Брендинг территорий относительно новое направление научных исследований, появившееся на рубеже XXI в. Среди авторов не существует четкого и единого определения понятия «бренд территории». Но существует достаточно большое количество теорий и концепций формирования и управления брендами территорий [1, 2, 3, 4, 6].
Бренд территории – комплексный продукт функционирования как самой территории, так и её окружения. Комплексное функционирование всех сфер деятельности региона одновременно предполагает выделение основополагающего связующего звена, которым и становится бренд региона. В основе такого бренда лежит региональная (территориальная) идентичность, закрепляемая в экономической сфере (региональным производством конкурентоспособных товаров и услуг) и символическом пространстве (региональными символами, культивированием традиций существования территорий в истории). В этой связи бренд территории – это гармоничное сочетание социально-культурной среды региона, его инфраструктуры, административного управления и бизнеса, инвестиционной привлекательности, культуры, памятников истории, привлекающих туристические потоки.
Брендинг территории неразрывно связан с процессом повышения ее конкурентоспособности, так как бренд по своей природе является демонстрацией и гарантом конкурентных преимуществ. Основными задачами и функциями бренда территории являются: индивидуальность, уникальность, идентификация, лояльность целевой аудитории, известность и стабильный интерес к нему.
Создание бренда региона – это не разовая акция, а постоянный процесс. Он носит сложный, продолжительный характер. Формирование имиджа региона предполагает учет общности его культурно-исторических и пространственно-природных условий, полиэтнической и поликонфессиональной структуры его населения, а также необходимости взаимодействия как с внешней, так и с внутренней его средой. Однако брендинг – это наиболее эффективный инструмент активного позиционирования имиджа региона, процесс построения, развития и управления брендом, цель которого – создание сильного и конкурентоспособного региона.
Формирование положительного имиджа региона предполагает активную совместную деятельность власти и бизнеса с привлечением в рабочую группу специалистов в области имиджа территории. Учитывая особую значимость проблем формирования имиджа региона, необходимо привлекать к ее созданию представителей бизнеса, администрации, населения и общественных организаций. В основе формирования имиджа региона должен лежать мониторинг особенностей потенциала территории и социально-экономических целей развития региона, а в качестве конечной цели этого процесса целесообразно рассматривать достижение регионом устойчивого социально-экономического развития.
Работа с имиджем регионов Российской Федерации в настоящее время приобретает особо важное значение и актуальность в связи с ростом конкуренции между регионами за инвестиции, туристические потоки и кадровые ресурсы. При этом тема формирования территориального имиджа достаточно сложна, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Несмотря на значительный интерес к брендингу территорий в России, важно отметить, что данный процесс находится в самой начальной стадии. Мероприятия по брендингу городов и регионов в России по сравнению с мировыми образцами носят разрозненный характер, что не позволяет создать единый узнаваемый и эффективный образ территории.
Проведя анализ современного состояния территориального брендинга Удмуртской Республики, автор пришел к выводу, что в настоящее время, учитывая географическое положение и природные ресурсы, обозначен бренд Удмуртской Республики как родникового края, сформированный еще в советскую эпоху благодаря национальной литературе. Также Удмуртия воспринимается жителями России и зарубежья как «кузница русского оружия» и родина автомата Калашникова. Удмуртия – родина П. И. Чайковского и «Бурановских бабушек» [5].
Основные направления позиционирования Удмуртской Республики показаны в таблице.
Таблица – Направления позиционирования Удмуртской Республики
Характеристика региона |
Подтверждение характеристики |
Оборонный край державы |
Удмуртия – опорный край державы потому, что на ее территории расположен целый ряд знаковых для оборонно-промышленного потенциала страны производственных предприятий. |
Родниковый край |
Удмуртия богата родниками.Первым назвал Удмуртию родниковым краем поэт Владимир Семакин. Неподалеку от Нылги есть деревня Родники. На севере Удмуртии неподалеку друг от друга расположены Удмуртские и Татарские Ключи. В Зуевы Ключи Каракулинского района едут верующие люди не только нашей республики: вода одного из этих ключей, по поверью, заживляет раны телесные, вода другого ключа – раны душевные. Еще в Удмуртии есть деревни Каменный Ключ в Вавожском и Можгинском и Тихий Ключ в Завьяловском районах. В Селтинском районе находится деревня Круглый Ключ, в Алнашском и Воткинском районах – Черный Ключ. В Шарканском, Кезском и Можгинском районах существуют деревни и вовсе с простым названием – Ключи. |
Развитый сельскохозяйственный регион |
Агропромышленный комплекс занимает важное место в народном хозяйстве Удмуртской Республики. В целом региональная специализация сельского хозяйства республики имеет преимущественно животноводческое направление. Растениеводство ориентировано на потребности животноводства: традиционно зерно производится на фуражные цели, большая часть сельскохозяйственных угодий используется для выращивания кормовых культур. Основными возделываемыми культурами являются зерновые, картофель, овощи открытого и закрытого грунта, лен-долгунец и кормовые. Производство зерна имеет большое значение в экономике республики. Однако в связи с тем, что Удмуртия расположена в зоне рискованного земледелия, урожайность зерновых культур и объемы производства зерна по годам остаются нестабильными. Удмуртия относится к району благоприятных природно-климатических условий для возделывания картофеля и овощей. В сельскохозяйственном производстве животноводство занимает профилирующее положение, его доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет более 60 %. В республике развиты традиционные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство и птицеводство. |
Центр спорта |
По данным Министерства спорта РФ на 1 января 2013 г. в Удмуртии функционировало 3037 спортивных объектов, в том числе 32 стадиона, 60 бассейнов, 1382 плоскостных сооружения и 857 спортивных залов. В Удмуртии работает 63 детские спортивные школы, из них 10 СДЮШОР. В них занимается 44555 человек. Клубный спорт в регионе представлен: ФК «Зенит-Ижевск», ХК «Ижсталь», ХКМ «Знамя-Удмуртия», ЖГК «Университет», МФК «Прогресс» и другие. Базовыми видами спорта в Удмуртской Республике являются: биатлон, лыжные гонки, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт слепых (зимние виды), велоспорт (маунтинбайк, шоссе), пулевая стрельба, стендовая стрельба. Удмуртия является «родиной» многих олимпийских чемпионов: Г. Кулаковой (лыжные гонки), Т. Тихоновой (лыжные гонки), В. Медведцева (биатлон), М. Вылегжанина (лыжные гонки), И. Черезова (биатлон), Д. Япаров (лыжные гонки), Н. Талановой (биатлон), А. Кириленко (баскетбол), М. Феклистовой (стрельба) и др. |
Музыкальный центр России |
Удмуртия является родиной П. И. Чайковского. 7 мая 2015 г. исполняется 175 лет со дня рождения этого великого русского композитора. |
Культурный центр |
В августе – сентябре 2013 г. в Удмуртии состоялся Первый международный Бурановский фестиваль народной культуры, способный соперничать с крупнейшими европейскими этно-форумами и по масштабу, и по уровню представленных исполнителей. |
Туристический центр |
У республики весьма впечатляющий, абсолютно конкурентоспособный туристический потенциал. Есть и культурные, и природные ресурсы, которые могут стать отличной приманкой для туристов. Удаленность от геополитического и экономического центра страны не только позволила Удмуртии сохранить этническое своеобразие ее жителей, но и серьезно усложнила привлечение сюда туристов. Удмуртская Республика принимает активное участие в формировании интерактивной информационно-поисковой системы «Живая карта России» – Интернет-проекта Министерства культуры РФ, направленного на поддержку внутреннего и въездного туризма в нашей стране, обеспечение потенциальных клиентов доступной, актуальной информацией о туристско-рекреационном потенциале регионов. |
Примечание – таблица составлена автором.
На наш взгляд, используя имеющийся потенциал, Удмуртия может подать заявку для участия в конкурсе на проведение Зимней универсиады2023 г. на своей территории. Выбор региона может быть обусловлен, в первую очередь, желанием и возможностью Удмуртской Республики провести студенческие игры. Столица региона является одним из центров студенчества в Приволжском федеральном округе, где располагается Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, Удмуртский государственный университет, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевская государственная медицинская академия.
Для проведения Зимней Универсиады в Удмуртии предполагается задействовать следующие спортивные объекты: Ледовый дворец спорта «Олимпиец», Ледовый дворец «Ижсталь». Республиканский стрелково-спортивный комплекс им. Генерала А. М. Демидова, спортивно-оздоровительный лыжный комплекс имени Г. А. Кулаковой, спортивный комплекс «Чекерил», спортивно-туристический комплекс «Нечкино».
В ходе Универсиады могут быть проведены соревнования по 8 обязательным видам спорта и двум дополнительным:
Биатлон;
Горнолыжный спорт;
Керлинг;
Лыжные гонки;
Лыжное ориентирование;
Сноуборд;
Фигурное катание;
Фристайл;
Хоккей с шайбой;
Шорт-трек.
По опыту Казани, подобный проект является мощным стимулом развития для города и региона: строятся средства размещения, проводится благоустройство городской среды, ремонтируется городская инфраструктура. Кроме того, наличие соответствующих амбиций у региона значительно повышает его рейтинг.
Таким образом, сегодня каждый регион конкурирует за финансовые, материальные, человеческие ресурсы. Удмуртия – не исключение, но главный акцент в разработке и расширении территориального бренда делается на привлечении людей, инвестиций и интересных идей, которые можно реализовать. Именно расширение территориального брендов, сопутствующих мероприятий позволяет региону решить существующие проблемы. Но следует помнить, что брендинг мест – явление новое. Именно поэтому возникает множество проблем в данной сфере. Но главное в этом нелегком деле – это открытость, активное вовлечение региональных властей, участие бизнеса и общественности.
Литература
Баженова Е. Ю. Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в российских регионах // Terra economicus. – 2013. – Т. 11. – №3. – Ч. 2. – С. 120–125.
Кукина Е. Н. Брендинг территорий: сущность и принципы разработок // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2011. – Т. 4. – № 11. – С. 204–209.
Нагимов А. Р. Брендинг территории как современный и эффективный инструмент ее развития // European social scienae journal. – 2013. – № 11-2. – С. 389–395.
Родионова Н. К., Громова Е. Ю. Территориальный бренд как инструмент повышения конкурентоспособности региона. URL: http://www.actualresearch.ru/nn/2010_4/Article/economics/rodionova.pdf (дата обращения: 03.01.2015).
Рябая С. А. Территориальный бренд Удмуртской Республики: проблемы формирования и возможные пути решения // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам: сборник научных статей. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2014. С. 352-353.
Шапкина Ю. В. Бренд территории: некоторые результаты терминологического анализа // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 5-6. – С. 152–155.