ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ПРИ ИЗБРАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ПРИ ИЗБРАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Антипов Е.Ю. 1, Сумина Е.В. 2
1Южно - Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) Миасс, Россия
2Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет), Миасс, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выборный путь формирования многих важнейших орга­нов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов — один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности (от лат. legitimus -законный), т.е. признанности обще­ством или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей деклара­ции прав человека ООН (ст. 2)1, «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тай­ного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущнос­ти способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого по­ставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной проце­дуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов. Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят чисто формальный, декоративный характер, происходят в условиях несвободы и полицейской слежки и поэтому не могут быть признаны подлинными выборами. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что и в условиях демократического режима выборы сами по себе предоставляют лишь возможность определения подлинной воли народа, действительная реализация которой зависит от наличия очень многих факторов и прежде всего от достигнутого уровня развития гражданского общества и правового государства, общей и политико-правовой культуры граждан страны.

Актуальность данной темы исследованная обусловлена внутриполитическим устройством и важностью этих мероприятий, как для каждого отдельного человека так и для государства в целом. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне.

Проблемная ситуация складывается из нарушения конституционного строя, нарушения прав граждан и общих принципах демократии, т.е. когда люди стоящие у власти фальсифицируют результаты выборов и тогда избрание становиться формальным. Отсюда и недоверии народа к власти и непризнание власти народом ,так вытекает и вторая проблема сопутствующая первой это низкая явка избирателей. Зачастую люди не довольны кандидатами и не верят в честность выборов и в то, что их голос действительно важен и может повлиять на историю государства.

Объектом исследования данной курсовой работы является избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы.

Предметом исследования является процесс избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы, выделение общего и особенного.

Целью исследования является описание и анализ общего и особенного при избрании Президента РФ и депутатов Государственной Думы, подвести вывод и проанализировать его, выявление проблемных общих вопросов связанных с избранием Президента РФ и депутатов Государственной думы их возможная связь и причины. Возможные пути их решения. Выделение главной проблемы, её анализ и решение.

Задачами исследования является изучение исторических и теоретических аспектов ,выявление проблемы и возможные пути решения, анализ общего и особенного при избрании Президента РФ и депутатов Государственной Думы.

Методы исследования курсовой работы следующие:

1)Анализ, представляет собой расчленение явления или процесса на составные части (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение.

2)Сравнение, представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними.

Глава 1 Исторические и теоретические аспекты избирания Президента РФ И Депутатов Государственной Думы.

§1.1 История избрания Государственной Думы РФ И Президента РФ.

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года. Манифестом от 6 августа 1905 года император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен - не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным, обсужденные на Петергофском совещании под председательством Николая II и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и - на особых основаниях - крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом. Манифест 20 февраля 1906 года дополнительно определил способы законодательного взаимодействия органов высшей власти; фактически он преобразовал Государственный совет Российской империи в подобие верхней палаты парламента. В апреле 1906 года была создана Библиотека Государственной Думы, которая проработала до 1918 года, когда декретом Совнаркома канцелярия Государственной Думы и все структуры, составлявшие её аппарат, в том числе и библиотека, были упразднены. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга2.

В России должность Президента Российской Федерации является высшей государственной должностью. Согласно действующей Конституции, Президент - гарант Конституции Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.Пост Президента России (первоначально – пост Президента Российской Федеративной Социалистической Республики) был учрежден в 1991 году как пост главы одной из союзных республик СССР-РСФСР на основе волеизъявления народа на Референдуме 17 марта 1991 года.Первый, Борис Николаевич Ельцин, был Президентом России с 1991 по 1999 год - два президентских срока, и именно под его руководством была разработана Конституция (Основной закон) 1993 года.Вторым Президентом России стал Владимир Владимирович Путин, который также избирался Президентом два раза – в 2000 и 2004 году.Третьим Президентом Российской Федерации, стал Дмитрий Анатольевич Медведев – он был избран на эту должность всенародным голосованием 2 марта 2008 года.В 2012 году Президентом России снова был избран Владимир Владимирович Путин. Первый президент России был избран в 1991 году сроком на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок. Нормативная база за всю историю практически не изменилась и сохраняет основные демократические функции.Президент России - единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации.Наряду с полномочиями главы государства президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. «На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).Таким образом, выборы президента РФ с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.) .

Из рассмотренной истории избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы можно сделать вывод, что практика выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы существует не так давно. За достаточно небольшой промежуток времени она претерпела много изменений. При рассмотрении истории о депутатах Государственной Думы можно отметить ,что они появились 1905 как законодательный представительный орган и в течении следующих 2 лет имела ряд серьёзных изменений связанных с возможностью законодательной власти. Пост Президента РФ был учрежден в 1991 и первоначально имел название "пост Президента Российской Федеративной Социалистической Республики" нормативно правовая база Президента РФ с 1991 года практически не изменилась.

§ 1.2 Основы избрания Президента РФ И Депутатов Государственной Думы

Президентом РФ может быть из­бран гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, не моложе 35 лет, постоянно про­живающий на территории РФ не менее 10 лет. Срок полномочий Президента РФ — 4 года, при этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.Выборы Президента РФ прово­дятся по единому федеральному избирательному округу, включаю­щему всю территорию РФ. Процедура избрания Президента РФ включает следующие этапы:

1. Назначение дня выборов .Этим днем является первое вос­кресенье после истечения консти­туционного срока, на который был избран Президент РФ. Назна­чает день выборов Совет Федера­ции Федерального Собрания РФ или, если Совет Федерации по ка­кой-либо причине не смог этого сделать, Центральная избиратель­ная комиссия РФ (ЦИК РФ).

2. Формирование избирательных комиссий .Комиссии предназначены для подготовки и проведения выборов. Образуются Центральная (ЦИК РФ), субъектов РФ, территориаль­ные (городские, районные) и уча­стковые избирательные комиссии.

3. Образование избирательных участков .Участок — это территория (по­селок, часть города, микрорайон и т.д.), на которой проживает не бо­лее 3000 избирателей. Избиратель­ные участки для граждан РФ, на­ходящихся за границей, образуют руководители дипломатических или консульских учреждений РФ в иностранных государствах.

4. Составление списков избирате­лей .Списки составляют участковые избирательные комиссии на осно­ве данных, представляемых глава­ми местных администраций. Списки избирателей-военнослу­жащих, находящихся в воинской части, составляются на основании данных, представляемых команди­ром части. Военнослужащие, про­живающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих ос­нованиях. В список избирателей, находящихся на территории ино­странного государства, включают­ся граждане РФ: проживающие или находящиеся в командировке.

5. Выдвижение кандидатов и их регистрация.Право выдвижения кандидата на должность Президента РФ при­надлежит непосредственно изби­рателям и избирательным объеди­нениям, избирательным блокам.

Избирательное объединение — общероссийское политическое об­щественное объединение (полити­ческая партия, организация, дви­жение), устав которого предусмат­ривает участие в выборах в органы государственной власти, зарегист­рированное Министерством юсти­ции РФ не позднее чем за год до дня голосования. Два и более из­бирательных объединения на пе­риод проведения выборов могут создавать избирательные блоки для выдвижения единого для них кандидата на должность Прези­дента РФ. Выдвижение осуществ­ляется на конференциях (съездах) избирательного объединения.

Для регистрации кандидата не­обходимо собрать в его поддержку не менее 1 миллиона подписей из­бирателей, при этом на один субъ­ект РФ должно приходиться не более 7 процентов от требуемого количества подписей.

6. Предвыборная агитация .Агитация проводится с момента регистрации кандидата и прекра­щается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшест­вующего дню выборов. Запрещено участвовать в агитации органам государственной власти и местно­го самоуправления, благотвори­тельным и религиозным объедине­ниям, воинским частям и учреж­дениям.

7. Голосование .В день выборов голосование проводится с 8 до 22 часов по мес­тному времени. Досрочное завер­шение голосования допускается на избирательных участках, образо­ванных в воинских частях, на по­лярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах.

8. Определение результатов вы­боров ЦИК РФ .Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом в голосовании должно принять уча­стие не менее половины избирате­лей, внесенных в списки избира­телей. В противном случае выборы признаются несостоявшимися.

В случае если ни один из канди­датов не получил более половины голосов избирателей, назначается повторное голосование. В нем участвуют два кандидата, получив­ших наибольшее количество голо­сов. По итогам повторного голо­сования избранным считается кандидат, получивший большее по сравнению с другим кандидатом количество голосов. Если выборы Президента РФ признаны несо­стоявшимися, недействительными или при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, то Совет Федерации назначает по­вторные (новые) выборы.

9. Вступление избранного Прези­дента РФ в должность .Избранный Президент РФ всту­пает в должность на тридцатый день со дня официального объяв­ления ЦИК РФ результатов выбо­ров. При вступлении в должность Президент приносит народу при­сягу, текст которой приведен в Конституции РФ. Присяга прино­сится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Фе­дерации, депутатов Государствен­ной Думы, судей Конституцион­ного Суда РФ. С момента прине­сения присяги Президент присту­пает к исполнению своих обязан­ностей.3

Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы осуществляется политическими партиями. Выдвижение федерального списка кандидатов возможно только политической партией тайным голосованием на партийном съезде. Политическая партия может выдвигать в состав списка кандидатов лиц, не являющихся членами данной партии.Состав федерального списка, порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией.Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать пятисот человек.Федеральный список подразделяется на общефедеральную часть, в которую может входить не более трех кандидатов, и региональные группы. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть списка кандидатов должна охватывать все субъекты РФ.Центральная избирательная комиссия не позднее чем за 20 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы депутатов, определяет границы частей территорий субъектов РФ, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, и публикует перечень этих частей территорий с указанием их наименований и наименований входящих в них административно-территориальных единиц или муниципальных образований или населенных пунктов.Число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ или территориях группы субъектов РФ или части территории субъекта РФ, которым соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 млн. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта РФ, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч.Весь пакет документов (решение съезда; нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о партии в единый государственный реестр юридических лиц; нотариально удостоверенная копия партийного устава; список уполномоченных представителей партии, их доверенности; сведения о кандидатах) направляется в Центризбирком РФ для выдачи заверенных копий списков кандидатов и начала сбора подписей избирателей.В поддержку федерального списка кандидатов политическая партия обязана собрать не менее 200 тыс. подписей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 10 тыс. подписей. Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более % от общего количества подписей, подлежащих проверке, проверка подписных листов прекращается, и федеральный список кандидатов не регистрируется.Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог.Регистрация федерального списка кандидатов производится не позднее десяти дней после приема необходимых документов.Для регистрации федерального списка кандидатов в Центризбирком РФ представляются:подписные листы или копия платежного поручения о внесении избирательного залога с банковской отметкой;протокол об итогах сбора подписей избирателей (если он осуществлялся);сведения об изменениях, произошедших в федеральном списке кандидатов после заверки его копии и в данных о каждом кандидате;первый финансовый отчет партии.4

Процедура избрания как Президента РФ так и депутатов Государственной думы очень сложна, помимо поддержки избирателей необходимо имеет перечень нормативно правовых актов и поддержки партий. Её многоступенчатость и больший перечень требований как при избрании Президента РФ так и для депутатов Государственной Думы обязаны обеспечить прозрачность и недопущение коррупционных кадров в систему власти.

Глава 2. Общее и особенное при избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы

§2.1 Законодательные положения об избрании Президента РФ и депутатов Государственной Думы

Изучив материалы поданной теме ,а именно ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О выборах Президента Российской Федерации (с изменениями на 24 ноября 2014 года)5 и Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)6, проанализировав нормативно-правовую базу, можно сделать вывод, что значительных различий в процедуре формирования таких институтов, как Президент и Государственная дума не наблюдается. Но среди того небольшого количества найденных можно выделить следующие:

1. Выборы различаются по типу избирательной системы. Президент избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а депутаты Государственной думы по пропорциональной.

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов.

Пропорциональнаяизбирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов.

2. Следующим отличием можно выделить требования, предъявляемые к кандидатам на должности Президента и депутатов Государственной думы.

В случае с выборами Президента РФ Конституцией РФ устанавливается ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определённого срока) . Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идёт ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков. Конституция устанавливает и возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы. В отличие от ранее действовавшей новая Конституция не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам) .

При выборах в Депутаты Государственной Думы необходимо быть гражданином Российской Федерации старше 21 года, постоянно проживающим в стране. При этом должны иметь право на участие в выборах (т.е. быть дееспособным человеком и не отбывать тюремное заключение). Должны отказаться от оплачиваемой деятельности (однако есть исключения: преподавание, творческая деятельность и научная работа). Так же, чтобы стать депутатом необходимо отказаться от государственной службы. Важно отметить, что один человек не может занимать место депутата Госдумы и одновременно с этим являться членом Совета Федерации.

3. Также процессы различают по субъектам, которые назначают соответствующие выборы.

4. Различаются тем, что при выборах на должности Президента предусмотрена возможность самовыдвижения, а при выборах депутатов Государственной думы, такая возможность предоставлена только политическим партиям.

По всем остальным критериям сравнения обозначилась тенденция к сходству или частичному сходству норм закона.

Можно выделить 2 проблемы при избрания Президента РФ и депутатов Государственной Дум которые встречаются из года в год:

1.Низкая явка избирателей.

2.Фальсификация выборов.

Низкую явку избирателей эксперту объясняют конкретными датами проведения голосования иными внешними факторами. Некоторых избирателей не устраивают по тем или иным причинам кандидаты ,но основная причина в недоверии к власти и как следствие к честным выборам.

Фальсификация выборов представляет собой действия, направленные, на нарушение порядка, предусмотренного для получения, заполнения избирательных бюллетеней и процесса голосования; процедуры предусмотренной для подсчета и утверждения результатов голосованы* или процесса, определенного для регистрации избирателей. Из всего этого напрашивается вывод о том, что для более простого регулирования института выборов законодатель стремится унифицировать нормы закона, представляющие меньшую значимость, что в свою очередь обеспечит более эффективную их деятельность и сэкономит бюджетные средства. Унификация определяется позывами законодателя к созданию единого кодифицированного законодательного акта, регулирующего избирательный процесс. Все случаи фальсификации выборов в практическом применении можно отнести к двум категориям: фальсификация без участия в ней отдельных избирателей и фальсификация с вовлечением избирателей.

а) Фальсификация выборов без вовлечения избирателей

К данной категории относятся те случаи фальсификации, когда избиратели не принимают непосредственного участия в данных махинациях. К таким случаям относятся заполнение избирательных ящиков подложными бюллетенями, голосование «мертвых душ» и голосование «за пациентов частных клиник». Доказательства таких преступлений в большой степени зависят от улик и свидетельств, полученных в ходе процесса голосования и наличия образцов почерка лиц, имеющих доступ к оборудованию для голосования и, следовательно, имеющих возможность использовать его в корыстных целях. Как правило, такие преступления совершаются следующим образом:

Использование фиктивных бюллетеней за непроголосовавших лиц. Получение и заполнение бюллетеней для заочного голосования без активного привлечения к данному правонарушению избирателей. Бюллетени для заочного голосования могут особенно легко быть использованы для такого рода правонарушений, так как заполнение бюллетеней и голосование не требует присутствия членов избирательных комиссий. В тоже время, присутствие наблюдателей при этих процессах не запрещается.

Порча правильно заполненных бюллетеней может производиться разными способами. Для типа бюллетеня, действовавшего до голосования 12 декабря 1993 г., порча могла производиться путем вычеркивания в бюллетене, заполненном в пользу нежелательного кандидата, и его фамилии, и перевода тем самым этого бюллетеня в разряд бюллетеней, поданных против всех кандидатов. При таком типе фальсификации росла доля бюллетеней, поданных против- всех кандидатов, и искажалась кривая рангового распределения. Сейчас графы «против всех» нет, поэтому бюллетень с галочками напротив фамилий двух кандидатов считается просто недействительным. То есть фальсификатор не нарушает контрольных соотношений - ведь бюллетени не добавляются и физически не изымаются!

«Солянка» - подмена некоторого числа бюллетеней - бюллетенями, заполненными в пользу желаемого кандидата; При подсчете голосов, поданных за каждого кандидата, пачки могут специально перепутать, либо смешать хорошие и испорченные бюллетени вместе. Кроме того, необходимо следить, чтобы в испорченные бюллетени не отбросили хорошие или, так называемые «спорные» бюллетени.

Фальсификации путем подмены некоторого числа бюллетеней бюллетенями, заполненными в пользу желаемого кандидата, могут производиться в двух вариантах. Во-первых, можно изъять некоторое количество бюллетеней, заполненных в пользу какого-то одного нежелательного кандидата и заменить их равным (или примерно равным) числом бюллетеней, заполненных в пользу желаемого кандидата. В этом случае показатель активности избирателей не изменится, не изменятся и доли бюллетеней, признанных недействительными.

Другим распространенным вариантом подобного типа фальсификации является подмена некоторого количества случайно отобранных бюллетеней, заполненных в пользу различных кандидатов, на примерно равное количество бюллетеней, заполненных в пользу желаемого кандидата. Технически такой способ фальсификации соответствует подмене избирательных урн. В этом случае урна' с опущенными туда бюллетенями, поданными за разных кандидатов, заменяется заранее приготовленной урной, наполненной бюллетенями в пользу желаемого кандидата.

В последнее время развитие современных технологий вызвало появление на свет всё более изощренных способов фальсификации выборов - бюллетени пропитывают специальным раствором в клеточке напротив неугодной фамилии, и после проставления ручкой любой отметки та через некоторое время бесследно исчезает.«Пустые» бюллетени, естественно, признаются недействительными.

Другой вариант этого способа - ручки с исчезающими чернилами.

Фальсификация выборов с участием избирателей

Вторая категория правонарушений, связанных с избирательным процессом, подразумевает участие избирателей, по крайней мере, до некоторой степени, в самом процессе правонарушения. Типичными примерами этих правонарушений являются:

1. Покупка голосов;

2.«Голосуй за друга» члены избирательной комиссии могут разрешить родственникам голосовать по двум и более паспортам отсутствующих лиц.

3. «Миграционное голосование» (или избиратель, меняющий место жительства; открепительный талон - как разновидность);

4. Оказание «помощи» избирателю, когда желания избирателей игнорируются и не учитываются;

5. "Карусель". "Обработанные" люди выносят с участка чистый бюллетень, другие люди его "грамотно" заполняют, передают следующему "обработанному", тот бросает его в урну, выносит чистый — и так по кругу;

6. Голосование по паспортным данным. Если избирательным комиссиям будут известны не только ФИО и адреса избирателей, но и их паспортные данные, то не исключено, что недобросовестные члены комиссий смогут внести в журнал за не пришедших на участок избирателей их данные, взять бюллетень и проголосовать. В настоящее время, получить паспортные данные не составляет особого труда, поскольку такие данные необходимы для оформления кредита, покупки SIМ-карты на телефон, оплаты междугородного транспорта, для заключения договора об услугах связи и т.д.

7. «Бригада-Ух». Выездная бригада с урной может взять с собой большое количество бюллетеней и заявлений о голосовании на дому и устроить поквартирный обход домов для повышения явки.

8. «Пустышка» - члены избирательной комиссии могут выдавать для голосования бюллетени, не имеющие подписей двух членов избирательной комиссии и ее печати. По закону такие бюллетени считаются недействительными. То есть голос избирателя пропадает.

Предположим, фальсификация заключается в подбрасывании дополнительных бюллетеней в пользу желаемого кандидата. Тогда наблюдаемая активность (явка) избирателей будет тем больше средней активности в регионе (или в России в целом), чем больше было число подброшенных бюллетеней. Аналогичный эффект будет наблюдаться, если избирательные комиссии некоторого уровня припишут голоса какому-либо кандидату или партии. В этом случае, для того, чтобы цифры в протоколе подсчета голосов сходились, фальсификаторы не должны забывать добавить такое же число в графы «число избирателей, получивших бюллетени», «число найденных в урне бюллетеней», «число бюллетеней, признанных действительными». В противном случае суммарное число бюллетеней, поданных за всех кандидатов и испорченных бюллетеней, будет больше, чем число бюллетеней, найденных в урне. На выборах 11 марта 2007г в столице Дагестана Махачкале на избирательном участке № 0973 во время незаконного вброса бюллетеней в урну для тайного голосования была задержана директор школы № • 52 Гасанова7. Такие же вбросы зафиксированы на участках в школах № 11 и 16, в ' Институте бизнеса. После парламентских выборов в 2003г КПРФ, СПС и «Яблоко» заявили о широкомасштабной фальсификации выборов. Еще до 7 ноября эти партии решили скоординировать действия по наблюдению за ходом голосования и подсчетом голосов. Сразу после подведения итогов выборов коммунисты направили в Центризбирком записку, в которой утверждалось, что при параллельном подсчете голосов ими выявлена «грубая фальсификация итогов выборов», а данные 60 тысяч протоколов недействительны. По подсчетам КПРФ, «Яблоко» и СПС преодолели пятипроцентный барьер, набрав 5,98% и 5,12% голосов соответственно. Геннадий Зюганов объявил, что данные по обработке 15% официальных протоколов избирательных комиссий говорят о том, что «явка избирателей была не 56%, как заявил Центризбирком, а 52,58%. Господин Вешняков приписал как минимум 3,5 миллиона бюллетеней, чтобы вздуть базу «Единой России». ЦИК, как и суды, остались равнодушными к обвинениям, вследствие чего, данные о фальсификации «не получили подтверждения».

На выборах 11 марта 2007г в Цумандинском районе и Буйнакске имели место драки, погромы и уничтожение бюллетеней на избирательных участках № 46 и 208. На них выборы были сорваны.

При перестановке результатов голосования голоса, полученные кандидатом (партией) А, приписываются кандидату (партии) Б, а голоса, полученные кандидатом (партией) Б, регистрируются как полученные кандидатом (партией) А. Этот тип фальсификаций является самым опасным, так как он не нарушает каких-либо статистических закономерностей результатов голосований и потому не распознается при статистическом анализе. На выборах 12 декабря 1993 г. этот тип фальсификации был выявлен в г. Троицке (Московская область)9, где голоса, полученные кандидатом «Выбора России», были приписаны кандидату от ЛДПР и, наоборот, голоса, полученные кандидатом ЩЛР, были посчитаны как голоса, отданные за кандидата «Выбора России». В данном случае фальсификация была раскрыта только потому, что она производилась в маленьком научном городке с сильной демократической ориентацией избирателей, и активисты «Выбора России» просто не поверили результатам голосования и потребовали их проверки. Проверка и выявила фальсификацию.

В принципе, к данному типу фальсификаций можно отнести и «Карусель». Когда «подготовленные» избиратели выносят из избирательного участка бюллетени и их заполняют голосами за нужных кандидатов и следующий избиратель бросает их в урну. На выборах 11 марта 2007 в Дербенте и Кизляре задержаны группы граждан при организации «карусели»10. В Ставропольском крае, триумфальном для «Справедливой России», именно ее активисты организовали на нескольких участках все ту же «карусель».

Фальсификации путем изъятия бюллетеней, заполненных в пользу нежелательных кандидатов (партий) легко распознаются по понижению показателя активности избирателей, увеличению доли бюллетеней, признанных недействительными. На тех же выборах 11 марта в Тляратинском районе было похищено (изъято) 1916 бюллетеней11.

Разновидность приема фальсификации, известного как «мертвые души», Зыла так же зафиксирована на выборах 11 марта. Отличие заключается в том, что голосовали не за умерших или вымышленных людей, а голосовали военнослужащие, которые делать это не имели права. В Мурманской области во всех избирательных кругах голосовали до 20 тысяч военнослужащих-срочников, не имеющих права голоса на выборах в Мурманскую областную думу12. Это почти 10% от пришедших на выборы избирателей! Неудивительно, что «Патриоты России» требовали отмены выборов в области.

Что касается «виртуальной» фальсификации, когда избирательные комиссии закрывают глаза на явку избирателей и на количество голосов, отданных за того или иного кандидата, и пишут «свои» результаты выборов, то здесь примером фальсификации данного типа может служить заявление КПРФ о возбуждении уголовного дела после президентских выборов 2004г. В нём говорится, что в Республике Дагестан были зафиксированы грубые фальсификации. Так, по данным наблюдателей КПРФ на 17 участках г. Махачкалы средняя явка избирателей составила 30,13%, в то время как в официальных протоколах она составила 94,2%, т.е явка избирателей была завышена на 64,07%. Еще одним примером является заявление той же КПРФ после выборов 7 ноября 2003г, в котором говорится о расхождении поданных голосов в пользу определенных партий с официальными результатами выборов.

Это лишь виды фальсификации ,факты фальсификации так же подтверждает судебная практика "Постановление 10-15/2013" г.Новотроицк, Дело № 1-428/2012 приговор от 27.09.2012 г. Абальмасов А.Н. ч.3 ст. 142 - хранение незаконно изготовленных избирательных бюллетеней.

Проблема анализа достоверности результатов выборов и референдумов существовала во всех странах и во все времена. Но для России эта проблема особенно актуальна. Во-первых, потому что после каждых выборов появляются многочисленные заявления о грубых нарушениях процедуры и фальсификациях. Во-вторых, потому что нам известно всего несколько судебных процессов по обвинению в фальсификации результатов выборов, не закончившихся, по-сути, ничем. Отсутствие судебных процессов можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, покровительством фальсификаторов заказчиком данной фальсификации. Во-вторых, в большинстве случаев, практической невозможностью поймать фальсификатора «за руку». Если он положил бюллетень Иванова в стопку бюллетеней Петрова и наблюдатель это заметил, сотрудник избирательной комиссии может сослаться на усталость или автоматическую ошибку.

§2.2 Законодательные улучшение в избрании Президента РФ и депутатов Государственной Думы

Рассмотрев данную проблему, её виды и разнообразие методов и то насколько сильно данная проблема прогрессировала можно предложить следующие пути решения:

1. При проведении голосования и подведении его итогов особая роль принадлежит председателям избирательных комиссий. Учитывая то, что традиционно большая часть избирательных участков расположена в образовательных учреждениях, то есть учреждениях, существующих за счёт бюджета, у распорядителей бюджета появляется прекрасная возможность оказывать административное давление на председателей участковых избирательных комиссий, зачастую являющихся руководителями этих учреждений (и, кстати, как правило являющихся членами партии власти). Очень сомнительно, что вбросы, зафиксированные на муниципальных выборах в Петербурге в марте-2009 года совершались членами УИК «по велению души», а не под административным давлением. Поскольку, согласно Конституции РФ: «ст.З Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.ст.4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону», то любые фальсификации, связанные с волеизъявлением граждан должны быть приравнены к преступлениям против государства с соответствующей уголовной ответственностью. Естественно, что повышая уровень ответственности, необходимо повысить и уровень оплаты для членов избирательных комиссий, так как сейчас для многих работников ИК это ненужная обуза.

2. Необходимо изменить статус сотрудников правоохранительных органов, дежурящих на избирательных участках. Сейчас они занимаются «охраной общественного порядка» - необходимо разработать для них специальную инструкцию, которая должна быть доступна для всех избирателей, пришедших на участок для голосования. Возможно наделение их особыми полномочиями по отношению к избирателям и к избирательным комиссиями в рамках контроля за проведением честных выборов и гарантии демократии.

3. Введение особого графического кода на бюллетенях, по образцу денежных банкнот. Это может быть какая-то внутренняя сетка, голографическое изображение или просто уникальная расцветка бюллетеня. Причем, на каждых выборах следует вводить новые бюллетени с новым дизайном. Возможно даже, что в каждом избирательном округе бюллетень должен будет иметь свой цвет. Необходимо также ввести запрет на публикацию образца бюллетеня. Данный способ позволит значительно сократить долю фальсификаций, которые подготавливаются заранее. Будут исключены такие методы, как «мертвые души», подбрасывание дополнительных бюллетеней и т.д.Необходимо заметить ,что такой метод на данный момент применяется, но не в полной мере возможностей т.е. создаются графические коды, но они общие и имеют ряд уязвимостей. Такой ряд специальных знаков как ,например, на денежных купюрах мог бы решить множество проблем связанных с фальсификацией выборов.

4. Ужесточение наказания за фальсификации результатов выборов. В канун мартовских выборов 2007 политическая партия «Патриоты России» предложила ужесточить наказание за фальсификацию выборов. Меры были предложены жесткие: лишение свободы сроком от 10 до 15 лет и конфискация имущества13. Так же партия "Справедливая Россия" Сергея Миронова так же предложила ужесточить наказание, но в виде дополнительных штрафов14.Сейчас согласно ст.142 Уголовного кодекса РФ фальсификация избирательных документов наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Но согласно судебной практике представленной выше, реальное лишение свободы не практикуется , а как правило наказывается штрафами которые существенно ниже заявленных в сс.142 УК РФ.

5. При уличении избирателя в незаконных действиях должно следовать жесткое наказание вплоть до лишения избирательного права. Кандидат или партия не сможет «защитить» всех своих «подопечных» избирателей. Данная мера должна, по крайней мере, отбить желание у самих избирателей участвовать в фальсификациях. Необходимо разработать комплекс мер к избирателям неспособным нести добросовестный вклад в развитие государства.

6. Необходима грамотная работа наблюдателей, при необходимости имеющих право потребовать пересчета голосов. Пожалуй, наблюдатели - наиболее действенный способ сокращения фальсификаций. Расширение их прав и возможностей по отношению к избирательным комиссиям так же может помочь в решении проблемы.

7. Необходим учет так называемых «экзитполов». Данный опрос позволяет выявить примерное соотношение голосов за того или иного кандидата. Примером эффективного действия данного опроса являются выборы президента Франции 2007г. Результаты «экзитполов» отличались от официальных результатов ЦИК на 1-2%. Столь же точными были и результаты опросов на выборах Президента Украины в 2010 году. В России данная норма могла бы поставить под вопрос легальность и легитимность выборов в том случае, если бы результаты «экзитпола» коренным образом отличались от официальных результатов ЦИК и, пожалуй, могла бы стать серьезной «головной болью» для фальсификаторов. Практика «экзитпола» имеет неплохие результаты и применяется в ряде стран.

Э́кситпо́лл - используемая в мировой социологической практике процедура опроса граждан, производимого социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования.

Основными задачами экситполлов являются получение возможности оперативных прогнозов исхода выборов и накопление статистических данных об электорате.

Выходящих из избирательных участков опрашивают (на условиях анонимности), за кого они проголосовали. Исходя из предположения, что у большинства избирателей нет причин говорить неправду, данные таких опросов используют для проверки (корреляции) с официально публикуемыми данными голосования. В день выборов данные экситполлов широко освещаются ТВ и прессой при репортажах о порядке и процедуре голосования.

Получение всемирной информации по итогам опросов разных слоев населения в разных странах, а также предварительное голосование, возможны с использованием интернет-технологии World Exit Poll. При помощи этой онлайн-технологии многие люди, не выходя из дома, анонимно могут голосовать и создавать рейтинг для любой политической или социальной деятельности.

Эксит-полл выполняет информационную (предварительное ознакомление общественности с результатами выборов) и контрольную (минимизация возможности намеренного искажения результатов выборов) функции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследования можно выделить следующие:

Во-первых, избрание главы государства и депутатов Государственной Думы является одной из гарантий демократии и народовластия и история этой демократии зародилась совсем недавно и в ней есть множество вопросов которые ещё предстоять решить.

Во-вторых, остаются проблемы связанные с низкой явкой избирателей и фальсификацией голосования. Недоверие к народа к государственной власти является одной из причин халатного отношения к выборам так ,к примеру, на выборы Президента РФ на выборы 4 марта 2012 года явка составила 65,34 % т.е. 1/3 населения не приняли голосования в выборах Президента РФ. Если так же учитывать сложившуюся уже как норму практику фальсификации выборов ,то фактически голосовала 1/3 всего народа т.е. около 33 % . Фальсификация выборов убивают те демократические нормы которые должны обеспечивать гарантии своему народу. Существует множество способов и методов фальсификации и всего один метод защиты предусмотренный нашим законодательством - это статья 142 ук рф, в нашей судебной практике я не нашел ни одного случая реального лишения свободы по данной статье т.е. нарушение основ конституции и демократии никак не наказывается нашим государством или принимаются крайне лояльные меры.

Необходимо внести ряд мер способствующих улучшению антикорупционным действиями. Введение таких мер как «экзитполов»,ужесточения наказания и создания специального статуса и устава для правоохранительных органов поможет снизить уровень фальсификации ,тем самым вернёт доверие людей к власти и повысит явку избирателей.

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. Российской газете , 25.12.1993, №237.

2. О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ” от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2007). Парламентская газета, 09.08.2007, N 99-101.

3. О порядке Формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ: ФЗ от 05.08.2000 N 113 (ред. от 27.07.2007) Собрание законодательства РФ 07.08.2000, N 32, ст. 3336.

4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).Российская Газета 10 января 2003 №19-ФЗ

Научная литература:

5. Сергеев С.Г. Конституционное право России: учебник. – М., 2008.

6.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М., 2007.

7.Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – Ростов н/Д, 2009.

8.Конституционное право России.Постников А. Е. Год издания: 2009

9.Конституционное право России Васильев Владимир, Морщакова Татьяна, Павлушкин Алексей, Алехичева Ляля, Никитина Елена, Постников Александр Год выпуска: 2009

10.Кампо В. М. "Конституционное и муниципальное право" 2011

11.Романова О.В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного суда РФ // Государство и право. 2010. N 7. С. 84 – 87.

12.Сиротин А.С. Разделение властей // Сборник научных трудов (межвузовский)/. – М.: МГИУ, 2009.

13. Чиркин В.Е. Реформа российской Конституции: этапы и проблемы. – М.: Общественная наука и современность, №5, 2009.

1 Всеобщая декларация прав человека оон от 10 декабря 1948 г.URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805;div=LAW;dst=100003,1;rnd=0.49437705031596124

2 Государственная Дума Российской империи 1906—1917: Энциклопедия / РОССПЭН; Ред. Иванов Б. Ю., Комзолова А. А., Ряховская И. С. М.: РОССПЭН, 2008. 735 с.

3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О выборах Президента Российской Федерации (с изменениями на 24 ноября 2014 года)

4 Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171270/

6 http://base.garant.ru/12140155/

7 "РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 11(196), 22 марта 2007 г.

8 Газета Вестник. КПРФ. Аналитический материал. ВЫПУСК №5 (59): 12 марта 2007 года.

9 А.А. Собянин, В.Г. Суховольский "Демократия, ограниченная фальсификациями"

10 Журнал "Самиздат" 16.11.2011. " Методы фальсификации выборов"

11 Статья. 30 Ноябрь 2007. Шашкин А.А. Фальсификации на выборах и методы борьбы с ними.

12 Журнал «Наша версия» номер 011 от 22.03.07

13 http://www.km.ru/v-rossii/2012/01/26/gosudarstvennaya-duma-rf/esery-predlozhili-uzhestochit-nakazanie-za-falsifikatsi

14 Российская Газета. Послесловие к выборам. 13.03.2012.

Просмотров работы: 4986