ПРОТИВОСТОЯНИЕ МИРА МЕЧТЫ И МИРА РЕАЛЬНОСТИ В СКАЗКЕ ГАНСА ХРИСТИАНА АНДЕРСЕНА «ГАДКИЙ УТЕНОК» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОТИВОСТОЯНИЕ МИРА МЕЧТЫ И МИРА РЕАЛЬНОСТИ В СКАЗКЕ ГАНСА ХРИСТИАНА АНДЕРСЕНА «ГАДКИЙ УТЕНОК»

Свиридова Н.А. 1, Кожушкова Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ганс Христиан Андерсен (1805 –1875 г.) – родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на датском острове Фюн (Рис 1). Он написал очень много, но русским читателям хорошо известно только собрание его сказок, составляющая лучшую, но меньшую часть его произведений. Сказки эти переведены на все языки, выдержавшие множество изданий, и доставили, главным образом, славу своему автору. Успех к Г.Х.Андерсену пришёл далеко не сразу. Сейчас, Г.Х.Андерсен считается, выдающимся датским писателем и поэтом, автор таких всемирно известных сказок как «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Тень», «Новое платье короля» и др. [2] .

Сказка, по Андерсену, не связана с представлениями о веселой, радостной, внешне благополучной жизни. В фольклорной сказке мы привыкли к счастливому концу, но в андерсеновской сказке такой конец встречается крайне редко. Радость и счастье - в стремлении к добру, в твердом сопротивлении человека мрачным силам действительности, в бескорыстной борьбе за правду. Хотя сказки Андерсена по своей форме, сюжетам большей частью вполне доступны детям, тем не менее, писатель умеет ставить в них большие жизненные проблемы.

Также сказки Андерсона всегда связаны с реальностью: и по содержанию, раскрывая основные коллизии - борьбу Добра со Злом, Правды с Кривдой, Трудолюбия и Тунеядства; и по своей направленности, выдвигая перед человеком высокие моральные идеалы и уча его руководствоваться ими. Но у сказки есть свои специфические средства, одним из которых является фантастика - прием, не уводящий сказку от жизни, а позволяющий взглянуть на жизнь с необычной точки зрения. Суть сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь и является источником сказки, смыслом ее существования.

Немало мотивов творчества Андерсена присоединяются к традиционным романтичным мотивам. Его сказки отображают собой мир мечты. В том числе и сама сказка «Гадкий утенок» отображает этот мир мечты. Разобраться, в котором можно при последующем прочтении сказки.

История написания сказки «Гадкий утёнок» Гансом Христианом Андерсеном достаточно интересна. В сюжете произведения и жизненном пути автора можно проследить чёткую взаимосвязь. Дело в том, что жизненный путь писателя очень труден и тернист. Г.Х. Андерсен родился в очень бедной семье, при этом был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. В молодости его, также как и героя его сказки «Гадкий утенок», постоянно «трепали» и «клевали» все кому, не попадя, из-за его «плебейского» происхождения. Писатель сближает сказку с жизнью, с реальным миром. Жанр данного произведения – литературная сказка. Вряд ли кто-нибудь подумает, что это сказка о животных. Совершенно ясно: речь в ней идёт о людях. Сказочник изображает людей под видом животных и себя под видом гадкого утёнка. Автор использует в сказке прием антропоморфизма, т.е. наделяет всех животных разными человеческими качествами [4].

Сказка «Гадкий утенок» [5] впервые опубликована 11 ноября 1843 года. Перевод с датского на русский был выполнен Анной Васильевной Ганзен. Изучается в 3 классе, по учебнику «Родная речь», по программе «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [1].

Анализ сказки целесообразно начать с названия. По толковому словарю Ожегова «утенок - это птенец утки»[3, 842c], а «гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение» [3, 124c]. Вместе, такое сочетание «гадкий утенок» обозначает – противный утенок. С одной стороны это странно, потому что слово «утенок» само по себе не вызывает отрицательных эмоций, так как утенок – это маленький детеныш. Но с другой стороны автор использует такое оценочное слово как «гадкий», который делает образ утенка безобразным, противным. Мы видим, что уже в самом названии закладывается противоречивость обозначений. И возникает эстетическая проблема – «А может ли утенок быть гадким?». На этот вопрос читатель может ответить, только после непосредственного прочтения сказки. Автор тем самым дает возможность самому читателя поразмыслить над этим. Также из названия мы можем сделать вывод, что главным героем сказки также будет утенок, который будет не совсем обычным. Автор задействовал оксюморон: гадкое и прекрасное относятся к одному герою, и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.

Дальнейший анализ сказки будет разделен на сюжетные линии, такие как: завязка, развитие действий (или развитие конфликта), кульминация и развязка.

Первая сцена сказки начинается с описания природы «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски - этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера. Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля - от стен дома до самой воды - заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост» (Рис. 2). В этом абзаце нет ни сказочного мотива, ни связи с названием сказки, а только описание природы, которое вызывает у читателя хорошее настроение. В следующем абзаце мы встречаемся с уткой (Рис. 3) «В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка», и можем уже предположить, что эта утка, возможно, связана с утенком, про которого и будет говориться в сказке. Со следующих абзацев начинается и сама завязка сказки «Наконец яичные скорлупки затрещали. Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки… Ну что, все уже выбрались? – И она поднялась на ноги. - Ах, нет, еще не все... Самое большое яйцо целехонько!». Тут мы замечаем необычность ситуации, все птенцы уже вылупились, но одно яйцо ещё нет, и оно явно отличается от всех других, что подчеркивается таким сочетанием слов как «самое большое яйцо». И сразу возникает вопрос – значит, это яйцо чем-то отличается от всех других, что можно увидеть и в разговоре мамы утки со старой уткой «Уж не индюшечье ли оно, чего доброго?». То есть в данных абзацах уже намечается завязка конфликта сказки.

После завязки начинается самая большая по объему часть – развитие действий. Этой части можно дать название «птичий двор». Она начинается с вылупления последнего утенка «И вот, наконец, большое яйцо треснуло. - Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из скорлупы. (Рис. 4) Но какой же он был большой и гадкий! Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями. - Ужасный урод! - сказала она. - И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это, в самом деле?». В этих строках автор использует такие оценочные слова как «большой и гадкий», «ужасный урод». Посредством этих строк у читателя в голове возникает образ безобразного утенка, но пока мы не можем точно определить, а так ли это на самом деле утенок безобразен, как его описали. И здесь продолжается тема непохожести утенка на остальных. Также мы впервые встречаемся со словом, задействованным в названии сказки «гадкий», относящееся к самому последнему утенку.

В последующих абзацах мы видим, что первоначальная оценка мамы утки своего необычного птенца меняется, когда она замечает, как он старается плавать «- Какой же это индюшонок? - сказала утка. - Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе не так дурен, если хорошенько присмотреться к нему». В этих строках отображается забота, гордость и нежность мамы утки к утенку, это показывается такими словами, как «славно гребет», «мой собственный сын», «не так дурен».

Дальнейшее развитие действий приводит нас к самому разгару конфликта сюжета «Ну вот, еще целая орава! Точно без них нас мало было! А один-то, какой гадкий! Этого уж мы никак не потерпим! И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. - Оставьте его! - сказала утка-мать. - Ведь он вам ничего не сделал! - Положим, что так. Но какой-то он большой и несуразный! - прошипела злая утка. - Не мешает его немного проучить». (Рис. 4) Посредством этих строк у читателя меняется мнение об утенке и птичьем дворе. В этих строках также показано отношение автора к жителям птичьего двора. Он обозначает одну из уток - «злая утка», тем самым, показывая свое неодобрение к словам и действиям обитателей птичьего двора. Тем самым читатель может сделать вывод, что не утенок на самом деле гадкий и безобразный, как первоначально описывался, а жители птичьего двора, которые оценивают и не принимают утенка из-за его внешнего вида. В этом абзаце мы можем увидеть нравственную проблему. Можно ли унижать и отвергать человека, лишь из-за его непохожести на других? Для этого в начальной школе учитель может побеседовать с детьми на тему толерантности, рассказать детям про людей другой нации, которые по каким та внешним признакам отличаются от нас. Также после прочтения этих строк у читателя возникает сочувствие к утенку, он ведь не виноват, что родился не таким как все.

«Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же было ему уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним!» здесь мы снова видим оценку автора утенка. Мы видим, что он сочувствует утенку «бедный утенок». В последующих абзацах мы можем заметить, что даже сложившаяся положительная оценка мамы утки о своем необычном утенке, со временем, под давлением общественного мнения, тоже меняется, и в не лучшую сторону «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: “Глаза б мои на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою». Проблема неприятия утенка продолжается и в этих абзацах, но из общественного неприятия эта проблема перерастает уже и в личную, ведь даже сестры и братья и даже сама мама не хотели принимать теперь утенка. И не выдержав всех издевательств, утенок сбегает с птичьего двора.

В этих абзацах мы впервые встречаемся с главной проблемой, задействованной в теме сказки, а именно с проблемой противостояния мира мечты и мира реальности. И мы можем установить, какие персонажи, будут принадлежать к какому миру. Как уже было сказано, читатель понимает, что ни утенок является гадким существом, он лишь маленький детеныш, который никому не желает зла, а представители птичьего двора, которые хотят наказать утенка за его непохожесть на всех остальных, они и являются на самом деле гадкими. То есть утенок будет относиться к миру мечты (прекрасному), а птичий двор – к миру реальности (гадкому). Так ли это будет на всем протяжении сказки, мы узнаем только при дальнейшем анализе сказки.

После описания некоторых персонажей птичьего двора, можно дать им характеристику. Утка-мать в этой сказке обладает несколькими качествами: она одновременно олицетворяет амбивалентную мать, мать-неудачницу и мать-сироту. Амбивалентность заключается в том, что она отрезана от материнских инстинктов, лишена их. Эмоционально она разрывается на части и потому прислушивается к мнению окружающих, и лишает в итоге ребенка-чужака своей опеки. Хотя поначалу она пытается стоять на своем, непохожесть утенка на других начинает угрожать ее безопасности в собственном обществе и она сдается. Также мы видим, что утка сообщает утятам, что мир “тянется далеко-далеко”.

Образ животных со двора – можно охарактеризовать всех животных, находящихся во дворе, как единое целое. Автор использует такой прием как антропоморфизм животных в людей, то есть наделяет животных человеческими качествами.

Мы можем сделать вывод, что жители птичьего двора, в том числе и мама-утка являются представителями конформизма - термин, обозначающий приспособленчество, отсутствие собственной позиции, принятие мнения большинства или признанного авторитета. И таким авторитетом для всех является в данном случае уважаемая утка на хозяйском дворе, об этом говорит красная ленточка на её лапке, она испанской породы, и именно поэтому такая жирная. Эта птица представляет наибольшую ценность для хозяев, и наличие такого красного лоскутка считается наивысшей мерой значимости. И поэтому она решала, как всем нужно жить и что делать.

В дальнейших абзацах мы видим зародившуюся надежду о счастье утенка, а именно во встрече утенка с двумя дикими гусаками, которым было все равно, как выглядит утенок, и которые даже приняли его образ забавным «– Ты такой чудной, что на тебя смотреть весело. Хочешь дружить с нами? Ты так забавен…». По толковому словарю Ожегова «гусак - самец гуся» [3, 149c]. Но надежда быстро оборвалась, так же, как и зародилась «Пиф! Паф! – раздалось вдруг над болотом, и оба гусака упали в камыши мертвыми, а вода покраснела от крови. Пиф! Паф! – раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них забрались на деревья и вели стрельбу сверху». И снова жизнь возвращает утенка в реальность, в которой ему предстоит ещё много что пережить, чтобы выжить в этом мире.

Далее развития действий переносится к избушке. Где утенок повстречал старушку, живущую с курицей и котом (Рис. 6). Увидев утенка, старушка сначала обрадовалась ему «– Вот так находка! – сказала старушка. – Теперь у меня будут утиные яйца. И она решила оставить бездомную птицу у себя». Мы видим, что старушке было все равно как выглядит утенок, и она вовсе не посчитала его гадким. Но как в дальнейшем показывает автор, настоящими хозяевами избушки была не старушка, а кот с курицей «Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой – курица. Оба они всегда говорили: “Мы и весь свет!”». Из этих строк мы видим крайне завышенную самооценку кота и курицы, которую они пытались подтверждать при каждом общении с утенком «– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утенка. – Нет! – Так и держи язык на привязи! А кот спросил: – Умеешь ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать? – Нет! – Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди! И утенок сидел в углу, нахохлившись». Слово«нахохлившись» в данном значении обозначает – «ежиться, взъерошивая перья и втягивая голову (о птицах)», то есть показывает, что утенок боялся курицы и кота. [3, 298c]. Но если разобраться по подробней, то мы можем увидеть, что вся самоуверенность, отображаемая словами «мы и весь свет», «умные люди», кота и курицы, отображают их узкий кругозор и глупость. Ведь они даже не ведают, что избушка ещё чуть-чуть — и развалится, что старушка немощна, что вовсе не долгий срок отпущен для их самодовольной жизни «Избушка до того обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держалась…дверь избушки соскочила с одной петли и так перекосилась, что сквозь щель можно легко пробраться внутрь». И вновь мы видим, что сказочность сказки состоит именно в том, что животные умеют говорить, но на самом деле отображают собой образы людей.

Вскоре у утенка появляется одно желание, он захотел выйти на волю, и поплавать. Но коту с курицей эта идея показалась глупой «Ну, что еще выдумал? – напустилась на него курица. – Бездельничаешь, вот тебе в голову и лезет всякая чепуха! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдет!». И, несмотря на все доводы утенка, кот с курицей ни как не хотели его понимать, не хотели разделять его интересов. Здесь мы можем заменить, что кот с курицей не привыкли видеть что-либо дальше своего величия, и поэтому не видят смысла в путешествии, открытии чего-то нового для себя, и тем более смысла покидать избушку. И утенку пришлось снова покинуть прижитое место, уйти из избушки, чтобы попробовать осуществить свое желание. Автор показывает тем самым, стремление утенка к чему-то новому, ему наскучила все время сидеть в избушке и ничего не делать, и, несмотря на его заниженную самооценку и неспособность противостоять другим, он все равно старается видеть в окружающих вещах, что-то прекрасное.

После знакомства с этой частью сказки можно охарактеризовать образы встречающихся персонажей.

Кот и Курица – они описываются автором, как самодовольные, хвастливыми я персонажи, которые считали себя главными не только в доме, но и называли себя самих «половиной всего света, притом – лучшею его половиной», хотя, на самом деле, ничего особенного из себя и не представляли. Такое тоже может вполне встречаться и в реальной жизни. Кот и курица также являются представителями реального мира, которые смеются над теми, у кого есть мечты.

Дальнейшие события приводят нас к следующей сюжетной линии. С наступлением осени пришли холода «Листья на деревьях пожелтели и побурели. Они так и сыпались с ветвей, а ветер подхватывал их и кружил по воздуху. Стало очень холодно… Плохо приходилось бедному утенку». И здесь мы видим, что утенку приходится теперь переживать не только издевательское отношение к себе, но и природные условия.

Но вскоре утенок замечает прекрасных лебедей, которые пролетали над ним. И снова утенок начинает испытывать маленькое счастье, ведь ничего прекраснее он в жизни ещё не видел «Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных, больших птиц. Таких красивых птиц утенок никогда еще не видел – все белые как снег, с длинными гибкими шеями…Это были лебеди» (Рис. 7). Автор использует самые разнообразные эпитеты, сравнительные обороты для описания красоты лебедей: «красивых птиц», «чудесных», «с длинными гибкими шеями», тем самым, показывая насколько прекрасны, грациозны и чисты эти птицы «белые как снег». Также автор посредством такого описания показывает и свою оценку к лебедям, он не считает их злыми, не описывает их самодовольными, в отличие от жителей птичьего двора. Лебеди будут, является противоположностью образам жителей птичьего двора, то есть будут относиться больше к прекрасному миру. И можем пока предположить, что, возможно, именно они смогут принять утенка таким, какой он есть.

Утенок не знал, как зовут этих птиц, не знал, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете. Красоте их он не завидовал. Ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они. Он был рад-радехонек, если бы хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утенок!» в этих строках мы видим, что посредством всех издевательств и оскорблений, утенок и сам уже верил, что он настолько ужасен, что и рад был бы довольствоваться простым общением с любым, кто не стал бы его отвергать. А также с помощью слов «был рад-радехонек», то есть в очень радостном настроении [3, 639c], «полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете», мы видим, что, несмотря на отношение птичьего двора к утенку, он их вовсе ни ненавидел, но и не любил, так, как полюбил лебедей с первого взгляда, потому что увидел в них луч надежды и счастья.

С наступлением зимы жизнь для утенка стала ещё более невыносимой «Зима настала холодная-прехолодная. Утенок должен был плавать по озеру без отдыха, чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше. Мороз был такой, что даже лед потрескивал. Утенок без устали работал лапками. Под конец он совсем выбился из сил, растянулся и примерз ко льду». Примерзшего утенка нашел крестьянин, который по доброте душевной спас его и отнес к себе домой. Но утенок, уже не надеясь, на то, что его кто-то может принять и полюбить, отогревшись в домике, и увидев детей, которые хотели с ним поиграть, подумал, что они тоже хотят его обидеть и тут же убежал из домика. Также в этом абзаце мы видим, что, несмотря на все жизненные трудности, утенок старается изо всех сил выжить «Утенок без устали работал лапками».

С наступлением весны события приводят нас к кульминации развития сказки «Утенок выбрался из камышей, где он прятался всю зиму, взмахнул крыльями и полетел. Крылья его теперь были куда крепче прежнего, они зашумели и подняли его над землей. Не успел он опомниться, как долетел уже до большого сада». В этом абзаце у читателя возникают подозрения, что утенок как-то преобразился, что-то с ним случилось за зиму «крылья крепче прежнего», «полетел», но что именно автор пока не раскрывает, а дает лишь возможность нам самим пофантазировать. Да и сам утенок пока что не понимает, что с ним произошло.

Дальнейшие действия намечают разрешение конфликта, утенок вновь видит лебедей «Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!” И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, а лебеди, завидев его, замахали крыльями и поплыли прямо к нему. – Убейте меня! – сказал гадкий утенок и низко опустил голову». Этот абзац показывает, что для утенка даже получить смерть от лебедей будет небольшой платой, за то, чтобы, хотя бы приблизиться к ним. Но и даже это будет для утенка лучше, чем было терпеть все издевательства от птичьего двора и претерпевать природные условия. Также мы видим, что утенок уже отчаялся, что его может кто-то полюбить и принять таким, какой он есть, и он даже уже совсем поверил в свою безобразность, и решает напоследок осуществить свою мечту, встретиться с этими прекрасными птицами, как описывает их автор «величавые птицы», даже если те, его за это заклюют (Рис. 8).

Следующий абзац полностью раскрывает конфликт ситуации «И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем!». Мы видим, что автор при описании утенка использует уже антонимичные слова, первоначальным словам «гадкий, безобразный», такие как «красивый белый лебедь». И тут читатель понимает, что произошло с утенком, и кем на самом деле изначально он был, вовсе не «гадким утенком», которым его все считали, а «красивым лебедем», и что, произошел естественный путь превращение утенка в прекрасного лебедя. Также, если вспомнить первоначальное описание автором утенка, то мы можем заметить, что тогда утенок сторонился своего отражения, из-за того, что считал себя безобразным и недостойным любоваться на себя, а сейчас он случайно увидел себя, и не просто в воде, а «в чистой как зеркало» воде. В данном случае автор сравнивает прилагательное чистый с зеркалом, в котором «чистый – это честный, правдивый, совершенный, самый настоящий (разг.)» [3, 886c], а слово «зеркало – обозначает предмет, предназначенный для отображения того, что находится перед ним» [3, 229c], то есть новый образ утенка, мы видим через самое правдивое и искреннее отражение.

В последних абзацах наступает долгожданная развязка сказки «Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами... И дети, и взрослые говорили: – Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!». Мы видим, что, наконец-то, тяжелый, тернистый пусть «утенка» закончился, и мечта утенка осуществилась, его полюбили, приняли, и ему больше не придется страдать от одиночества. Также автор снова использует оценочные слова для отображения образа утенка «такой красивый и молодой», но которые противоположны первоначальному описанию утенка: «гадкий», «безобразный», «урод». С помощью слов «рад», «счастье», которые обозначают «чувство радости, удовольствия по какому-нибудь поводу» и «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения» (которые являются и антонимичными словам: «горе», «беды»), автор показывает тем самым, что утенок наконец-то обрел, то, что так долго искал «И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: – Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!» (Рис. 9).

После проведенного анализа мы можем ответить на вопрос и сделать вывод «Являлся ли утенок гадким?» и, к какому миру, в конечном счете, он относится. И тут читатель однозначно понимает, что утенок не был безобразным и в самом начале сказки, а как раз-таки были гадкими представители птичьего двора, кот с курицей и другие животные, с их предвзятым отношением к утенку и взглядами на мир. И представителями реального мира, то есть гадкого, будут именно они, а к миру мечты – миру прекрасного будут относиться утенок и лебеди, которые несли в себя чистоту и любовь.

Образ главного героя произведения – утенка, автор описывает на протяжении всей сказки. Про утенка мы можем сказать, что он является искренним, чистым в своих намерениях, и, несмотря на все нападки, на него, он не озлобился и не стал таким же, как представители птичьего двора, а наоборот хотел, чтобы они его полюбили. Также он представляется нам как, упорным «Мороз был такой, что даже лед потрескивал. Утенок без устали работал лапками» и чувственным, умеющим любить. И мы видим, что перед тем, кто остаётся чистым в душе, судьба обязательно не останется в долгу.

После тщательного анализа, можно сделать общие выводы по сказке. Гадкого утёнка оценивали по его наружности и манерам «Больно велик», «не удался», «несносный урод» - судят о нём. Прежде чем увидеть мир глазами прекрасного лебедя, Гадкому утёнку предстояло совершить два маленьких сказочных подвига - и так обрести веру в себя. Первый он совершил, когда перемахнул через изгородь и пустился, куда глаза глядят по белу свету. Так он породнился с героями народной сказки: ведь сказочное счастье обретается только в конце пути. На птичьем дворе, на болоте, в избушке ему внушают, в чём смысл жизни. На птичьем дворе говорят «в том, чтобы хорошо плавать, не упустить утиную головку и держать лапки врозь». На болоте говорят «в том, чтобы летать к барышням-гусыням». В избушке говорят «в том, чтобы нести яйца, мурлыкать и выгибать спинку». При этом все уверены, что их птичий двор, болото, избушка и есть центр мира: «Вот какие дела идут на белом свете!», «Мы и весь свет!». И утёнок осознаёт: все говорят по-разному, потому что видят только своё. Отказаться от корма и убежища на зиму, но всё же попытаться приблизиться к своей мечте - это и есть второй подвиг Гадкого утёнка, ведь утёнок готов был даже умереть за счастье побыть с прекрасными птицами. И за это ему награда - прозрение. Андерсен указывает: внешнее неотделимо от внутреннего. Если смотрят на мир сквозь призму ограниченных представлений, то всё новое кажется уродливым. У тех, кто считает утёнка гадким, просто плохое зрение. Не утёнок безобразен - нелепы взгляды на мир.

Как можно было заметить на протяжении всей сказки, важную роль в сказке играет автор-рассказчик с его симпатиями и антипатиями, с характерной оценочной интонацией и определённостью суждения. Огромная лирическая волна авторского сочувствия как бы поднимает скромного героя, наполняет его образ светом и благородством.

Таким образом, в «Гадком утенке», четко прослеживается противостояние двух сторон: утенка и лебедей, с одной стороны, и всего остального мира, с другой. Именно в этом и заключается главная идея Андерсена: он хотел донести до читателя свою мысль: зачастую в нашем мире людям, выделяющимся из окружающегося общества, приходится очень тяжело, и, чтобы чего-либо достигнуть, приходится пройти весьма нелёгкий и тернистый путь. Тем самым автор показывает посредством этого произведения вечную истину: любой человек прекрасен такой, какой он есть, и не нужно подстраивать под мнение окружающих. А этому «особенному» человеку просто нужно оставаться самим собой и продолжать двигаться к намеченным целям.

Список литературы

1.«Родная речь»: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2010.

2.Андерсен Г. Х. Гадкий утенок — М.: Детская литература, 1977.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993.

4.Литературный глоссарий [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.bukinistu.ru/biografiya-gans-hristian-andersen.html.

5.APHORISMS.SU [Электронный ресурс]: режим доступа: http://aphorisms.su/skazki/gans_hristian_andersen/index.html.

Рис.1. Ганс Христиан Андерсен (1805 –1875 г.)

Рис. 2. Описание природы

Рис. 3. Мама утка

Рис. 4. Вылупление утенка

Рис. 5. Птичий двор издевается над утенком

Рис. 6. Утенок в избушке у кота с курицей

Рис. 7. Лебеди

Рис. 8. Встреча с лебедями

Рис. 9. Перевоплощение утенка

22

Просмотров работы: 7755