АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ТЕВРИЗСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ТЕВРИЗСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Рожко И.Н. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которого оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста и на уровень общественного благосостояния. Именно этим фактом объясняется столь серьезное внимание, которое в последнее время стало уделяться вопросам бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Средства, аккумулируемые в рамках бюджетной системы, составляют финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающую решение задач и выполнение функций государством и муниципалитетами. Целью функционирования бюджетной системы является построение социально ориентированного общества посредствам распределения и перераспределения ресурсов.

Стабильность функционирования бюджетной системы – один из наиболее важных показателей, характеризующих устойчивость экономики, и прежде всего состояние социальной сферы.

В данной был рассмотрен бюджет территориального и муниципального образования на севере Омской области - Тевризского района. Административный центр образования посёлок городского типа Тевриз. Территория - 9,8 тыс. кв. км. Численность населения на 01.01.2014 г. - 14,6 тыс. человек. Расстояние до областного центра - 453 км. Административно-территориальное деление складывается из 13-ти сельских поселений: Александровское, Бакшеевское, Белоярское, Бородинское, Екатерининское, Ермиловское, Журавлевское, Ивановомысское, Кипское, Кузнецовское, Петелинское, Петровкое, Утьминское.

На территории Тевризского района известно 63 месторождений полезных ископаемых, из них: газа – 1, нефти – 2, торфа - 32, сапропелей – 28.

Суммарные запасы нефти составляют 24488 тыс. тонн, газа – 543 млн. куб. м, торфа – 715 734 тыс. тонн, сапропеля – 33,6 млн. тонн.

Основное внимание в районе уделяется развитию сельскохозяйственного производства, становлению и расширению предпринимательства, решению социальных проблем, развитию инфраструктуры района. Наращиваются темпы жилищного строительства за счёт увеличения объёмов ввода индивидуального жилья. Увеличивается объём инвестиций, вложенных в развитие экономики района.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителя Тевризского района составляет 37,9 года, мужчин – 35,7 года, женщин – 40,1 года. Общая площадь земельных ресурсов – 981,5 тыс. гектаров, из них 61,9 тыс. гектаров - сельскохозяйственные угодья. На территории Тевризского района расположены Тевризское месторождение газового конденсата, Прирахтовское и Тайтымское месторождения нефти. Выявлено 27 месторождений торфа, 32 месторождения сапропелей. Высокое содержание в сапропелях органических веществ и микроэлементов в легко усваиваемой форме дает широкую возможность их использования в качестве агроминерального сырья, в лечебных целях, в фармацевтической и химической промышленности, в качестве кормовых добавок для животных.

Планируется увеличить объем добычи природного газа до 12 млн. кубометров в год и обеспечить стабильное газоснабжение населения.

Как и любые другие бюджеты, бюджет муниципального образования содержит в себе две части: доходную и расходную. Анализ доходной части бюджета Тевризского района показал, что доходы консолидированного бюджета в 2013 году составили 621 млн. 738 тыс. рублей. По сравнению с 2012 годом, доходы бюджета выросли на 51,75 %, что в абсолютном выражении составляет 212 млн. 036 тыс. рублей. Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Тевризского района составило 78 млн. 862 тыс. рублей. По сравнению с величиной этих доходов в 2012 году их рост составил 17,5 % или 11 млн. 744 тыс. рублей.

Проведенный анализ расходной части рассмотренного бюджета показал, что произошло увеличение расходов по сравнению с 2012 годом на 224 219,53 тыс. рублей (+54,30). Этот рост связан с несколькими, особенно весомыми, факторами, такими как: рост расходов на общегосударственные вопросы (+7436,37 тыс. руб.), на национальную экономику (+11567,49 тыс. руб.), ЖКХ (36 258,64 тыс. руб.), образование (160 656,19 тыс. руб.). Расходы на образование имеют наибольший удельный вес и за рассматриваемый период заметно выросли – 51,47% в 2012 г. и 58,57% в 2013 г.

В структуре доходной части бюджета за 2013 г. наибольший удельный вес имеют безвозмездные поступления, а именно – 87,32%. Удельный вес налогов и неналоговых доходов в 2013 г. составил 12,68%. Можно сделать вывод, что доходная часть бюджета финансируется в основном за счет безвозмездных поступлений. В целом доходы района увеличились за период 2012-2013 гг. на 51,75% или на 212 035,88 тыс. руб.

На основе анализа доходной и расходной частей бюджета построим таблицу и определим дефицит или профицит бюджета на 2012-2013 гг.

Определение результата исполнения бюджета на 2012-2013 гг.

 

2012 год

2013 год

Абсолютное изменение, тыс. руб. (+/-)

Динамика, %

(+/-)

Тыс. руб.

Тыс. руб.

Доходы бюджета

409 701,94

621 737,82

+212 035,88

+51,75

Расходы бюджета

412 957,00

637 176,53

+224 219,53

+54,30

Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+")

-3 255,06

-15 438,71

-12 183,65

-

По данным таблицы, за период 2012-2013 гг. наблюдался дефицит бюджета в размере -3 255,06 тыс. руб. и -15 438,71 тыс. руб. соответственно. Дефицит бюджета образовался за счет относительно большего увеличения расходной части бюджета на 54,30% или на 224 219,53 тыс. руб. и соответственно меньшего увеличения доходов бюджета на 51,75% или на 212 035,88 тыс. руб.

Список использованной литературы:

1. Предеина Е.В. Бюджетная система РФ. 3-е издание. Учебное пособие для ВУЗов. "Издательство "ФЛИНТА", 2012 год;

2. Бюджет для граждан [Электронный ресурс]. – [Дата обращения: 14.12.2014]. – Режим доступа: свободный. URL: [http://budget.omsk.ifinmon.ru/];

3. Администрация Тевризского муниципального района. Социально-экономическое развитие района [Электронный ресурс]. – [Дата обращения: 14.12.2014]. – Режим доступа: свободный. URL: [http://tevr.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-255-1/officialsite/docs/30-04-2014.html];

4. Тевризский муниципальный район. Портал правительства Омской области [Электронный ресурс]. – [Дата обращения: 14.12.2014]. – Режим доступа: свободный. URL: [http://tevr.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-255-1/officialsite/budget.html].

Просмотров работы: 931