ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

Лебедева О.В. 1, Седова И.Г. 1
1«ИвГУ» Шуйский филиал, г.Шуя, Ивановская обл.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пейзажная живопись в педагогическом процессе имеет многие функции: образовательную, познавательную, воспитательную, обучающую, коммуникативную и др. Эстетическая функция является одной из важных, поскольку эстетическое воспитание детей является частью становления творческой личности детей, наряду с формированием любви к родной природе и развитием патриотических чувств. Этому способствуют общение с живой природой, собственная изобразительная деятельность, восприятие произведений пейзажного жанра в живописи. Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.

Благотворное влияние живой природы на человека общеизвестно и достаточно изучено в педагогической практике. Этот вопрос изучали такие выдающиеся педагоги-художники как П.П. Чистяков, А.К. Саврасов, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, М.К. Мурашко и др.

А.К. Саврасов выдающийся художник-пейзажист, талантливый педагог прививал ученикам страстную любовь к природе. «Чувствуйте и изучайте», — говорил он им. Метод А.И. Куинджи основывался на активном развитии у учащихся зрительной памяти, запаса представлений на основе систематической упорной работы с натуры. П.П. Чистяков призывал молодых художников не забывать о целостности каждого произведения и вместе с тем помнить о верности природе.

Отечественные художники-педагоги убедительно доказали своей педагогической практикой, какие большие возможности воздействия на развитие творческих способностей и формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности открываются при обучении рисованию пейзажа.

Жан Жак Руссо (1712-78), философ-педагог основоположник идеи «природособразности воспитания», писал в своей книге «Эмиль, или о воспитании», что только природа, по его мнению, может стать для ребенка настоящим учителем. Рисование делает детей зорче, чувствительней, более способней к наблюдению, что в свою очередь обогащает образную память ребенка.

Пейзаж завоевал одно из ведущих жанров живописи. При ознакомлении детей с пейзажной живописью дети учатся видеть красоту, ощущать полноту человеческих чувств и взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства с реальной действительностью. И этим развиваются их эстетические чувства, которые проявляются у детей сначала в эмоциональных и речевых реакциях, а затем в собственной художественной деятельности.

Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному развитию, воспитывает доброе отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле (патриотизм).

Эстетическое восприятие детьми художественных произведений (пейзажной живописи) имеет свои особенности. Психологи рассматривают эстетическое восприятие живописи детьми как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. Психологический механизм восприятия эстетического объекта (пейзажа) представляет собой систему, которая состоит из потребностей, интересов, идеалов, воображения, мышления, ощущения и др.

Таким образом, пейзажная живопись благодаря эстетической функции играет важную роль в педагогическом процессе, является активным педагогическим средством формирования развитой и гармоничной личности.

Просмотров работы: 1248