Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей, при этом степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы. Дифференциация сотрудников повышает эффективность управления человеческими ресурсами организации, которая происходит посредством объективной оценки персонала, в частности посредством аттестации.
Актуальность изучения вопросов аттестации персонала можно объяснить следующими причинами: во-первых, современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, но и к оценке кадров, при этом неуклонно возрастает значение одной из важнейших организационно-правовых форм проверки (контроля) и оценки профессиональных и других качеств работников, т.е. аттестации; а, во-вторых, аттестация является важнейшим инструментом в работе с кадрами, так как она осуществляется систематически и имеет юридическую силу.
Аттестация персонала представляет собой важный организационно-экономический инструмент, систему форм и методов работы, с помощью которых должно обеспечиваться постоянное наиболее оптимальное поддержание организационно-технического, социально-экономического уровня и условий труда в организации, в соответствии с прогрессивными требованиями и нормативами.
Важным аспектом аттестации является строгое соблюдение научного подхода к его проведению, что предполагает разработку системы аттестации, опираясь на литературные источники, имеющиеся методические документы, законодательные акты и т.д.
Термин «аттестация» происходит от латинского attestatio.1
Аттестация - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда2.
В современные российские компании термин «аттестация» пришел из советского прошлого. Как отдельный блок работы по организации труда служащих аттестация была введена в 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 (с изм. от 21.02.1986), а Постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г. N 267/470 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи3. Последние изменения вносились в него в 1986 г., однако и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу.
В трудовом праве под аттестацией понимают проверку деловой квалификации работника в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности4. Выявленный уровень профессиональной подготовки работника позволяет работодателю определиться с установлением квалификационного разряда и заработной платой, а также выявить соответствие работника занимаемой должности с последующим: переводом на более квалифицированную работу; оставлением на прежней работе; переводом на менее квалифицированную работу; в случае отказа от перевода – увольнением.
В самом общем смысле аттестация работника представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям.5
Подобного определения придерживаются А.Я. Кибанов, С.В. Шекшня и ряд других авторов. Но это определение рассматривает аттестацию персонала несколько однобоко, лишь как оценку соответствия работника занимаемой или желаемой должности. В более широком смысле аттестация персонала подразумевает не только оценку сотрудника для данной конкретной должности, но и оценку с целью выявления потенциала развития сотрудника для того, чтобы возможно было в дальнейшем использовать его способности на других, более высоких должностях или в смежных профессиях. Проводя аттестацию именно с такой целью возможно сформировать резерв управленческих кадров, спланировать карьеру сотрудника и принять ряд других управленческих решений6.
Так Н.Н. Шаш считает аттестацию формой деловой оценки персонала. По его мнению «аттестацию следует рассматривать как окончательный, документально оформленный результат оценки работника»7.
В.Р. Веснин отождествляет аттестацию и оценку персонала и говорит, что это «аттестационная оценка персонала организации (подразделения)». Аттестационная оценка персонала предприятия представляет собой специальные (непрерывные, разовые или периодически проводимые) формализованные мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности8.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.
Но есть и исключения, например, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях определения соответствия замещаемой должности 1 раз в 3 года проводится аттестация государственных служащих. А согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия9.
Обязательная аттестация установлена также специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике, транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования и другие).
В остальных случаях проведение аттестации не обязательно, но если руководство предприятия решило провести эту процедуру, то препятствий для этого нет.
Аттестация персонала может применяться в различных видах в зависимости от организации и таких ее характеристик, как организационно-правовая форма, размеры, численность персонала, стадия жизненного цикла, внутренняя среда и внешнее окружение организации и многих других особенностей организации, а также в зависимости от объектов аттестации (аттестуемых) и субъектов оценки (оценщиков).
В зависимости от повода проведения аттестации различают следующие виды аттестации:
1. Очередная аттестация - проводится периодически и является обязательной для всех работников. Основой для данной аттестации служит информация о профессиональной деятельности работника за определенный период и его вкладе в общий труд коллектива.10.
2. Аттестация по истечению испытательного срока - имеет целью получение документированного вывода по результатам аттестации, а также аргументированных рекомендаций по дальнейшему служебному использованию аттестуемого11;
3. Аттестация для продвижения по службе (или перевода в другое подразделение) - проводится с учетом требований новой предполагаемой должности и новых обязанностей12.
Каждая из этих видов аттестации имеет свои достоинства и недостатки и окончательный выбор вида аттестации персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации. При этом создать систему аттестации, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно. С данной проблемой возможно справиться с помощью профессиональных консультантов и получать реальную эффективность от проведения аттестации. Однако на сегодняшний день такими возможностями зачастую могут располагать только крупные организации, т.к. это все упирается в очень большие финансовые затраты. Небольшие же организации вынуждены справляться с этими задачами самостоятельно, что в большинстве случаев приводит к формальному подходу и не имеет настоящей отдачи.
Также нужно заметить, что в управлении персоналом проблемы аттестации остаются наименее разработанными в практическом плане, и в первую очередь не решен вопрос методов аттестации. Существующие методы, хотя и являются проверенными и действенными, но все чаще, в условиях новой экономической системы, которая строится в современной России, перестают удовлетворять потребностям организаций – и эти недостатки вынуждают и практиков и теоретиков заниматься поиском и разработкой новых, нетрадиционных методов и форм аттестации персонала, которые были бы лишены недостатков существующих способов проверки качеств работников.
Список литературы:
Веснин, В. Р. Менеджмент для всех / В. Р. Веснин. – М. : Юрист, 2014. – 246 с.
Веснин, В. Р. Управление персоналом / В. Р. Веснин. – М. : Проспект, 201. – 688 с.
Герчикова, В. П. Управление персоналом и эффективность предприятий / В. П. Герчикова. – М. : Наука, 2012. – 450 с.
Демченко, А. А. Управление персоналом / А. А. Демченко. – М. : МЭГУ, 2008. – 350 с.
Жалило, Б. Не стоит рассматривать обязательную аттестацию как формальность, но как инструмент управления. Этот инструмент нужен прежде всего Вам и Вашим подчиненным. Посмотрим, что же именно Вам и им нужно? / Б. Жалило // Управление персоналом. – 2014. – №7. – С. 5-7.
Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом / А. Я. Кибанов. – М. : Инфра-М, 2002. – 298 с.
Попов, С. Г. Управление персоналом : учебное пособие / С. Г. Попов. – М. : Ось-89, 2007. – 144 с.
Травин, В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – М. : Норма, 2012. – 205 с.
Чекалев, М. Еще раз к вопросу о технологии проведения аттестации / М. Чекалев, И. Клюшина // Управление персоналом. – 2014. – № 5. – С. 30-32.
Шаш, Н.Н. Управление персоналом / Н. Н. Шаш. – М. : Юрайт, 2012. – 167 с.
Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. – М. : Интел-синтез, 2014. – 368 с.
1 Герчикова В.П. Управление персоналом и эффективность предприятия. М.: Наука, 2012. С. 145.
2 Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 2014. С. 124.
3 Чекалев М. Еще раз к вопросу о технологии проведения аттестации // Управление персоналом. 2010. №5. С. 30.
4 Демченко А.А. Управление персоналом. М.: МЭГУ, 2008. – С. 135.
5 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. М. : Инфра-М, 2002. С. 129.
6 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-синтез, 2014. С. 136.
7 Шаш Н.Н. Управление персоналом. М.: Юрайт, 2012. С. 67.
8 Веснин В.Р. Управление персоналом. М.: Проспект, 2014. С. 268.
9 Жалило Б. Не стоит рассматривать обязательную аттестацию как формальность, но как инструмент управления. Этот инструмент нужен прежде всего Вам и Вашим подчиненным. Посмотрим, что же именно Вам и им нужно? // Управление персоналом. 2014. № 7. С. 5.
10 Попов С.Г. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Ось-89, 2007. С. 42.
11 Там же. С. 44.
12 Попов С.Г. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Ось-89, 2007. С. 46.