СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЛИДЕР» И «КОМАНДИР» В СОЗНАНИИ КУРСАНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЛИДЕР» И «КОМАНДИР» В СОЗНАНИИ КУРСАНТОВ

Довженко А.С. 1, Колтакова С.В. 1, Терпугов А.А. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные отечественные и зарубежные военные вузы при военно-профессиональной подготовке специалистов, все больший акцент делают на развитии лидерских качеств. Представляется интересным выяснить, что сами курсанты понимают под словом «лидер», и каким образом соотносят его со смежным понятием «командир».

Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова дает следующее определение слова «лидер» - «глава, руководитель политической партии, профсоюза, какого-л. коллектива. Вышеупомянутый словарь слову «командир» дает следующую дефиницию: «1. Начальник воинской части, подразделения, военного судна; руководитель военизированной организации, стройотряда и т.п.; 2. разг. О том, кто любит приказывать, распоряжаться».

Цель нашего исследования – экспериментальным путем определить и сравнить содержание понятий «лидер» и «командир» в сознании курсантов Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж), а также выявить их возрастную специфику, т.е. проследить, как меняется содержание данных понятий по мере прохождения военной службы. Более того, была предпринята попытка сравнить содержание понятий «лидер» и «командир» в сознании военнослужащих Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации.

Методом исследования послужил рецептивный эксперимент (эксперимент на понимание, восприятия концепта, его субъективную дефиницию) (Стернин, Попова 2007, с. 187).

Эксперимент проводился в форме анонимного анкетирования. Участникам эксперимента предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Кто такой лидер? Лидер – это человек, который …

  2. Каким должен быть лидер?

  3. Сколько лет должно быть лидеру?

  4. Назовите человека (людей), которого (ых) вы считаете лидером.

Вторая часть анкеты включала следующие вопросы:

  1. Кто такой командир? Командир – это человек, который …

  2. Каким должен быть командир?

  3. Сколько лет должно быть командиру?

  4. Назовите человека (людей), которого (ых) вы считаете командиром.

Было опрошено 80 курсантов первого и третьего курсов Военной академии. В ходе исследования были получены следующие результаты. На первый вопрос, в котором курсанты должны были продолжить фразу «Лидер – это человек, который …» были получены следующие ответы:

  • Ведет за собой людей (281)

  • Имеет лидерские качества (13)

  • Является лидером (12)

  • Берет на себя ответственность за группу людей для достижения общей цели (5)

  • Умеет отвечать за свои поступки, заботится о личном составе (5)

  • Умеет заставить сделать что-либо (4)

  • Отвечает за боеготовность (1)

  • Располагает к себе людей, выражает их волю (1)

Ответы курсантов на вопрос «Каким должен быть лидер?» можно представить в следующей диаграмме:

Были также получены следующие единичные реакции: харизматичный, находчивый, уравновешенный, веселый, расчетливый, активный, внимательный, добросовестный. Итого 24 характерные черты.

На вопрос «Сколько лет должно быть лидеру?» были получены следующие ответы:

  • Не имеет значения (39)

  • 25-35 (21)

  • 35-40 (20)

  • 18-25 (18)

  • 40-45 (15)

  • Старше 45 (14)

  • до 18 (5).

Ответы на последний вопрос «Назовите человека (людей), которого (ых) вы считаете лидером» представлены в следующем списке: Путин (27); Ленин (7); Сталин (5); Командир группы (5); Шойгу (4); Жуков (3); Гагарин (3); Че Гевара (3); Суворов (2); Петр I (2); Гитлер (2); Медведев (1); Кадыров (1); Распутин (1); Наполеон (1); Спартак (1); Отец (1); Брат (1); Друг (1); Скобелев (1); Кутузов (1); Бондарев (1); Зибров (1); Минин (1); Пожарский (1); Тэтчер (1); Черчилль (1); Кастро (1); Овечкин (1); Акинфеев (1); Арагорн (1); Майор Пейн (1).

На основании анализа полученных результатов можно сделать вывод, что лидер для курсантов – это человек, имеющий определенную модель поведения. Эта модель проявляется в умении повести за собой и взять на себя ответственность за группу людей для достижения общей цели. В то же время, судя по тому, что многие курсанты (25 человек) ответили, что лидер – это человек, который является лидером и имеет лидерские качества, можно сделать вывод, что содержание понятия в сознании данных курсантов находится в стадии формирования. Основная характеристика лидера – умный, целеустремленный и ответственный. Лидер должен быть достаточно молодым – от 18-40 лет. Самым ярким примером лидера для курсантов является Путин В.В.

Ответы на первый вопрос второй части анкеты «Командир – это человек, который …» представляют собой следующие утверждения:

  • Способен руководить/командовать/управлять группой людей для выполнения каких-либо поставленных задач (24)

  • Может взять/несет ответственность за жизнь других людей (4)

  • Способен четко поставить задачу и добиться ее выполнения (4)

  • Должен быть примером (воинской дисциплины) для личного состава (4)

  • Наделен правами, дающими ему власть над другими (3)

  • Умеет найти общий язык с людьми (3)

  • Способен поддерживать в личном составе товарищеские отношения/сближать подчиненных (3)

  • Быстро и правильно принимает решения (2)

  • Заслужил должность благодаря своему авторитету (2)

  • Самый способный из числа окружающих его людей (2)

  • Ответственно/добросовестно относится к должности/обязанностям (2)

  • Может справедливо объявлять поощрения и взыскания (2)

  • Заботится о своем личном составе, помогает ему во всех вопросах службы и быта и поддерживает при необходимости (2)

  • Способен мотивировать на какую-то деятельность(2)

  • Умеет поддерживать дисциплину (2)

  • Может рационально и справедливо вести свою деятельность

  • Чтит своих подчиненных

  • Следит за состоянием здоровья и физической подготовкой своего личного состава

  • Живет согласно уставу

  • Во имя Родины выполняет свой долг и отдает приказы подчиненным для выполнения поставленной задачи

  • Он должен уметь постоять не только за себя, но и за своих подчиненных

  • Готов к любым трудностям

  • Должен быть лидером в своем роде

  • Имеет большой опыт, который может научить чему-либо

  • Прислушивается к мнению своих подчиненных и принимает верные решения

  • Хорошо знает свои обязанности и обязанности подчиненных

  • В сложной ситуации берет инициативу на себя

  • Сможет возглавлять и продумывать военные операции

  • Ответственный военнослужащий, который должен давать знания по дисциплине

  • Стоит над остальными. Он мягок, но непокорен, строг, но не жесток

  • Которого назначило руководство, он не обязательно имеет подходящие особенности и не всегда может справляться со своими обязанностями

  • Командиру не всегда важно мнение подчиненных, однако он находится с ними в тесном контакте

На второй вопрос «Каким должен быть командир?» курсанты ответили следующим образом:

Были также получены следующие единичные реакции: выносливый, грубый, показывающий свою власть, авторитетный, амбициозный, находчивый, отзывчивый, сильный, вежливый, верный, дальновидный, жесткий, невысокомерный, неприхотливый, опытный, подготовленный, тактичный, терпеливый, убедительный, уравновешенный, храбрый.

Возраст командира, по мнению курсантов, должен быть следующим:

  • Не имеет значения (27)

  • 18-25 (19)

  • 25-35 (5)

  • Моложе 18 (4)

  • 35-40 (4)

  • 40-45 (3)

  • Старше 45 (3).

Варианты ответов на последний вопрос, в котором необходимо было назвать человека (людей), которого (ых) вы считаете командиром, следующие: Жуков (12); Шойгу (12); Путин (9); Сталин (6); Курсовое звено (6); Командир группы (5); Кутузов (3); Петр I (3); Суворов (3); Адмирал Колчак; Багратион; Конев; Ленин; Македонский; Рокоссовский; Скобелев.

В целом образ «командира» в сознании курсантов можно описать следующим образом: это человек, который управляет группой людей, умеет эффективно организовать работу коллектива, за который несет ответственность, и найти общий язык с подчиненными. Командир является примером во всем. Он также способен четко поставить задачу и добиться ее выполнения. Командир, прежде всего, должен быть умным, ответственным, справедливым лидером. Возраст командира для большинства курсантов не важен. Самыми яркими примерами командира, по мнению курсантов, являются Жуков Г.К. и Шойгу С.К. Стоит также отметить, что исследуемое понятие получило в основном положительную оценку, но имеются и негативные характеристики, а именно: командир – «человек, которого назначило руководство, он не обязательно имеет подходящие особенности и не всегда может справляться со своими обязанностями, командиру не всегда важно мнение подчиненных, однако он находится с ними в тесном контакте».

Сравнивая два полученных образа, можно сделать вывод, что понятие «лидера» демонстрирует небольшой объем. Курсантами было дано мало единичных реакций, невелико их разнообразие. Данные результаты свидетельствуют о высокой стереотипности образа лидера или о том, что данное понятие, как уже отмечалось выше, находится на стадии формирования. Что касается образа командира, то он, несомненно, гораздо ближе курсантам. Понятие «командир» в сознании курсантов представлено содержательно, эмоционально и оценочно. Судя по многочисленным единичным реакциям, можно предположить, что понятие «командир» весьма многогранно.

В качестве цели исследования была поставлена еще одна задача – проследить, как меняется содержание изучаемых понятий по мере прохождения военной службы. Для этого были опрошены курсанты третьего курса того же факультета. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что ответы курсантов первого и третьего курсов в целом совпадают, но имеется одна отличительная тенденция. Так, курсанты третьего курса при ответе на последний вопрос, в котором они должны были привести примеры лидера и командира, столкнулись с трудностью, и половина опрошенных не смогла назвать персоналию. Отмеченное явление может свидетельствовать о повышении требований к лидерам и командирам или, возможно, о разочаровании в идеалах.

Суммируя все вышесказанное, отметим, что, несмотря на имеющиеся различия, все же прослеживается высокая степень сходства образов лидера и командира. Так, по мнению опрошенных и лидер, и командир – это человек, способный вести людей. Он должен быть умным и ответственным. Яркими примерами для курсантов являются люди, внесшие большой вклад в развитие обороны страны.

В качестве еще одной цели исследования была заявлена попытка сравнить образы «лидера» и «командира» в сознании русских и американских военнослужащих. На основании анализа Интернет-ресурсов (опрос «What makes a good leader?», официальных документов Department of the United States Army, эссе, написанных носителями языка) можно сконструировать собирательный образ «лидера» и «командира» для американских военнослужащих. Так, «командира» можно охарактеризовать следующим образом: «a person, who earns respect from those around him or her, makes people take orders without hesitation». Характерные черты командира – «moral courage, a broad base of knowledge of the craft». «Лидер» получил следующее определение – «a person, who inspires and influences people to accomplish organizational goals, motivates people both inside and outside the chain of command to pursue actions». Характерные черты лидера – «knowledge about tactics, technical systems, organizations, management of resources, the tendencies and needs of people».

Проведенное исследование показало, что содержание исследуемых понятий «лидер» и « командир» в сознании американских и российских военнослужащих демонстрирует значительную степень сходства.

Литература:

  1. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2003. – 1536 с.

  2. Когнитивная лингвистика/ З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М.:АСТ: Восток – Запад, 2007. – 314 с. – (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

  3. http://www.defencetalk.com/forums/military-strategy-tactics/what-makes-good-commander-5955

  4. http://www.defense.gov/Blog_files/Blog_assets/20080422_ColReider_fieldmanual.pdf

1 Здесь и далее приведено количество ответивших.

Просмотров работы: 2294