ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОГИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОГИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Гилязетдинова Е.М. 1
1"Уральский федеральный университет им.Б.Ельцина"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Психологическое состояние спортсмена важная составляющая не только соревнований, но и тренировочной деятельности, поэтому проблема исследования влияния тревоги и тревожности на эффективность спортивной деятельности является актуальной.

Различают тревожность как свойство личности (личностную тревожность), (Спилбергер, Ханин) и тревогу как эмоциональное состояние на данный момент (ситуативная тревога). Согласно Д.Б. Креттиизменение состояния тревоги зависит от особенностей предстоящей деятельности. В ходе своих исследований он установил, что именно средний уровень тревоги спортсменов помогает им показывать высокие результаты [1].

Другая точка зрения. О. Хобарт Маурер изучал влияние тревоги на процесс научения. Он пришел к выводу, что тревога не всегда негативно влияет на личность, но может играть также конструктивную роль в развитии личности тем, что предотвращает переживание более интенсивного страха или уменьшает уже возникший страх [3].

Г. Мандлер рассматривал тревогу, как следствие процесса, в котором нарушен план действий человека, что приводит его в состояние неопределенности и беспомощности, если нет замещающих действий.

Р. Мей говорил, что тревога есть реакция на ситуацию, когда оказывается под угрозой та ценность, которая по мнению человека жизненно важна для него [2]. Процесс развития тревоги по Ч.Д. Спилбергеру включает в себя такие компоненты: воздействие стрессогенных факторов (ситуаций спортивной деятельности), восприятие угрозы и само состояние тревоги. Этим он показывает, что психические и физиологические сдвиги в организме происходят на стадии восприятия спортсменом угрозы, а детерминантой тревоги является предвосхищение неудачи [4]. Отечественный исследователь Ю.Л. Ханин говорит, что для каждого человека, а для спортсмена особенно, характерен индивидуальный оптимальный уровень тревоги, при котором психофизические возможности максимальны. Он говорит, что каждому спортсмену присуща «зона оптимального функционирования» психики.

Эффективность деятельности спортсмена будет наилучшей, когда уровень возбуждения находится в пределах этой зоны. Согласно этой теории, одни спортсмены будут достигать своих лучших результатов при наивысшем возбуждении, другие - при полном расслаблении, третьи - при умеренном уровне возбуждения. Он говорит, что не существует оптимального уровня возбуждения для выполнения определенного упражнения или задания, а именно для спортсмена, выполняющего задание, она будет иметь значение, так как есть уровень оптимального функционирования самого спортсмена. Так как уровень ситуативной тревоги различен для разных спортсменов, то целью тренера и спортивного психолога должна быть помощь спортсмену в достижении и определении зоны оптимального возбуждения, то есть оптимального уровня «полезной тревоги» и сосредоточении внимания каждого спортсмена на осознании и последующем его достижении. Зона оптимального функционирования по Ю.Л. Ханину лежит в пределах плюс-минус 4 балла от значения ситуативной тревоги по шкале Ч.Д. Спилбергера, при которой спортсмен показывает наилучшие результаты.

Цель исследования: изучение влияния тревожности и тревоги на успешность соревновательной деятельности спортсменов.

Методы исследования: методики исследования тревоги и тревожности автор Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Дж. Тейлор. Методика самоактуализации личности» А.В. Лазукина

В эксперименте участвовали 60 человек от 18 до 30 лет, занимающиеся спортом, стаж в данном виде деятельности от 3х лет и выше .

Анализ и интерпретация полученных данных

По результатам проведенного исследования тревожности были получены следующие результаты ( таблица 1) Таблица 1 Показатели тревожности спортсменов на тренировках

 

Очень высокий уровень тревожности

Высокий уровень тревожности

Средний с тенденцией к высокому уровень тревожности

Средний с тенденцией к низкому уровень тревожности

Низкий уровень тревожности

Количество испытуемых в %

0

10

58

32

0

Исходя из полученных результатов видно, что 10 % испытуемых спортсменов во время тренировки имеют высокие показатели тревожности, 58% спортсменов имеют средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности) и 32% испытуемых имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности, что говорит о преобладании среднего уровня тревожности спортсменов на тренировках.

Результаты исследование уровня личностной тревожности и ситуативной тревоги» (Ч.Д. Спилбергер) отражены в таблице 2.

Таблица 2 Показатели тревожности спортсменов на тренировках

 

Личностная тревожность (количество в %)

Высокий уровень

43, 3

Умеренный уровень

46, 7

Низкий уровень

10

Полученные результаты показали показали, что у 43,3% испытуемых отмечен высокий уровень личностной тревожности, у 46,7% средний и у 10% низкий уровень личностной тревожности.

Таблица 3. Показатели тревоги спортсменов на тренировках

 

Ситуативная тревога (количество в %)

Высокий уровень

28,3

Умеренный уровень

63,35

Низкий уровень

8,35

Результаты, полученные по шкале «Ситуативная тревога» показали, что высокий уровень тревоги у 28,3% испытуемых спортсменов, у 63,3 % спортсменов на тренировках преобладает средний уровень тревоги, низкий уровнем тревоги отмечен у 8,35% испытуемых спортсменов. Данные результаты говорят о том, что у спортсменов на тренировках преобладает средний уровень тревожности, и тревоги.

Таблица 4. Показатели уровня самоактуализации спортсменов на тренировках

Уровень самоактуализации в %

Высокий уровень

13,3

Средний уровень

86,7

Низкий уровень

0

Полученные данные говорят о том, что уровень самоактуализации спортсменов на тренировках преимущественно средний 86,7, высокий уровень самоактуализации у 13, 3% испытуемых.

Таким образом, подводя итоги первого этапа исследования можно сказать, что уровень тревожности как черты личности и тревоги спортсменов на тренировке находится в преобладающей степени на среднем, уровне, что говорит о достаточно стабильном эмоциональном состоянии спортсменов в условиях тренировки.

На втором этапе исследования в условиях соревнований использовались те же методики, что и на первом. По методике Дж. Тейлор получены результаты, которые показаны в таблице 5.

Таблица 5 Показатели тревожности спортсменов на соревнованиях

 

Очень высокий уровень тревожности

Высокий уровень тревожности

Средний с тенденцией к высокому уровень тревожности

Средний с тенденцией к низкому уровень тревожности

Низкий уровень тревожности

Количество испытуемых в %

0

7

69

24

0

Из полученных результатов видно, что у 69% испытуемых спортсменов на соревнованиях преобладает средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности, у 24% испытуемых уровень тревожности средний (с тенденцией к низкому), у 7% испытуемых спортсменов высокий уровень тревожности, что ниже, чем было в ситуации тренировки на первом этапе исследования.

В таблице 6 показаны результаты тревоги и тревожности в соревнованиях.

Таблица 6 Показатели тревожности спортсменов на соревнованиях

 

Личностная тревожность (количество в %)

Высокий уровень

45

Умеренный уровень

46,65

Низкий уровень

8,35

По полученным результатам можно сделать вывод: что хотя на соревнованиях уровень тревожности немного повысился , преобладающим все же остается средний уровень тревожности.

Таблица 7. Показатели тревоги спортсменов на соревнованиях

 

Ситуативная тревога (количество в %)

Высокий уровень

43,15

Умеренный уровень

48,5

Низкий уровень

8,35

Полученные данные свидетельствуют о повышении повышения уровня тревоги в процессе соревнований.

Таблица 8 Показатели уровня самоактуализации спортсменов на соревнованиях

Уровень самоактуализации в %

Высокий уровень

8,3

Средний уровень

91,7

Низкий уровень

0

Данные, полученные после проведения этой методики показали, что как и на первом этапе уровень самоактуализации преимущественно средний, немного понизился уровень самоактуализации у тех, кто на первом этапе был собой полностью доволен.

По результатам проведения исследования во время соревнований можно сделать вывод о том, что уровень тревожности и тревоги на соревнованиях повышается, но на уровень самоактуализации спортсменов значительно не влияет.

В ходе сравнительного анализа выявлены значимые различия, между показателями уровня тревожности и тревоги на тренировках и на соревнованиях. По характеру выявленная связь прямая, на соревнованиях тревожность как личностная черта и состояние тревоги спортсменов возросли. Существенных изменений в уровне самоактуализации спортсменов выявлено не было.

Заключение:

В психологии различают тревожность как свойство, неизменную в течение жизни черту личности – личностную тревожность и тревогу как отрицательное эмоциональное состояние, в котором находится личность на данный момент, довольно длительное и связанное с изменением нервно-психической деятельности, которая является ситуативной тревогой.

Так как уровень ситуативной тревоги различен для разных спортсменов, то целью тренера и спортивного психолога должна быть помощь спортсмену в достижении и определении зоны оптимального возбуждения, то есть оптимального уровня «полезной тревоги» и сосредоточении внимания каждого спортсмена на осознании и последующем его достижении и снижении уровня тревожности .

Литература:

1.Кретти Дж., Брайент Психология в современном спорте / Кретти Дж., Брайент М., 1978, 223 с

2.Мэй Р. Смысл тревоги / Мэй Р. М.: Независимая фирма “Класс”,2009, 384с.

3.Погорелова, Е И тревожность как фактор развития личности: на примере преодоления экстремальных ситуаций. автореф. дисс. канд. психол. н. Таганрог 2002.

4.Ханин. Ю. Л. Стресс и тревога в спорте, международный сборник научных статей/ Сост. Ю. Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983, 288 с,

5.Чернов А.Б. Психологические факторы, обеспечив сающие успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива. автореф. дисс..кан.псих. н. Ставрополь, 2001,21с.

Просмотров работы: 6066