количество мотивов и критериев, которые влияют на свободу выбора. В данный момент многообразие духовных идей и мнений усложняют выбор человека между истинной и ложью. Особенно остро эта проблема стоит у молодого поколения, так как в силу своей неопытности, многие молодые люди, пускаясь в свободное плаванье, воспринимают свободу воли (выбора) пренебрегая ответственностью.

История философии, опираясь на дедукцию как метод осознания данных категорий, традиционно выделяет два способа обоснования понятия свободы воли. Первый (Аристотель, Фома Аквинский и Гегель) основываясь на аналитической дедукции, выводит значение из самого понятия воли как способности разума к самоопределению и порождению особой причинности. Второй способ (Платон, стоики, схоласты, Кант) рассматривает понятие свободы воли как стремление к независимости от внешней (природной или божественной) причинности и как путь стремления к самоопределению. Так, теодицея (известная со времен Платона и нашедшая завершение у Лейбница), базируется на доказательстве невиновности божества в мировом зле. Но независимо от способа получения знания свобода воли, прежде всего, корректируется моралью.

Античный мир, в лице Сократа и Платона, обосновал понятие свободы как способность к добру, и трактовал мораль как феномен высшего нравственного блага, реализованный в долженствовании. Платон предъявлял свободу не как автономию субъекта, а как аскетичное состояние, выражаемое в причастности к знанию, через постижение высшего блага. Аристотель сводил понимание «волевого» как самоопределение разума, позволяющего аналитически выводить понятие о независимости решений разума из понятия о самом решении.

Традиционно, в России понятие свобода воли – бинарно. В русском языке термин свобода употребляется, прежде всего, в значении «свобода от» и «свобода для». В первом понятии раскрывается смысл отсутствия внешнего принуждения, гнета и ограничения, реализуемого через формулу: «Разрешено все, что не запрещено». Но по сути дела – это логика раба, оставшегося без надсмотрщика. Свобода, воля, произвол – практически синонимы, так в большинстве своем считают молодые люди. Во второе понятие вкладывается внутренняя свобода в выборе истины, добра и красоты.

Значение понятие «воля» оформилось примерно в XV – XVI в. и подразумевает, «данный человеку произвол действия». Практика свидетельствует, что когда человек осуществляет свою волю, не считаясь с нормами человеческого общежития, интересами других людей, в том числе и их стремлением тоже быть свободными, что приводит к произволу. Становится понятным, что свобода и произвол не одно и то же. Более того, произвол – это нечто противоположное свободе.

Таким образом, свобода воли – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем.

Просмотров работы: 1012