ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МИГРАЦИОННЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МИГРАЦИОННЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ

Сысолятина М.Ю. 1, Сидорова Т.Н. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По сравнению с остальными регионами Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа Якутия выделяется высокими показателями естественного прироста населения. Однако в формировании населения наблюдалось снижение численности, которое происходило за счет миграционного оттока. В последние годы наблюдается рост внутрирегиональной миграции и миграционный отток населения [3].

В статистических данных не указывается, сколько процентов составляет молодежь, которая покидает территорию республики. В данном случае молодежь рассматривается не просто как одна из социально демографических групп, но как потенциал, ресурс, благодаря которому будет происходить дальнейшее развитие региона. Такие характеристики нашей республики, как местоположение и природно-климатические условия могут повлиять на популяризацию у молодежи установок на смену места жительства с целью самореализации за пределами республики Саха (Якутия). Из-за подобных установок регион рискует потерять значительные ресурсы в лице молодежи, особенно с высоким уровнем образования. Вместе с тем, этническое самосознание и позитивная этническая идентичность во многом определяют миграционное поведение личности. В связи с этим анализ взаимосвязи этнической идентичности с миграционными установками молодежи является актуальным для решения проблем республики.

Объект исследования: молодежь - студенты и лица с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, в количестве 60 человек.

Предмет исследования: миграционные установки молодежи РС(Я).

В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:

  1. Выявить типы этнической идентичности у молодежи;

  2. Определить уровень субъективного контроля у молодежи;

  3. Выявить взаимосвязь между типами этнической идентичности, уровнем субъективного контроля и особенностями миграционных установок.

Гипотеза исследования: миграционные установки молодежи РС(Я) связаны с уровнем субъективного контроля и особенностями этнической идентичности.

Методы исследования: «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), опросник «Уровень субъективного контроля» М. Роттер (модификация Е.А. Голынкиной, Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда), авторская анкета, корреляционный анализ (по Спирмену).

Под миграционными установками в данной работе понимается представление о желаемом территориальном месте жительства.

Об особенностях миграционных установок молодежи первоначальные сведения были получены с помощью анкеты (Рис. 1). Из опрошенных респондентов категорично ответили, что не собираются покидать пределы республики - 32%, тем не менее, 26,4% имеют достаточно четко сформированные миграционные установки, т.е. ясно представляют место будущего проживания за пределами страны. Следует отметить, что все респонденты, желающие выехать из Республики Саха (Якутия) ориентированы на международную миграцию. В отличие от предыдущей группы, 16,6% респондентов обладают низкой степенью сформированности миграционных установок ответили, что «хотелось бы переехать, если получиться», а 15%, что переедут, только если предоставится очень хорошая альтернатива.

Диаграмма 1. Желание переехать из республики.

Оставшиеся 10% не были уверены в своих предпочтениях относительно места жительства.

Привлекательность проживания в других странах респондентами объяснялась более развитой экономикой (15%), сюда молодежь отнесла такие критерии как развитые города, инфраструктура, стоимость еды и одежды и т.д. 12% респондентов ответили «Уровень жизни», 11% - «Климат», данное утверждение очень часто сочеталось со всеми вариантами ответов, что является первым фактором разницы по сравнению с климатическими условиями республики Саха (Якутия), «культура страны» также занимает значимое место – 8%, «система образования» - 4% и другие варианты ответов – 3% (сюда мы отнесли такие абстрактные понятия как «стабильность», «менталитет», «возможность реализации себя», «новизна»).

У доминирующего большинства девушек и юношей (61% и 53,1%) выявлен тип этнической идентичности, соответствующий норме, т.е. позитивная этническая идентичность. У 13% выборки в группе юношей и у 29,5 % в группе девушек выявлен такой тип этнической идентичности как этнонигилизм, т.е. отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию, в связи с чем мы можем говорить, что для данной категории молодежи этническая принадлежность не имеет решающего значения. Этноэгоизм выявлен у 11,8% испытуемых обоих групп, что может быть проявлением, например, напряженности и раздражения в общении с представителями других этнических групп или признания за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет, т.е. присутствует интолерантность. У некоторого количества студентов (11,8% и 5,9% соответственно у юношей и девушек) выявлена этническая индифферентность, т.е. размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности, и мы можем предположить, что эти испытуемые склонны проявлять толерантность по отношению к иноэтничному окружению.

Такие типы этнической идентичности как этноизоляционизм и этнофанатизм не выявлены, что свидетельствует об отсутствии в группах испытуемых убежденности в превосходстве своего народа, об отсутствии ксенофобии, отказ от признания приоритета этнических прав народа над правами человека и оправдания любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Таким образом, мы можем говорить, что в целом в группах низко выражен уровень «негативизма» в отношении собственной нации, в то же время нет и яркого выделения своей этнической группы перед остальными.

Согласно полученным данным, в нашей выборке преобладают юноши и девушки с внутренним локусом контроля - интерналы. Что характеризует их как людей, умеющих брать на себя ответственность и считающих, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий. Тем не менее, по шкалам интернальность в области достижений и неудач по выборке преобладает низкий уровень, что свидетельствует о тенденции приписывать свои достижения и неудачи внешним обстоятельствам.

Для изучения взаимосвязи между этнической идентичностью и миграционными установками был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Выявлена взаимосвязь этнической индифферентности и позитивной идентичности с поиском больших возможностей в зарубежных странах (rs= 0,411, р≤0,01; rs= - 0314, р≤0,05). Следовательно, лица с позитивной этнической идентичностью не считают, что за пределами страны предоставляется больше возможностей. Чем выше позитивная этническая идентичность, тем ниже интернальность в области производственных отношений (rs= - 0,286, р≤0,05). Возможно, полученные данные можно объяснить с точки зрения культурной специфики, в частности по параметру индивидуализм-коллективизм. В коллективистических культурах, к которым относится и якутская культура, мир преломляется через интересы группы, культивируются ценности сплоченности и взаимопомощи в группе [1, 2]. Зачастую подобное восприятие переносится и на область производственных отношений, где достижения приписываются командной работе или эффективному руководству.

Таким образом, миграционные установки молодежи связаны с типами этнической идентичности. При рассмотрении локуса контроля следует учитывать культурные параметры.

Литература

  1. Егорова А.И., Нафанаилова М.С. Индивидуалистические и коллективистические стратегии в структуре Я-концепции представителей этноса саха // Вестник ЯГУ. 2007. Т. 4. №3. С. 48-53.

  2. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М. 2002. 416 с.

  3. Сукнёва С.А. Влияние миграции на формирование трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия)// Экономический анализ: теория и практика. 2014. Т. 39(390). 2014. С. 57 - 64.

Просмотров работы: 1396