ТЕМА ЛИРИЗМА В РАССКАЗЕ В. Ю. ДРАГУНСКОГО «ДЕВОЧКА НА ШАРЕ» ИЗ СЕРИИ «ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕМА ЛИРИЗМА В РАССКАЗЕ В. Ю. ДРАГУНСКОГО «ДЕВОЧКА НА ШАРЕ» ИЗ СЕРИИ «ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ»

Репетацких В.В. 1, Кожушкова Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Виктор Юзефович Драгунский (30 ноября 1913 — 6 мая 1972)— известный советский прозаик и публицист, автор рассказов для детей.

После окончания школы В.Ю Драгунский сразу начал трудовую деятельность, был токарем, шорником, лодочником, одновременно посещал «Литературно-театральные мастерские» Дикого, обучаясь актерскому мастерству. Выступал как актер Театра транспорта, Театра киноактера, работал в цирке, снимался в кино. В Великую Отечественную войну Виктор Юзефович был в ополчении, а в послевоенные годы руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка».

Первые пробы пера приходятся на середину тридцатых годов, когда Виктор придумывает короткие юмористические рассказы, эстрадные монологи, сценки, цирковые клоунады. Он также становится автором текстов песен, ставших впоследствии популярными: «Теплоход», «Звезда моих полей», «Берёзонька» «Три вальса», «Чудо-песенка». Вскоре Драгунский публикует сборники рассказов для детей «Он живой и светится…», «Девочка на шаре», «Старый мореход», «Похититель собак», «Волшебная сила искусства». Создает он и повести для взрослых: «Он упал на траву», «Сегодня и ежедневно». Книги выходят большими тиражами, по многим снимают фильмы.

Самым популярным изданием Виктора Юзефовича Драгунского заслуженно считается сборник «Денискины рассказы», включающий историй про фантазера и мечтателя Дениса Кораблева и его верного товарища Мишку Слонова. Имя главного героя было выбрано не случайно — прототипом послужил сын автора Денис. Именно эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. [3]

Каждый из Денискиных рассказов — это эпизод, фрагмент, точнее говоря, это «малая» история жизни мальчишки-первоклассника, рассказанная им самим. «Девочка на шаре» является одним из рассказов этой серии, который изучается на уроках литературного чтения в 3 классе («В одном счастливом детстве») по программе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой.

Проанализируем название произведения «Девочка на шаре». Словосочетание «девочка на шаре» необычное, оно привлекает внимание своей загадочностью и читатель уже с названия готов читать дальше. Из названия рассказа невозможно даже предположить о том, какую художественную проблему будет раскрывать автор в данном произведении.

«Девочка на шаре» вызывает образы легкости, изящества, грации, ассоциируется с чем-то воздушным, милым. Название изначально положительно настраивает на прочтение рассказа.

Трудно представить девочку на шаре без определения видов шаров. Ведь шар может быть любым, для облегчения восприятия лексического значения можно показать детям рисунки с изображением различных шаров: геометрический шар (рис.1), надувной шар (рис.2), воздушный шар (рис.3), резиновый шар (рис.4), новогодний шар на елке (рис.5), Земной шар (рис.6). Из всех видов шаров, которые может представить читатель более всего подходит либо воздушный шар, либо просто шар большого размера, на котором может разместиться девочка. А может оказаться, что девочка – это рисунок на каком-то шаре. Поэтому читатель восполняет название недостающими словами для облегчения понимания: «девочка стоит на большом шаре», «девочка нарисована на шаре, например, новогоднем», «девочка летит на воздушном шаре», «девочка сидит на резиновом шаре». Возможно, события будут происходить с некой девочкой на неком шаре и эта девочка на шаре будет в центре внимания. Можно с уверенностью сказать, что события будут вполне реалистичными, а не сказочными, и происходить будут с людьми, так как данный рассказ входит в серию «Денискины рассказы». Можно подвести детей к мысли о том, что скорее всего рассказывать о девочке будет именно Денис. Кто это девочка? Что девочка делает на шаре? Что это за шар? Ответы на эти вопросы невозможно найти в названии. Название вызывает чувства неопределенности, непонятности, неразгадонности, оно заинтересовывает, побуждает прочитать, чтобы раскрыть суть произведения.

Начинается рассказ предложением «Один раз мы всем классом пошли в цирк.». Становится ясно, что события будут происходить в цирке или будут непосредственно связаны с ним. Так же начало рассказа подтверждает, что события будут вполне реальными. Может возникнуть ощущение, что рассказ будет шуточным, юмористическим и веселым, как большинство из «Денискиных рассказов». Читатель настраивается на еще одно похождение неугомонных мальчишек.

Далее происходит описание отношения к цирку и к походу в него. Здесь мы понимаем, что повествование будет идти от лица мальчика. Мальчика зовут Денисом, в тексте об этом не говориться, но причастность произведения к серии «Денискины рассказы» подтверждает это предположение, это одна из его историй. Денис жалеет, что так мало раз был в цирке и не может похвастаться, как Аленка. Он испытывает обиду – «несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением». Поэтому он очень обрадовался, ждал этого похода, ведь он уже большой и сможет оценить все взрослым взглядом, получить удовольствие от посещения цирка. Начало рассказа передает восторженность мальчика, поход в цирк становится для него торжественным событием, ведь он был там всего лишь один раз. Читатель готов окунуться в описание цирковых номеров и пытается соотнести начало рассказа с названием. Легкость названия, его лиричность противоречат началу, оно приобретает другое значение, возникает ожидание потехи и забавы. Необычность словосочетания способствует догадке, что впереди ждет веселый и увлекательный цирковой номер с участием девочки и шара.

Свое прошлое посещение цирка Денис критикует, он осознает, что многое из того, что там происходило, он не понимал, оправдывая это своим возрастом. Его очень веселили акробаты, глядя на них, он ужасно расхохотался, потому что дядьки карабкались друг на друга, а такого в обыденной жизни не происходит. Здесь сам Денис делает акцент на том, что сейчас он уже взрослый и понимает, что этим надо было восхищаться, оценивать ловкость акробатов, а не смеяться над ними. Самым запоминающимся для Диниски в прошлое посещение стал оркестр. Его заинтересовали музыканты свой разнообразностью и дирижер, считая, что на него никто не обращает внимания и он просто машет палочкой. Смотря все время на музыкантов, Дениска пропускал выступления других артистов и, по его мнению, пропускал самое интересное. Мальчик оправдывает себя и свое поведение: я в тот раз еще совсем глупый был. Говоря так, он уточняет, что был глупым раньше, а сейчас он не такой, сейчас он повзрослел и стал умным, многое знает, и кто такие акробаты и что они делают, для чего нужен дирижер и как устроен оркестр. Автор использует детское построение предложений, простые слова, для того чтобы читатель смог погрузится в мир детства и воспринять описание событий глазами ребенка.

И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. Описание помещения цирка помогает представить всю торжественность происходящего события (рис.7). Выступление еще не началось, а Денису уже все нравится, он в предвкушении, настроен все запомнить, и не отвлекаться на оркестр, как это было в прошлый раз.

И вдруг из за красной занавески вышел целый отряд каких то людей, одетых очень красиво — в красные костюмы с желтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошел их начальник в черном костюме. Он громко и немножко непонятно что то прокричал, и музыка заиграла быстро быстро и громко, и на арену выскочил артист жонглер, и началась потеха. Начальник в черном костюме – это конферансье, «артист, объявляющий номера программы на эстрадном представлении, концерте и занимающий иногда публику в перерывах между номерами своими самостоятельными выступлениями» [2] (рис.8). Он громко и немножко непонятно что то прокричал – конферансье объявил о начале выступления. Мальчик не расслышал, что сказал начальник, можно предположить, что не смог сосредоточить свое внимание на словах артиста, так как был поглощен ожиданием номера и внимательно разглядывал жонглеров. Жонглер – «цирковой актер, занимающийся жонглированием» [2] (рис.9). Жонглирование в данном случае употреблено в значении «искусно и ловко подбрасывать и ловить одновременно несколько предметов». Жонглер впечатлил Дениску своим мастерством и он пытается описать все его необычные действия :

Он кидал шарики, по десять или по сто штук вверх, и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть… Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как примагниченный. Это было очень красиво. Заметено восхищение мальчика. Герой по-детски заинтересован в происходящем действе. Дальнейшие действия жонглера просто приводят его в восторг: «И вдруг жонглер кинул этот мячик к нам в публику, и тут уж началась настоящая суматоха». Мяч ловит Денис, но он не кидает его обратно жонглеру, в порыве веселье он бросает мяч в одноклассника, тем самым вносит переполох в публику. Ему кажется забавным, что мяч неуправляем и то, что из-за его выходки был испорчен барабан и прическа какой-то женщины. Он настолько сильно смеялся со всеми, что выразил это в фразе «так хохотали, что чуть не померли». Для более яркого выражения комичной ситуации используется слово «нахлобучка». Описание циркового номера не оставляет сомнений у читателя, что произведение забавное, шутливое и юмористическое.

Но представление продолжается, после жонглера на сцену выкатывают огромный голубой шар и что-то объявляется, но «Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что то очень веселое, только не так быстро, как раньше.»

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Здесь читатель вспоминает про название рассказа - «Девочка на шаре». Приоткрывается тайна этого названия, становится ясно, что девочка - это артистка цирка, ее выступление будет связано с большим голубым шаром. Читатель ожидает продолжение веселого повествования.

Далее идет описание девочки: «Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили. Она стояла на шаре.» Денис уделил особое внимание этому описанию. Благодаря нему можно представить сказочную, изящную героиню. Денис заворожен ее видом, он сравнивает ее с птицей, показывая тем самым ее легкость, грацию, ему кажется, что она невесома и порхает на сцене. Вот она – девочка на шаре.

И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе: она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было, как в сказке. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, — я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.

Восторженность мальчика передается читателю. Герой очарован выступлением маленькой девочки. Его слова показываю глубину потрясения: «какая то особенная», «как будто плыла», «она была маленькая, милая и необыкновенная», «как в сказке», «умеет светиться», «это было удивительно», «за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного». Все указывает на то, что он находится в смятении, ошеломлен до глубины души. Происходящее на сцене вызывает бурный отклик в его душе. Девочка очаровала Дениса. Его переполняет буря эмоции. Можно заметить, что рассказ заиграл новыми гранями, пропадает шуточное повествование, на его место приходит лиричное описание событий.

Денис околдован номером и артисткой. И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже кричал «браво». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперед, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и еще, и еще раз, и все вперед. И мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить ее и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась. Испуг Дениски за девочку показывает, как она стала ему дорога, он переживает за нее, ведь она такая маленькая и хрупкая. Он готов броситься спасать ее при малейшей необходимости. Он уже не может просто сидеть на месте, он вскакивает на ноги, это подтверждает бурю чувств, которые возникли у него по отношению к ситуации. Так же герой обращает наше внимание на то, что не он один в восторге от выступления девочки на шаре: И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами. Девочка поразила зрителей, не осталось равнодушных к представлению.

И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я ее вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась. И я опять захотел подбежать к ней, и я протянул к ней руки. Восприятие мальчика изменилось, он не отрывает взгляда от девочки. Ему хочется думать, что девочка заметила его так же, как он заметил ее. Дениска считает, что девочка так же выказывает ему знаки внимания, выделяет его среди остальных зрителей. В тексте из учебника по сравнению с текстом, который представлен в полном собрании сочинений В.Драгунского, пропущено одно предложение: «Она мне одному помахала и улыбнулась». Данное предложение очень важно при анализе и восприятии сути произведения. В данной фразе раскрывается вся глубина желания мальчика быть замеченным именно этой девочкой, он начал испытывать особое чувство к ней и ищет те же порывы в ее действиях.

После выступления девочки на шаре Денис не может ни о чем другом думать, только о ней. Он старается закрыть глаза, чтоб более явно вспомнить образ девочки. Его уже не волнует происходящее на сцене. Он не хочет смотреть на глупого клоуна с его красным носом, потому что он портил мою девочку. Клоун уже не кажется мальчику забавным и смешным, здесь явно видно пропавшее чувство радости и неудержимого веселья, которое присутствовало в начале рассказа. Все стало серьезным, возвышенным, появилось новое чувство и все, что происходило вокруг, выбивалось из мироощущения Дениски, поэтому у него было непреодолимое желание закрыть глаза, чтоб не видеть то, что не соответствует его состоянию. Местоимение «моя» выбрано не случайно, оно мотивировано местоимением «мой» и обозначает «принадлежащий мне» [2], тем самым он старается приблизить ее к себе, а так же это говорит о том, что она стала близка к сердцу.

А потом объявили антракт, и все побежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошел к занавеске, откуда выходили артисты.

Мне хотелось еще раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел — вдруг она выйдет? Но она не выходила.

Поведение Дениски во время антракта так же свидетельствует о его заинтересованности девочкой, когда все поспешили в буфет пить ситро («род прохладительного напитка») [2], он не ушел, он все еще был под впечатлением от номера артистки. Его не отпускала надежда на то, что он еще раз сможет увидеть свою девочку, он хочет снова взглянуть на нее и окунуться в те ощущения, которые он испытал. Но его надежды не оправдались. После антракта представление продолжалось, но уже ничто не могло заинтересовать мальчика. В начале рассказа веселье и радость переполняли героя, он веселился вместе со всеми и находил все забавным. Во время выступления девочки на шаре восприятие происходящего меняется, оно стало восторженным и волнительным, Дениску переполняют прекрасные и возвышенные чувства.

А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Волшебство цирка улетучилось, все для героя стало неинтересным и даже противоречащим его представлениям о жизни: львы не должны себя так вести, они должны «охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах и оглашать окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет туземное население». (Пампасы – «южноамериканские степи» [2]) (рис. 10,11,12,13).

Когда Дениска вернулся домой, его так же сопровождали мысли о девочке на шаре. На вопрос папы «Ну как? Понравилось в цирке?» Герой рассказал про то, что впечатлило и поразило его, про выступление девочке на шаре: «Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдем в следующее воскресенье в цирк! Я тебе ее покажу!» Дениса переполняет восторг, его восклицательные высказывания позволяют судить о душевной привязанности к девочке. Он старается заинтересовать папу, у него возникает надежда на то, что он может увидеть выступление снова, если отец согласится сходить еще раз в цирк.

А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.

Мама Дениса заметила, что после похода в цирк, в ее сыне что-то изменилось, так же из разговора ей стало понятно, что это из-за увиденного в цирке номера маленькой девочки на шаре, ведь Денис рассказал только про нее. Перемена в поведении сына, его бурная реакция помогли по-новому взглянуть на Дениску. Он уже не тот, что был в начале рассказа. Появилась чуткость к происходящему вокруг.Сам он не осознает, что мироощущение изменилось, поэтому удивляется взгляду мамы.

И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и все равно каждый день думал, когда же придет воскресенье, и мы с папой пойдем в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу ее папе, и, может быть, папа пригласит ее к нам в гости, и я подарю ей пистолет браунинг и нарисую корабль на всех парусах.

Для Дениса неделя показалась очень долгой, для описания он использовал слово «длинная» с суффиксом –ющ- , который имеет усилительно-увеличительное значение, получилось, что неделя была настолько длинной, что показалась длиннющей. Постоянные мысли о девочке на шаре не дают покоя герою. Он надеется, что папе тоже понравится девочка на шаре и тогда он пригласит ее в гости, а это значит, что она будет рядом. Мальчик готов подарить ей пистолет-браунинг (автоматический пистолет), этот предмет не представляет интереса для девочек, но для самого героя он явно очень много значит, герой дорожит им, но девочка на шаре важнее всех вещей, которые у него есть. Нарисую корабль на всех парусах – Денис не может ограничиться только пистолетом, у него есть потребность сделать для девочки что-то самому, что-то нарисовать. Не случайно выбран образ корабля на всех парусах, он обозначает полет души, стремление, мальчик окрылен, неравнодушен.

Но мечтам мальчика не суждено осуществиться. Когда настало воскресение, папа не смог пойти с сыном в цирк, так как он был занят важными делами со своими товарищами. Но папа дал «клятву верности и чести.», «торжественное обещание, уверение» [2], что в следующее воскресение они обязательно пойдут в цирк.

Дениске приходится ждать еще одну неделю, которую он даже не запомнил, так как был поглощен ожиданием. Можно догадаться, что все мысли мальчика вбыли о цирке и маленькой девочкой на большом голубом шаре.

И папа сдержал свое слово: он пошел со мной в цирк. Папа не безразличен к чувствам сына, он помнит тот восторг, с которым Денис пришел домой после прошлого посещения, поэтому купил билеты на второй ряд, чтоб Дениске было все лучше видно.

Дениска прямо дрожал от нетерпения, так сильно он хотел, чтобы папа увидел эту девочку. Для него ничего больше не важно, только чтобы папа увидел, какая она необыкновенная. Здесь видно, что мнение отца важно для него, они очень близки, поэтому мальчик не сомневается, что папе тоже понравится эта девочка и что он поможет ему с ней познакомиться.

И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:

Сейчас он объявит ее!

Но он, как назло, объявлял кого нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я все время говорил папе:

Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!

А папа говорил, не глядя на меня:

Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно.

Чувства мальчика разгораются, он нервничает и злится на объявляющего. Его взволнованность не дает ему наслаждаться другими выступлениями, он отвлекает отца от выступлений, не разделяя его восторга. Герою становится не понятно, что может нравиться в других номерах артистов, эти номера не представляют для него эстетической значимости, они лишены грациозности и утонченности. Именно поэтому для него важна девочка на голубом шаре, именно поэтому он считает, что для папы она должна быть так же важна. Назревает конфликт. Папа не разделяет чувства сына, он заворожен происходящим на сцене. Даже не смотря на то, что «Это ерунда на постном масле!». Данная фраза выражает крайнее недовольство Дениски, он считает, что все это глупо и не достойно внимания.

Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре. Небось подскочит на своем стуле на два метра в высоту…

Мальчик уверен, что девочка на шаре поразит папу, что окажется, что эта девочка - самое необыкновенное из всего, что когда-либо видел папа. Он непременно будет поражен ее красотой и сказочностью.

Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

Ант рра кт!

Используя слово «глухонемой» Дениска подчеркивает то, что никогда не понимал и не слышал, что объявляет конферансье.

Я просто ушам своим не поверил! Антракт? А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у нее сотрясение мозга?

Дениска очень обеспокоен, что не увидел свою девочку, его переполняют эмоции, он переживает, что с его девочкой на шаре что-то случилось, а его не было рядом, чтоб спасти ее. Он помнит, как испугался в прошлый раз за ее здоровье. Дениске срочно необходимо узнать, где девочка на шаре. Но отец не разделяет переживания сына.

Я сказал:

Папа, пойдем скорей, узнаем, где же девочка на шаре!

Папа ответил:

Да, да! А где же твоя эквилибристка? Что то не видать! Пойдем ка купим программку!..

Он был веселый и довольный. Он огляделся вокруг, засмеялся и сказал:

Ах, люблю… Люблю я цирк! Самый запах этот… Голову кружит…

Для детей необходимо объяснить, кто такая эквилибристка. Эквилибрист – «цирковой артист, занимающийся эквилибристикой». Эквилибристика – «искусство делать акробатические упражнения, не теряя равновесия в трудных положениях, напр. на канате» [2]. Чувства отца и сына расходятся. Сын – взволнованный, растерянный и встревожанный, а отец – веселый и довольный. Но все же отец не остается равнодушным к словам Дениски и они идут выяснять, когда будет выступать девочка на шаре. Они пошли искать контролершу с программками.

Папа спокойно купил программку и стал ее просматривать, но для Дениски это кажется слишком долгим, он не хочет терять времени, ему необходимо все знать. От нетерпения он решается спросить у контролерши:

Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?

Какая девочка?

Папа сказал:

В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?

Я стоял и молчал. Контролерша сказала:

Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?

Я стоял и молчал.

Мальчик потрясен случившимся, эквилибристка уехала, и они не успели ее увидеть, он не смог показать ее папе, и они не встретились, и не познакомились, все его ожидания уехали вместе с девочкой и ее родителями.

Я сказал:

Вот видишь, папа…

Я не знал, что она уедет. Как жалко… Ох ты боже мой!.. Ну что ж… Ничего не поделаешь…

Во фразе мальчика скользит сожаление, ведь, если бы они пошли в прошлое воскресение, то они бы смогли увидеть ее и осуществить мечту Дениски, а так оказалось слишком поздно. Он отказывается верить в ее отъезд с первого раза и уточняет с небольшой надеждой.

Я спросил у контролерши:

Это, значит, точно?

Она сказала:

Точно.

Дениске не достаточно просто знать, что она уехала, и он выясняет куда. Девочка с родителями уехала во Владивосток и расстояние между ними слишком велико.

Контролерша вдруг заторопилась:

Ну идите, идите на места, уже гасят свет!

Папа подхватил:

Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат — ужас! Бежим смотреть!

Я сказал:

Пойдем домой, папа.

Он сказал:

Вот так раз…

Отец не понимает всю трагичность ситуации, ведь для Дениски интересна была только девочка на шаре. Ни жонглеры, ни клоун, ни львы ему не интересны, они не вызывают в нем того душевного трепета, ради которого он снова хотел оказаться в цирке. Для него не имеет смысла оставаться в цирке и смотреть продолжение выступления. Его одолела грусть и печаль.

Контролерша засмеялась. Но мы подошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка.

Он остался непонятым. Ни папа, ни контролерша не разделили его чувств, для них его переживания далеки.

Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:

Владивосток — это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…

Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли еще немного, и я вдруг вспомнил про самолеты и сказал:

А на «ТУ 104» за три часа — и там!

Но папа все равно не ответил. Он крепко держал меня за руку.

Папа молчит, возможно он нервничает. Скорее всего, он стал осознавать серьезность ситуации и чувства сына, он чувствует себя виноватым в какой-то мере, потому что не смог сходить в цирк раньше. Он понимает, что у сына первая серьезная проблема, но не может помочь сыну решить ее.

Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:

Зайдем в кафе мороженое. Смутузим по две порции, а?

Я сказал:

Не хочется что то, папа.

Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучшей воды.

Я сказал:

Не хочется, папа.

Папа старается развеселить и отвлечь сына. Не просто так используется слово «смутузим», которое имеет юмористический оттенок. Папа понял, насколько серьезно его сын расстроен и о ком он думает постоянно и предлагает Дениске, как маленькому поесть мороженого, попить воды. Он стремится отвлечь ребенка, но это ему не удается. Его сын только что стал взрослым.

Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шел очень быстро, и я еле еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьезное и грустное лицо.

Осознание всей важности произошедшего – взросление сына, навевает грусть и серьезность на отца, он чуть не пропустил этот момент в жизни ребенка. Казалось бы, незначительный поход сына в цирк, оказывается очень важным. Он должен был понять это сразу и помочь сыну пережить этот момент. Воспоминания о своем детстве, о своем взрослении погружают папу в глубокую задумчивость, о чем свидетельствует фраза «Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку». Его сын – взрослый человек и стоит более внимательно прислушиваться к тому, о чем он говорит.

На протяжении всего произведения используются детское построение предложений, детские высказывания, такие как «уже скоро восемь лет», «дядьки карабкались», «засветил прямо в дирижера», «не прическа, а нахлобучка», «длиннющая неделя» и др., что позволяет читателю погрузиться в детское мироощущение. Текст читается легко, складывается впечатление, что рассказ действительно написан ребенком. В.Драгунский сумел очень тонко передать детский мир чувств и переживаний.

Почему именно такое название В.Драгунский дал этому рассказу? «Девочка на шаре» – это то конкретно прекрасное, что изменило жизнь Дениски, заставило его повзрослеть, что стало его мечтой. Благодаря девочке на шаре, мироощущение мальчика поменялось. Даже изложение рассказа стало другим, оно изменилось. В начале рассказ пронизан веселостью, свойственной детям, все забавляет героя, его речь изобилует детскими высказываниями. А к завершению истории текст становится более серьезным и осознанным, чтобы полнее показать взросление. Поэтому лучше названия, чем «Девочка на шаре», придумать трудно, именно в нем отражен глубокий смысл произведения. Каждый момент в жизни ребенка, пусть он кажется незначительным, оставляет отпечаток в детской душе, необходимо быть внимательным к таким мелочам, чтобы в будущем не потерять доверие и близость ребенка. Занятость родителей и их погруженность в себя часто выстраивает стену между ними и детьми. Чтобы это не произошло, надо стремиться к взаимопониманию путем внимательного прислушивания к словам детей.

Детям в 3 классе на уроках литературного чтения можно предложить ответить на следующие вопросы: Какое впечатление произвел на Дениску поход в цирк в первый раз и во второй? Почему девочка на шаре так сильно понравилась мальчику? Если бы не выступление девочки на шаре, понравилось бы Денису выступление львов? Каким мы видим Дениса в начале произведения и каким он стал в конце? Почему папа был серьезным и грустным? Что такое взаимопонимание между родителями и детьми? Для облегчения понимания детей можно попросить найти и зачитать из текста отрывки-ответы и рассказать своими словами, как они понимают данное произведение.

Так же можно поработать с образными выражениями, представленными в рассказе: «накупили эскимо», «засветил прямо в дирижера», «угодил одной тетеньке в прическу», «не прическа, а нахлобучка», «остановилась, как вкопанная», «дрожал от нетерпения», «подскочит на своем стуле на два метра в высоту», «смутузим по две порции».

В завершении работы также можно предложить детям нарисовать картины по рассказу, это могут быть изображения девочки на шаре по описанию, отца и сына в цирке, поход домой и любой другой отрывок рассказа на выбор, который больше всего понравился ребенку.

Список литературы.

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве Ч.2.: Книга для чтения в 3 классе /Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – 2-е изд., перераб. – М.: Компания «С-инфо Лтд», фирма «Баласс», 1998.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 ООО слов . - 5-е изд., стереотип. - М., Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963 - 900 с.

3. [Электронный ресурс]:режим доступа: «http://www.velib.com/biography/dragunskijj_viktor»

В. ДРАГУНСКИЙ

ДЕВОЧКА НА ШАРЕ

1

Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень обрадовался, когда шел туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Аленке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пришли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, все увижу как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что думал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга.

И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость. И еще в тот раз я все больше смотрел на оркестр, как они играют — кто на барабане, кто на трубе, — и дирижер машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют как хотят. Это мне очень понравилось, но пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз еще совсем глупый был.

2

И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. И вдруг из за красной занавески вышел целый отряд каких то людей, одетых очень красиво — в красные костюмы с желтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошел их начальник в черном костюме. Он громко и немножко непонятно что то прокричал, и музыка заиграла быстро быстро и громко, и на арену выскочил артист жонглер, и началась потеха. Он кидал шарики, по десять или по сто штук вверх, и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть… Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как примагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул этот мячик к нам в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я поймал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка — в Мишку, а Мишка вдруг нацелился и ни с того ни с сего засветил прямо в дирижера, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рассердился и кинул мяч обратно жонглеру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тетеньке в прическу, и у нее получилась не прическа, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

И когда жонглер убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что то очень веселое, только не так быстро, как раньше.

3

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе: она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было, как в сказке. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, — я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.

И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже кричал «браво». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперед, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и еще, и еще раз, и все вперед. И мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить ее и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась. И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами. И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я ее вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась. И я опять захотел подбежать к ней, и я протянул к ней руки. А она вдруг послала всем воздушный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты. И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него. Я все время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку: она все еще мне представлялась на своем голубом шаре.

4

А потом объявили антракт, и все побежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошел к занавеске, откуда выходили артисты.

Мне хотелось еще раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел — вдруг она выйдет? Но она не выходила.

А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Он заставлял их пересаживаться с места на место или укладывал их на пол рядком и ходил по львам ногами, как по ковру, а у них был такой вид, что вот им не дают полежать спокойно. Это было неинтересно, потому что лев должен охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах и оглашать окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет туземное население. А так получается не лев, а просто я сам не знаю что.

И когда кончилось и мы пошли домой, я все время думал про девочку на шаре.

А вечером папа спросил:

— Ну как? Понравилось в цирке?

Я сказал:

— Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдем в следующее воскресенье в цирк! Я тебе ее покажу!

Папа сказал:

— Обязательно пойдем. Обожаю цирк!

А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.

5

… И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и все равно каждый день думал, когда же придет воскресенье, и мы с папой пойдем в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу ее папе, и, может быть, папа пригласит ее к нам в гости, и я подарю ей пистолет браунинг и нарисую корабль на всех парусах.

Но в воскресенье папа не смог идти. К нему пришли товарищи, они копались в каких то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова, а папа сказал мне:

— В следующее воскресенье… Даю клятву верности и чести.

И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил еще одну неделю. И папа сдержал свое слово: он пошел со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, все время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по всякому, но девочка все не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своем серебряном костюме с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:

— Сейчас он объявит ее!

Но он, как назло, объявлял кого нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я все время говорил папе:

— Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!

А папа говорил, не глядя на меня:

— Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре. Небось подскочит на своем стуле на два метра в высоту…

Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

— Ант рра кт!

Я просто ушам своим не поверил! Антракт? А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у нее сотрясение мозга?

Я сказал:

— Папа, пойдем скорей, узнаем, где же девочка на шаре!

Папа ответил:

— Да, да! А где же твоя эквилибристка? Что то не видать! Пойдем ка купим программку!..

Он был веселый и довольный. Он огляделся вокруг, засмеялся и сказал:

— Ах, люблю… Люблю я цирк! Самый запах этот… Голову кружит…

6

И мы пошли в коридор. Там толклось много народу, и продавались конфеты и вафли, и на стенках висели фотографии разных тигриных морд, и мы побродили немного и нашли наконец контролершу с программками. Папа купил у нее одну и стал просматривать. А я не выдержал и спросил у контролерши:

— Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?

— Какая девочка?

Папа сказал:

— В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?

Я стоял и молчал. Контролерша сказала:

— Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?

Я стоял и молчал.

Папа сказал:

— Мы уже две недели не знаем покоя. Хотим посмотреть эквилибристку Т. Воронцову, а ее нет.

Контролерша сказала:

— Да она уехала… Вместе с родителями… Родители у нее «Бронзовые люди — Два Яворс». Может, слыхали? Очень жаль. Вчера только уехали.

Я сказал:

— Вот видишь, папа…

— Я не знал, что она уедет. Как жалко… Ох ты боже мой!.. Ну что ж… Ничего не поделаешь…

Я спросил у контролерши:

— Это, значит, точно?

Она сказала:

— Точно.

Я сказал:

— А куда, неизвестно?

Она сказала:

— Во Владивосток.

Вон куда. Далеко. Владивосток. Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо.

Я сказал:

— Какая даль.

Контролерша вдруг заторопилась:

— Ну идите, идите на места, уже гасят свет!

Папа подхватил:

— Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат — ужас! Бежим смотреть!

Я сказал:

— Пойдем домой, папа.

Он сказал:

— Вот так раз…

Контролерша засмеялась. Но мы подошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка.

7

Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:

— Владивосток — это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…

Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли еще немного, и я вдруг вспомнил про самолеты и сказал:

— А на «ТУ 104» за три часа — и там!

Но папа все равно не ответил. Он крепко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:

— Зайдем в кафе мороженое. Смутузим по две порции, а?

Я сказал:

— Не хочется что то, папа.

— Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучшей воды.

Я сказал:

— Не хочется, папа.

Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шел очень быстро, и я еле еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьезное и грустное лицо.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАССКАЗА В.ДРАГУНСКОГО «ДЕВОЧА НА ШАРЕ»

рис.1. Геометрическое тело, шар

рис. 2. Надувной шар

рис.3. Воздушный шар

рис.4. Резиновый шар

рис.5. Новогодний шар с изображением девочки

рис.6. Земной шар

рис.7. Арена цирка

рис.8. Конферансье

рис. 9. Жонглер

рис. 10. Львы

рис. 11. Бизон

рис. 12 Пампасы

рис. 13. Южноамериканские степи - пампасы

Просмотров работы: 11373