Современные отечественные и зарубежные военные вузы при военно-профессиональной подготовке специалистов, все больший акцент делают на развитии лидерских качеств. Представляется интересным выяснить, что сами курсанты понимают под словом «лидер», и каким образом соотносят его со смежным понятием «командир».
Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова дает следующее определение слова «лидер» - «глава, руководитель политической партии, профсоюза, какого-л. коллектива. Вышеупомянутый словарь слову «командир» дает следующую дефиницию: «1. Начальник воинской части, подразделения, военного судна; руководитель военизированной организации, стройотряда и т.п.; 2. разг. О том, кто любит приказывать, распоряжаться».
Цель нашего исследования – экспериментальным путем определить и сравнить содержание понятий «лидер» и «командир» в сознании курсантов Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж), а также выявить их возрастную специфику, т.е. проследить, как меняется содержание данных понятий по мере прохождения военной службы. Более того, была предпринята попытка сравнить содержание понятий «лидер» и «командир» в сознании военнослужащих Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации.
Методом исследования послужил рецептивный эксперимент (эксперимент на понимание, восприятия концепта, его субъективную дефиницию) (Стернин, Попова 2007, с. 187).
Эксперимент проводился в форме анонимного анкетирования. Участникам эксперимента предлагалось ответить на следующие вопросы:
Кто такой лидер? Лидер – это человек, который …
Каким должен быть лидер?
Сколько лет должно быть лидеру?
Назовите человека (людей), которого (ых) вы считаете лидером.
Вторая часть анкеты включала следующие вопросы:
Кто такой командир? Командир – это человек, который …
Каким должен быть командир?
Сколько лет должно быть командиру?
Назовите человека (людей), которого (ых) вы считаете командиром.
Было опрошено 80 курсантов первого и третьего курсов Военной академии. В ходе исследования были получены следующие результаты. На первый вопрос, в котором курсанты должны были продолжить фразу «Лидер – это человек, который …» были получены следующие ответы:
Ведет за собой людей (281)
Имеет лидерские качества (13)
Является лидером (12)
Берет на себя ответственность за группу людей для достижения общей цели (5)
Умеет отвечать за свои поступки, заботится о личном составе (5)
Умеет заставить сделать что-либо (4)
Отвечает за боеготовность (1)
Располагает к себе людей, выражает их волю (1)
Ответы курсантов на вопрос «Каким должен быть лидер?» можно представить в следующей диаграмме:
Были также получены следующие единичные реакции: харизматичный, находчивый, уравновешенный, веселый, расчетливый, активный, внимательный, добросовестный. Итого 24 характерные черты.
На вопрос «Сколько лет должно быть лидеру?» были получены следующие ответы:
Не имеет значения (39)
25-35 (21)
35-40 (20)
18-25 (18)
40-45 (15)
Старше 45 (14)
до 18 (5).
Ответы на последний вопрос «Назовите человека (людей), которого (ых) вы считаете лидером» представлены в следующем списке: Путин (27); Ленин (7); Сталин (5); Командир группы (5); Шойгу (4); Жуков (3); Гагарин (3); Че Гевара (3); Суворов (2); Петр I (2); Гитлер (2); Медведев (1); Кадыров (1); Распутин (1); Наполеон (1); Спартак (1); Отец (1); Брат (1); Друг (1); Скобелев (1); Кутузов (1); Бондарев (1); Зибров (1); Минин (1); Пожарский (1); Тэтчер (1); Черчилль (1); Кастро (1); Овечкин (1); Акинфеев (1); Арагорн (1); Майор Пейн (1).
На основании анализа полученных результатов можно сделать вывод, что лидер для курсантов – это человек, имеющий определенную модель поведения. Эта модель проявляется в умении повести за собой и взять на себя ответственность за группу людей для достижения общей цели. В то же время, судя по тому, что многие курсанты (25 человек) ответили, что лидер – это человек, который является лидером и имеет лидерские качества, можно сделать вывод, что содержание понятия в сознании данных курсантов находится в стадии формирования. Основная характеристика лидера – умный, целеустремленный и ответственный. Лидер должен быть достаточно молодым – от 18-40 лет. Самым ярким примером лидера для курсантов является Путин В.В.
Ответы на первый вопрос второй части анкеты «Командир – это человек, который …» представляют собой следующие утверждения:
Способен руководить/командовать/управлять группой людей для выполнения каких-либо поставленных задач (24)
Может взять/несет ответственность за жизнь других людей (4)
Способен четко поставить задачу и добиться ее выполнения (4)
Должен быть примером (воинской дисциплины) для личного состава (4)
Наделен правами, дающими ему власть над другими (3)
Умеет найти общий язык с людьми (3)
Способен поддерживать в личном составе товарищеские отношения/сближать подчиненных (3)
Быстро и правильно принимает решения (2)
Заслужил должность благодаря своему авторитету (2)
Самый способный из числа окружающих его людей (2)
Ответственно/добросовестно относится к должности/обязанностям (2)
Может справедливо объявлять поощрения и взыскания (2)
Заботится о своем личном составе, помогает ему во всех вопросах службы и быта и поддерживает при необходимости (2)
Способен мотивировать на какую-то деятельность(2)
Умеет поддерживать дисциплину (2)
Может рационально и справедливо вести свою деятельность
Чтит своих подчиненных
Следит за состоянием здоровья и физической подготовкой своего личного состава
Живет согласно уставу
Во имя Родины выполняет свой долг и отдает приказы подчиненным для выполнения поставленной задачи
Он должен уметь постоять не только за себя, но и за своих подчиненных
Готов к любым трудностям
Должен быть лидером в своем роде
Имеет большой опыт, который может научить чему-либо
Прислушивается к мнению своих подчиненных и принимает верные решения
Хорошо знает свои обязанности и обязанности подчиненных
В сложной ситуации берет инициативу на себя
Сможет возглавлять и продумывать военные операции
Ответственный военнослужащий, который должен давать знания по дисциплине
Стоит над остальными. Он мягок, но непокорен, строг, но не жесток
Которого назначило руководство, он не обязательно имеет подходящие особенности и не всегда может справляться со своими обязанностями
Командиру не всегда важно мнение подчиненных, однако он находится с ними в тесном контакте
На второй вопрос «Каким должен быть командир?» курсанты ответили следующим образом:
Были также получены следующие единичные реакции: выносливый, грубый, показывающий свою власть, авторитетный, амбициозный, находчивый, отзывчивый, сильный, вежливый, верный, дальновидный, жесткий, невысокомерный, неприхотливый, опытный, подготовленный, тактичный, терпеливый, убедительный, уравновешенный, храбрый.
Возраст командира, по мнению курсантов, должен быть следующим:
Не имеет значения (27)
18-25 (19)
25-35 (5)
Моложе 18 (4)
35-40 (4)
40-45 (3)
Старше 45 (3).
Варианты ответов на последний вопрос, в котором необходимо было назвать человека (людей), которого (ых) вы считаете командиром, следующие: Жуков (12); Шойгу (12); Путин (9); Сталин (6); Курсовое звено (6); Командир группы (5); Кутузов (3); Петр I (3); Суворов (3); Адмирал Колчак; Багратион; Конев; Ленин; Македонский; Рокоссовский; Скобелев.
В целом образ «командира» в сознании курсантов можно описать следующим образом: это человек, который управляет группой людей, умеет эффективно организовать работу коллектива, за который несет ответственность, и найти общий язык с подчиненными. Командир является примером во всем. Он также способен четко поставить задачу и добиться ее выполнения. Командир, прежде всего, должен быть умным, ответственным, справедливым лидером. Возраст командира для большинства курсантов не важен. Самыми яркими примерами командира, по мнению курсантов, являются Жуков Г.К. и Шойгу С.К. Стоит также отметить, что исследуемое понятие получило в основном положительную оценку, но имеются и негативные характеристики, а именно: командир – «человек, которого назначило руководство, он не обязательно имеет подходящие особенности и не всегда может справляться со своими обязанностями, командиру не всегда важно мнение подчиненных, однако он находится с ними в тесном контакте».
Сравнивая два полученных образа, можно сделать вывод, что понятие «лидера» демонстрирует небольшой объем. Курсантами было дано мало единичных реакций, невелико их разнообразие. Данные результаты свидетельствуют о высокой стереотипности образа лидера или о том, что данное понятие, как уже отмечалось выше, находится на стадии формирования. Что касается образа командира, то он, несомненно, гораздо ближе курсантам. Понятие «командир» в сознании курсантов представлено содержательно, эмоционально и оценочно. Судя по многочисленным единичным реакциям, можно предположить, что понятие «командир» весьма многогранно.
В качестве цели исследования была поставлена еще одна задача – проследить, как меняется содержание изучаемых понятий по мере прохождения военной службы. Для этого были опрошены курсанты третьего курса того же факультета. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что ответы курсантов первого и третьего курсов в целом совпадают, но имеется одна отличительная тенденция. Так, курсанты третьего курса при ответе на последний вопрос, в котором они должны были привести примеры лидера и командира, столкнулись с трудностью, и половина опрошенных не смогла назвать персоналию. Отмеченное явление может свидетельствовать о повышении требований к лидерам и командирам или, возможно, о разочаровании в идеалах.
Суммируя все вышесказанное, отметим, что, несмотря на имеющиеся различия, все же прослеживается высокая степень сходства образов лидера и командира. Так, по мнению опрошенных и лидер, и командир – это человек, способный вести людей. Он должен быть умным и ответственным. Яркими примерами для курсантов являются люди, внесшие большой вклад в развитие обороны страны.
В качестве еще одной цели исследования была заявлена попытка сравнить образы «лидера» и «командира» в сознании русских и американских военнослужащих. На основании анализа Интернет-ресурсов (опрос «What makes a good leader?», официальных документов Department of the United States Army, эссе, написанных носителями языка) можно сконструировать собирательный образ «лидера» и «командира» для американских военнослужащих. Так, «командира» можно охарактеризовать следующим образом: «a person, who earns respect from those around him or her, makes people take orders without hesitation». Характерные черты командира – «moral courage, a broad base of knowledge of the craft». «Лидер» получил следующее определение – «a person, who inspires and influences people to accomplish organizational goals, motivates people both inside and outside the chain of command to pursue actions». Характерные черты лидера – «knowledge about tactics, technical systems, organizations, management of resources, the tendencies and needs of people».
Проведенное исследование показало, что содержание исследуемых понятий «лидер» и « командир» в сознании американских и российских военнослужащих демонстрирует значительную степень сходства.
Литература:
Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2003. – 1536 с.
Когнитивная лингвистика/ З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М.:АСТ: Восток – Запад, 2007. – 314 с. – (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).
http://www.defencetalk.com/forums/military-strategy-tactics/what-makes-good-commander-5955
http://www.defense.gov/Blog_files/Blog_assets/20080422_ColReider_fieldmanual.pdf
1 Здесь и далее приведено количество ответивших.