Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде. Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли [1]. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходима целенаправленная концентрация сил, а также правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
В современных рыночных условиях именно адекватная реакция организации на все возрастающий фактор неопределенности внешней среды (т.е. на ее изменения) является одной из самых актуальных и острых проблем функционирования и развития любого бизнеса. Стратегические изменения организации, адекватные изменениям ее внешней среды, – это объективная необходимость. Следовательно, стратегические изменения – это основное конструктивное содержание любой стратегии. Стратегия предприятия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегическое планирование – процесс определения целей организации, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, открывает перспективу развития, которая направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги [2]. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Осуществление стратегических изменений в организации всегда наталкивается на ряд трудностей, которые определяются сопротивлением изменениям. Сопротивления изменениям первоначально определяются страхом перед изменениями, а также «нездоровой» оргкультурой [3]. Коттер и Шлезингер определили четыре основные причины того, почему люди могут сопротивляться изменениям. К ним относятся: узкособственнический интерес; непонимание и недостаток доверия; различия в оценке ситуации; низкий уровень готовности к изменениям. Среди других причин сопротивления изменениям называют также следующие: влияние коллег; усталость от изменений; предыдущий неудачный опыт изменений [4]. Основными условиями успеха проведения изменений являются: высокий уровень уверенности в правоте изменений; последовательность в реализации программы изменений.
Список литературы
Podkopaev O.A. The role of cost of capital in the effective use of financial resources // International Journal Of Applied And Fundamental Research. - 2014. - № 2 - URL: www.science-sd.com/457-24653 (дата обращения: 25.12.2014)
Баринов В., Харченко В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие – М.: «Инфра-М», 2006.
Подкопаев О.А. Теоретические и практические аспекты исследования систем управления финансовыми рисками // Вестник СамГУПС. 2012. № 1. С. 82-87.
Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления – М.: «Феникс», 2008.