ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема социальной стабильности в России является одной из острых. И факторов, способствующих этому достаточно. Например, приходя в магазин, россиянин замечает постоянно растущие цены на товары. Стоимость товара складывается из его себестоимости и дорожно-транспортных затрат. Дорожно-транспортные затраты в свою очередь складываются из себестоимости дорог и затрат на транспортировку. И если обратить внимание качество дорог в России, то мы увидим, что качество дорог сказывается как на затратах на транспортировку, так и на стоимости ремонтных работ самой дороги, а следовательно на удорожании товаров и услуг. И, как следствие, на социальной стабильности граждан.

Какая же существует схема создания дорог в России? Государство выделяет деньги на ремонт, которым занимается выбранная дорожно-строительная фирма. Система круговой поруки обязывает оставлять на каждой ступени иерархической лестницы N-ную сумму от выделенных на строительство средств. На нижних «ступенях» остается столько средств, что на восстановление/строительство дороги по ГОСТу денег не остается. Экономят на качестве материалов, наличии дорогостоящего оборудования. Один и тот же дорожный объект, требующий реконструкции, может проходить сразу по нескольким целевым программам ремонта: на уровнях и муниципалитета, и области, и Федерации, в итоге работа выполнена один раз, а заплатили за нее трижды. Разумеется, такая комбинация возможна лишь в результате сговора всех заинтересованных сторон. В контрактах на ремонт и содержание дорог все идет одним пунктом, без детализации, и, предполагается, что фирма сама должна решить, сколько денег и куда потратить. Раньше все областные программы, в том числе и связанные с ремонтом и строительством дорог, имели статус закона. Сейчас все программы идут как обычные постановления регионального правительства. Сами программы составлены так, что в графе «Прочие расходы» может стоять цифра в 7 млрд. Теоретически этот процесс может проверить контрольно-ревизионное управление или прокуратура. Но на деле прокуратуре почти всегда некогда, а для КРУ нужно специальное обращение думы, которая сама отказалась от контролирующих функций [1].

Согласно докладу Всемирного банка, содержание 1 км дороги в России обходится в 8 038 евро. Для сравнения: Финляндия тратит на те же цели 7 274 евро. При этом в соответствии с данными World Economic Forum, среди 139 стран Финляндия по состоянию дорог занимает 13-е место, в то время как Россия — 125-е. Такая финансовая разница по идее должна быть оправдана качеством российских дорог, но срок службы дорожной одежды в России равен 13 годам, когда как в Германии –30. При этом верхний слой дорожной одежды в России служит только три года, в Германии — не менее 10 лет. Разница между странами заключается в том, что в Германии, в отличие от России, зафиксированы жесткие требования к технологиям и материалам, применяемым в дорожном строительстве [2].

В дорожное строительство вкладываются миллиарды. Объем федерального дорожного фонда растет с 490 млрд руб. в 2013 году до 552,5 млрд руб. в 2016 г. [3] Но опрос 16 тысяч автомобилистов о состоянии дорог в 15 крупнейших городах РФ в 2014г. и их сравнении с 2011 г. показал, что в большинстве городов жители еще больше недовольны качеством дорог. Единственным городом с удовлетворительным для граждан состоянием дорог стал г.Казань. Финансовые вливания в преддверии крупных спортивных соревнований не прошли незамеченными для столицы Универсиады, но, все же, судя по отзывам, по большей части изменения коснулись мест интенсивного движения, в то время как до дворовых территорий руки не дошли [4].

Рис. 1. Средний балл за состояние городских дорог по оценкам жителей.

Большая часть запланированных средств попадает в карманы тех, кто так или иначе причастен к этому вопросу. Способствуют этому чиновники всех уровней власти. Между прочим, по данным Росстата, сейчас на федеральном уровне работает 35 700 человек. Причем начиная с 2000 г. их количество выросло к 2012 г. на 60% [5]. Но ведь те же чиновники ездят по тем же дорогам, быстрее портят свои машины, больше денег платят за бензин, дороже покупают товары, и в масштабах страны эти люди – слишком малая часть, чтобы говорить о n-ном % обеспеченности и удовлетворенности от ситуации. То же самое касается всех наживающихся на дорожных работах, заканчивая рабочими, укладывающими асфальт. Даже человек, у которого нет автомобиля, все равно страдает из-за несовершенности системы создания дорог, просто даже потому, что он покупает товары дороже, чем они могли бы быть. Получается замкнутый круг – плохие дороги никому не выгодны.

Но все же, может быть есть люди, незаинтересованные в плохом качестве дорог и способные повлиять на эту ситуацию, внести реформы? Думаю, они есть. Но это единицы, которым не дадут действовать во власти те же чиновники, которые получают миллионы с того, чтобы не допускать реформ, усложняющий процесс «ворования» денег, выделенных на дорожное строительство. А поэтому получается, что в России и дальше будет социальное неравенство, и, думаю, что оно будет еще больше, ведь реформ, направленных на улучшение ситуации нет, а денег из бюджета выделяется все больше. Единственный выход, который я вижу – менять всю систему строительства дорог от начальной до конечной ступени, а так же пересмотреть чиновничий аппарат, заменить людьми, которые заинтересованы не своим кошельком, а проблемами России.

Библиографический список

  1. Дорожная мафия изнутри — как пилят бюджеты на строительстве дорог в России. - Режим доступа: http://info.drom.ru/misc/16630/

  2. ТехноНИКОЛЬ обсудил состояние российских дорог с представителями отрасли. – Режим доступа: http://www.tn.ru/about/press/news/tehnonikol_obsudil_sostojanie_rossijskih_dorog/

  3. Бюджет сэкономит на строительстве дорог. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/news/16583331/ekonomika-v-byudzhetnoj-probke

  4. Состояние дорог в 15 крупнейших городах РФ по результатам опросов автомобилистов. – Режим доступа: http://voditeliauto.ru/novosti/sostoyanie-dorog-v-15-krupnejshix-gorodax-rf-po-rezultatam-oprosov-avtomobilistov.html

  5. Бюрократия размножается тандемом. – Режим доступа: http://www.compromat.ru/page_32390.htm

Просмотров работы: 929