ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ «ГОЛУБИ» И. С. ТУРГЕНЕВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ «ГОЛУБИ» И. С. ТУРГЕНЕВА

Крамар Б.И. 1, Кожушкова Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Иван Сергеевич Тургенев (рис.1) – русский писатель родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле. По отцу он принадлежал к старинному дворянскому роду Тургеневых, известному с XV века. В 1833 году 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних требованиях, был явлением обычным) поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. К этому времени он уже говорил на французском, немецком, английском языках, сочинял стихи. На протяжении всего творческого пути Тургенев стремился соединить свои философские и художественные искания, соединить поэзию и прозу [4] Это в совершенстве удается писателю в его последнем произведении — “Стихотворениях в прозе”. За пять лет (1877—1882) было написано около восьмидесяти миниатюр, разнообразных по содержанию и форме, объединяющих вопросы философии, морали, эстетики. Этюды реальной жизни сменяются фантазиями и снами, живые люди действуют рядом с аллегорическими символами. Какая бы тема ни затрагивалась в стихотворениях, в какие бы образы и жанры она ни облекалась, в них всегда отчетливо ощущается голос автора.

В мае 1879 года появляется стихотворение в прозе «Голуби». Последние годы он провёл во Франции, вдали от Родины, и этим объясняются настроения печали, грусти, тоски, характерные для этого цикла стихотворений. В своих произведениях писатель ставит и решает самые сложные нравственные, социальные и эстетические проблемы.

Иван Сергеевич Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией» природы. Он был убеждён, что человек только и силён, когда «опирается» на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам.

Приступая к подробному анализу данного произведения, хочу указать на то, что существует несколько подходов к его оценке. Во-первых, стоит рассмотреть роль заголовка во всем стихотворении. Ведь названия играют большую роль при чтении и дальнейшей работе с текстом. Во-вторых, нужно обратить внимание на связь автора и природы. Как упоминалось выше, мотив грусти, одиночества не раз встречался нам в его поздних произведениях. Важно оценить его настроение, чувства, эмоции, учитывая лишь состояние окружающей среды. И, наконец, в-третьих, совсем немаловажна роль литературных приемов в этом произведении. Содержание стихотворения «Голуби» отличается повышенной эмоциональностью.

Судя по названию стихотворения “Голуби” (рис.2) мы понимаем что, речь пойдет о «диких и одомашненных птицах, преимущественно с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом». [1.137] Так в Толковом словаре С.И. Ожегова объясняется слово «голуби», но, даже учитывая то, что определение слова знакомо каждому и название стихотворения состоит из одного существительного, художественное содержание слишком размыто, чтобы строить предположения. Поэтому, чтобы понять, что хотел сказать автор, называя свое произведение именно так, нужно прочитать все стихотворение.

«Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.»Стихотворение начинается с описания природы перед грозой. И это описания передает чувство тоски и тревоги, а так же единение человека с природой, восхищение ее красками и просторами. «Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей.Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха. Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.» Обратим внимание на то, насколько природа близка душевным переживаниям автора. Настроение Тургенева можно понять, читая о поведении природы: «душный воздух» (душный - тяжелый для дыхания) [1.184] , «солнце светило горячо и тускло» (горячий - имеющий высокую температуру, тусклый - безжизненный, невыразительный) [1.141] , «все изнывало» (изнывать - мучить, изнурять) [1.241] , все это как бы давит, гнетет и оставляет за собой лишь печаль, тоску и ничего, кроме дискомфорта не приносит. Но чувства автора не столь монотонны, ведь по его словам он чувствовал изменения: «назревала гроза великая» (рис.3). По словарю С.И. Ожегова, гроза – это бурное ненастье с дождем, громом и молниями [1.146] . И, видимо, помимо затишья в душе писателя назревала буря. В сердце Тургенева та же непогода, тоска по родине, по близким и родным. Все эти чувства громоздятся одно на другое, и назревает «гроза».

Писатель впервые упоминает о птицах, и наконец, то мы начинаем улавливать связь заголовка стихотворения и его содержания. «Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.» Они, чувствуя наступление ненастья, прячутся, желая остаться целыми и невредимыми. Употребляя усилительную частицу «даже» перед словом «воробьи», автор напоминает, что птицы - одни из самых беззащитных существ, несмотря на то, что привыкли к капризам погоды, но природа все не утихала «упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.»

«Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье! Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.» Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье ( томление– мучение, тягостное ожидание чего-то) [1.802] .

«И вот по одноцветной синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь» (рис.4). Тургенев почти обожествляет птицу, говоря о ней, как о чуде. Возможно, так оно и есть, ведь увидеть белого голубя, а затем и двух перед наступлением грозы.

«Летел, летел — всё прямо, прямо... и потонул за лесом. Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... Но глядь!Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя» (рис.5), это большая редкость и, наверное, необычайная красота. Он показывает белого голубя, как противопоставление всей черноте и злости непогоды и олицетворяет надежду в своем сердце. При появлении второго голубя, писатель трижды обращает внимание на то, что их именно двое, и мы понимаем, что его очень сильно гнетет одиночество. Раскрывая суть названия, мы понимаем, что не будь их здесь, произведения бы не существовало вообще, именно появление птиц дает нам возможность правильно понять то, что хотел сказать Тургенев читателю.

«И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!» (слово потеха употреблено в данном случае не в значении "развлечение", а в смысле "неразбериха".) [1.572]

«Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой... » (рис.6) Автор описывает бурю, употребляя глаголы: сорвалась (буря); визжит, мечется (ветер); мчатся (облака); (все) закрутилось, смешалось; закачался (ливень); (молнии) слепят; стреляет (гром). Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень), (стреляет) как из пушки. Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила ("...запахло серой", - говорит он)...

«Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.» (рис.7)В описании поведения голубей Тургенев смягчается и использует уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «краюшке», «рядышком», что говорит о том, что ему мила эта картина.

Теперь, когда буря разразилась, они сидят под навесом крыши: «Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... Хорошо им!» И мы с радостью повторяем вместе с автором: «И мне хорошо, глядя на них...»

Но мы видим тревожное состояние лирического героя, которое объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: «Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда. » . Он просто одинок, ему не хватает дружеской поддержки. В его словах и многоточиях «слышен» вздох и простая улыбка, ведь ему радостно, что голуби в этот нелегкий для них час вместе. Тургенев счастлив, что его желания воплотились в этих красивых птицах.

Говоря о том, какие приемы использовал автор, для придания стихотворению такой эмоциональности и открытости, нужно указать на красочность эпитетов. Все цвета сочные и яркие (золотым, посеребренным морем), темные правильно противопоставляются светлым: автор сначала нагнетает, давит на читателя, используя такие эпитеты, как «злая», «темный», «синяя», сгущает краски, а затем будто «разбивает» их белым пятном (появление голубя). Что касается синтаксиса, то частое употребление восклицательных знаков говорит об эмоциональности, несдержанности, в то время как многоточия тоже не раз употребившиеся, обозначают спокойствие и тишину, задумчивость. Когда автор использует тире, он как бы говорит, что лишние слова здесь ни к чему, итак все должно быть понятно. И нам понятно, благодаря простому и языку написания и красочным эпитетам и сравнениям.

Все произведение построено на контрасте. Контраст эмоций, цветов, антонимы, смена интонаций. В сердце автора много переживаний и тревог, но в тоже время он спокоен, потому что понимает, что все идет своим чередом.

Какова же основная мысль текста?Основная мысль этого лирического произведения, вероятно, может быть выражена так: как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни, где вечно будет существовать любовь и самопожертвование.

Стихотворение «Голуби» открывает нам великую и непостижимую тайну жизни природы. А ведь знает эту тайну не каждый. Это дано только тем людям, которые умеют видеть и чувствовать природу, сливаться с ней, становясь как бы единым целым. Это лирическое стихотворение в прозаической форме, оно обладает такими признаками лирического произведения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, а также в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Список используемой литературы:

  1. «Словарь русского языка» Ожегов С.И., М.: Просвещение, 1987.

  1. «Филологическое сопровождение уроков литературы: анализ прозаических произведений изучаемых в начальной школе» Кожушкова Н.В., Магнитогорск, МаГУ, 2011.

  1. Биография Тургенева И.С. http://www.turgenev.org.ru/biogr.htm

  2. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00057101184864042195/

(рис. 1)

(рис. 2)

(рис.3)

(рис.4)

(рис.5)

(рис.6)

(рис.7)

Просмотров работы: 5038