КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

Симонова Ю.В. 1, Сумина Е.В. 2
1Южно - Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) Миасс, Россия
2Южно-Уральский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важнейших институтов конституционного права России является институт гарантий прав и свобод человека и гражданина с присущим ему набором специальных юридических свойств. Он определяет, в том числе, и особенности гарантий реализации права на образование.

Образование — особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Конституционное право граждан на образование» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Цель работы - изучение конституционного права граждан на образование и проблем его осуществления в Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- изучить сущность и значение конституционных прав граждан на образование;

- изучить систему законодательства об образовании;

- провести анализ проблем реализации права на образование;

- проанализировать обеспечение конституционных прав граждан на общее образование;

В качестве методов, применяемых в данной работе, можно выделить: изучение и анализ научной литературы, описание и обобщение.

Объект исследования составляет совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе конституционно-правового регулирования в области реализации права граждан на получение профессионального образования.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация комплексного института, гарантирующего реализацию права граждан на получение профессионального образования в Российской Федерации.

Теоретической основой исследования являются мнения, научные статьи, определения и понятия, сформулированные выдающимися правоведами специалистами в области теории, истории права, в области философии и иных гуманитарных дисциплин, таких авторов как М.В. Баглай, А.И. Коваленко, О.Г. Румянцева и других.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§1.1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948)1, ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966)2, ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000)3.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование4. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Согласно ст. 2 Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» (далее по тексту Закон), образование представляет собой единый целенаправленный процесс обучения и воспитания5. Социальный аспект права на образование заключается в вопросе о платности или бесплатности его получения, в предоставлении государством социальных гарантий его получения. Культурный аспект права на образование выражается, в том, что образование является необходимой предпосылкой духовного развития каждого человека, его благополучия и культуры. Экономический аспект права на образование заключается, в том, что его реализация является важнейшим фактором научно-технического и экономического роста государства, который может быть обеспечен только высокообразованными гражданами. Отнесение конституционного права на образование к группе социально-экономических прав и свобод обосновывается еще и тем обстоятельством, что получение соответствующего образования, как правило, предшествует реализации другого важного социально-экономического права - права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий. Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991года. В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов6. Как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948года в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом «Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого»7. Это право закреплено также в ст. 13 международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года8. Образование можно оценивать как долгосрочный ресурс национального и регионального развития, ориентированный на будущее, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал применительно к условиям завтрашнего дня. Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР»9. Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности10. В ст. 43 Конституции РФ говориться, что право на образование включает в себя: 1.право на дошкольное образование; 2.право на основное общее образование; 3.право на среднее профессиональное образование; 4.право на высшее образование. Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием. Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона. Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. При этом, однако, следует учесть, что перечисленные виды образования граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно. Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей. Вместе с тем Закон устанавливает обязательность основного общего образования до достижения обучающимся восемнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. В соответствии с Законом под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27 Закона).

Подводя итог, можно сделать вывод, что конституционно-правовой уровень регулирования обусловливает принадлежность права на образование к категории основных, конституционных прав. Конституционное право на образование является сложным по составу и включает в себя ряд относительно самостоятельных прав. В ряде случаев оно является одновременно и обязанностью получать (иметь) образование.

§1.2 Система законодательства об образовании

Система законодательства об образовании, понимаемая как совокупность законов и подзаконных актов, представляет собой огромный массив нормативных правовых актов, объединенных в отдельную отрасль законодательства. Основная функция этой системы заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования, и, прежде всего, образовательных правоотношений, вытекающих непосредственно из естественного права человека на образование, естественного права человека на образование.

К законодательным актам Российской Федерации об образовании относятся Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (ст. 43) и другие права, способствующие его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Принимаемые на федеральном уровне законы определяют общее направление и регламентируют общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации, что позволяет учитывать особенности того или иного региона. Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехуровневую структуру.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы являются правовыми актами, имеющими верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 76). Они принимаются для обеспечения правового регулирования наиболее важных вопросов и направлений. Поэтому в силу исключительной значимости сферы образования для российского общества и государства ее правовое регулирование (как в целом, так и в отдельных подсистемах) планировалось осуществлять посредством федеральных законов.

Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании является Закон. Он выполняет интегрирующую функцию, то есть объединяет в единую отрасль законодательства весь массив нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере образования. Поэтому его можно назвать основополагающим или базовым законом. Такие законодательные акты, в соответствии с правилами законодательной техники, вводят «общие принципы и режимы правового регулирования, которые получают затем развитие в видовых законах». То есть, нормы базового закона обычно получают развитие в нормах других федеральных законов, имеющих более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти.

Основным условием легитимности подзаконных актов является их непосредственная связь с законом, то есть, они должны приниматься «на основе и во исполнение закона». Подзаконные нормативные акты всегда должны соответствовать закону, а также законным полномочиям издавшего их органа правотворчества. В этом смысле не вполне однозначную роль в системе законодательства об образовании играют нормативные указы Президента РФ. Эти правовые акты обладают рядом особенностей. Нормы указов, подобно нормам федеральных законов, имеют прямое действие и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2. ст. 90 Конституции РФ). Но они обладают меньшей юридической силой, чем федеральные законы, чье верховенство закреплено Конституцией РФ. Основанием для издания нормативного указа является не закон, а скорее его отсутствие, поэтому на указы не распространяется общее правило издания подзаконных актов – «на основе и во исполнение закона». Более того, сами указы являются основанием для издания нормативных правовых актов.

То есть, фактически правовое регулирование сферы образования на федеральном уровне осуществляется на основе Закона РФ. Это красноречиво свидетельствует о низком удельном весе собственно законодательных актов в общем массиве нормативных правовых актов, регулирующих вопросы сферы образования на федеральном уровне.

Аналогичная ситуация сложилась на региональном уровне, где в настоящее время свое конституционное право на регулирование сферы образования активно реализует подавляющее большинство субъектов Федерации.

Во многих регионах (преимущественно в республиках) были приняты законы об образовании, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования Закона РФ Назначение таких законов состоит в том, чтобы на уровне субъекта Федерации обеспечить законодательное регулирование вопросов, входящих в компетенцию субъекта. В то же время далеко не все субъекты РФ приняли свои законы об образовании. В таких регионах вопросы образования регулируются только на основании федеральных законодательных актов, нормы которых имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Нормы региональных законов об образовании нередко получают развитие в законах, имеющих более узкий предмет регулирования. Например, к таким законам можно отнести закон Челябинской области «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке»11 и др.

Во многих субъектах принимаются специальные законы, направленные на регулирование финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Федерации, а также законы, устанавливающие специфику труда в образовательной сфере. Однако пока ни в одном субъекте Российской Федерации не создано системы законодательных актов, нормы которых обеспечили бы исчерпывающее правовое регулирование вопросов образования и воспитания в рамках компетенции субъекта с учетом местной специфики. На основании законов, как общих, так и специальных, издаются многочисленные нормативные правовые акты, нормы которых, в том числе, призваны заполнить пробелы, имеющие место на законодательном уровне. В результате преобладает «подзаконное» регулирование.

Подводя итог, можно констатировать, что и на федеральном, и на региональном уровнях формирование системы законодательства об образовании пошло по пути не законотворчества, а подзаконного нормотворчества. Этот путь формирования системы образовательного законодательства в определенной степени был предопределен самим законодателем, ибо в соответствии с нормой базового Закона законодательство РФ в области образования включает в себя не только Конституцию РФ, федеральные законы и законы субъектов Федерации, но также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому издание подзаконных актов прямо предусмотрено рядом норм Закона РФ «Об образовании», дающих отсылку к актам Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти. В то же время наличие отсылочных норм подчеркивает стремление законодателя обеспечить правильное развитие системы подзаконных актов - «не параллельно, а внутри сферы, очерченной законом».

Таким образом, право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылки для развития личности и общества в целом. Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Это право входит в международные стандарты прав человека. Оно закреплено в международных актах, законодательстве РФ и в законодательстве ее субъектов. Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Глава 2 РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§2.1 Гарантии реализации права на образование

Право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в «Законе об образовании», нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом.

Повышение доступности и эффективности образования является одним из важнейших стратегических ресурсов социально-экономического и общественно-политического развития России в ХХI веке.

В связи с продолжающейся в России реформой системы образования, а также с учетом постепенной интеграции нашей страны в единое европейское образовательное пространство, особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных гарантий права граждан на получение образования.

В широком смысле под термином «гарантии» понимается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод российских граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от различных нарушений.

Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан.

Что касается права человека и гражданина на образование, то оно обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Установление федеральным законодательством минимальных гарантий прав человека и гражданина в области образования следует рассматривать в качестве необходимых условий для обеспечения права на образование.

Можно выделить две самостоятельные группы гарантий реализации права на образование: гарантии реализации права на образование и гарантии качества образования. К первой группе относятся гарантии, направленные на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами – гарантии-условия реализации права. Это, прежде всего, наличие конституционно и законодательно закрепленных норм, регулирующих правоотношения в образовательной сфере и создание нормативно-правовой базы реализации этих норм. Ко второй группе относятся гарантии, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод личности – это гарантии-средства охраны права.

Что касается норм федерального законодательства, закрепляющих гарантии реализации права на образование, то необходимо отметить следующее. Конституция РФ, в статье 43, наряду с провозглашением права каждого человека на образование, закрепляет также гарантии этого права. Конституционные нормы получили развитие в нормах Закона РФ «Об образовании». Для граждан Российской Федерации особое значение имеет ст. 5 Закона, в которой определяются государственные гарантии их прав в области образования. Важнейшей из них является обеспечение государством права граждан на образование «путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования». При этом гарантируется равенство прав всех граждан Российской Федерации на получение образования, то есть «возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости».

Реализация конституционных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

Обретая законодательное выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство, законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы» . В области реализации социальных прав, к каковым относится право на образование, государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу.

Что касается законодательства субъектов РФ, то оно, наряду с подтверждением норм, содержащихся в федеральном законодательстве, может устанавливать дополнительные гарантии права на образование в конкретном субъекте, например с учётом местных национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона.

Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения зафиксировано также в Федеральном законе «О национально-культурной автономии». При этом установлено, что органы государственной власти РФ и субъектов РФ обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков.

В соответствии с Законом изучение русского языка во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, регламентируется государственными образовательными стандартами. При этом устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

На основании сказанного, можно сделать вывод, что федеральное законодательство в сфере прав граждан на свободный выбор языка обучения в целом соответствует взятым Российской Федерацией международным обязательствам и создает надлежащую правовую основу для реализации конституционного права на образование.

Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации. К сожалению, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется достаточно медленно, бессистемно, зачастую решая только оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Комитет готов оказывать консультативную помощь в создании образовательных кодексов субъектов Российской Федерации.

Ввиду того, что в соответствии с Конституцией РФ наряду с Федерацией правом законодательного регулирования отношений в сфере образования наделены и субъекты Российской Федерации, их подходы могут оказывать значительное влияние на возможности реализации права на образование, в связи с чем проблемы с реализацией права на образование в субъектах РФ могут возникать даже при наличии государственных гарантий в федеральном законодательстве.

Таким образом, подводя краткий итог необходимо отметить, что право человека и гражданина на образование обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Главным требованием, предъявляемым к таким гарантиям, является их действенность и эффективность: они должны обеспечить человеку и гражданину реальное пользование предоставленными Конституцией и законом благами.

§2.2 Проблемы реализации права на образование в Российской Федерации

Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий.

В этой ситуации главным условием инновационного устойчивого развития является способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан.

Всё это обуславливает первостепенную значимость образования в современной России.

Однако, к сожалению, что до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере. Это свидетельствует о том, что в системе прав и обязанностей участников образовательной деятельности имеют место несоответствия, что в свою очередь является доказательством того, что законодательство в данной сфере не в полной мере обеспечивает реализацию гражданами права на образование. Поэтому оно требует дальнейшего совершенствования. Для того чтобы работа по законодательному обеспечению права на образования носила целенаправленный характер, необходимо выявить те звенья в системе образования, в которых нарушения носят наиболее существенный характер.

Одной из важнейших проблем российского образования, создающей препятствия полноценной реализации гражданами конституционного права на образование является его хроническое недофинансирование. Так, Н. В. Васильева считает, что государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества12. В результате уже сейчас остро проявляются проблемы дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности, не всегда высокой квалификации преподавателей. В сложившейся ситуации преподаватели имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. По всей видимости, при сохранении прежних параметров, отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования.

Хотя российские педагогические вузы ежегодно готовят достаточное количество выпускников-педагогов, но молодые специалисты крайне неохотно идут работать в учебные учреждения из-за очень низкого уровня заработной платы.

В связи с этим в ближайшее время необходимо не только воссоздать, но и повысить престиж профессии педагога, позитивно изменить мотивацию преподавателей и учителей, в первую очередь, к педагогическому труду, а также к плодотворному участию в модернизации отечественной системы образования в целом. Добиться этого можно за счет повышения статуса педагога благодаря участию в профессиональных конкурсах и программах различного уровня и направленности, особенно на региональном уровне; увеличения финансирования отрасли из государственных и частных источников, а также расширение общественного участия в управлении образовательными учреждениями, в том числе развитие управляющих и попечительских советов, формирование социального заказа на образовательные услуги.

Не смотря на предпринимаемые государством в последнее время усилия, ситуация остается сложной. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, с другой - не готово к наращиванию затрат в образовательной среде в необходимых объемах, что ведет к снижению участия государства в обеспечении образовательных прав граждан. Назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании.

Одним из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, гарантирующим реализацию права на образование является принцип общедоступности и бесплатности образования в России.

Необходимо отметить, что указанный принцип нарушается, к сожалению, уже на уровне дошкольного образования. Несмотря на значительный массив нормативных правовых актов по дошкольному образованию, в Российской Федерации до настоящего времени наблюдается массовое нарушение конституционного права граждан на получение дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг. 13 В Российской Федерации повсеместно имеются очереди для определения детей в дошкольные образовательные учреждения. Вместе с тем, следует отметить, что по отношению к вопросу о правомерности самого наличия очереди в детские сады судебная практика противоречива. Одни суды не считают наличие очереди нарушением конституционного права на образование, в то время как другие приходят к выводу, что реализация конституционного права на образование, в том числе дошкольное, не может быть поставлена в зависимость от фактического наличия мест в дошкольных образовательных организациях. В качестве примера первого подхода можно привести Апелляционное определение Омского областного суда от 16 апреля 2014 г. по делу № 33-2072/201414. Суд определил, что само по себе наличие очереди на получение мест в детском саду нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования, несмотря на то, что в городе не хватало мест для всех желающих и количество групп в существующих детских садах было недостаточно. Суд указал, что со стороны органов местного самоуправления отсутствовало бездействие, поскольку обеспечен порядок постановки на учет детей, нуждающихся в получении места, порядок учета льгот на поступление, предпринимались меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками. В качестве примера второго подхода, когда нехватка мест в детских садах все же рассматривается как невыполнение органами местного самоуправления своих обязанностей, можно привести Апелляционное определение Архангельского областного суда от 30.06.2014 № 33-311215. В данном решении суд указал, что органы местного самоуправления обязаны принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.

В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования. Одним из способов решения проблема нехватки мест в детских садах может стать открытие частных групп временного пребывания или же частных детских садов. Для этого необходима поддержка государства. Еще один способ это организация дошкольных групп при школах.

Таким образом, в системе образования можно выделить следующие проблемы, во-первых, хроническое недофинансирование системы образования, во-вторых, комплекс проблем в области реализации права на образование, связанных с расслоением российского общества. В качестве решения перечисленных выше проблем сегодня необходимо разработать новые правовые средства и методы, такую государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.

Подводя итог, необходимо отметить, что, право человека и гражданина на образование, обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Несмотря на значительное число достоинств, присущих отечественной системе образования, к сожалению, на сегодняшний день реализация конституционного права на образование в России сопряжена с множеством серьёзных проблем, требующих безотлагательного решения. В качестве решения этих проблем сегодня необходимо разработать новые правовые средства и методы, такую государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.

Заключение

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Законодательно установлено

В п. 3 ст. 8 федерального закона «Об образовании в РФ» установлено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

Недостатки

Одним из недостатков этого положения является то, что муниципальные образовательные учреждения получают финансирование только из бюджета и не допускает привлечение средств от частных лиц.

Предложение

Внести изменения в ст. 8 Федерального закона « Об образовании РФ», дополнив ее следующими словами «… а также пожертвованиями частных лиц.» В настоящее время спонсорские средства на поддержку учебных структур относятся после уплаты налогов на чистую прибыль предприятий. Это делает спонсорскую помощь крайне невыгодной.

Обоснование

Введение данных изменений позволит установить финансовые гарантии функционирования образовательных учреждений.

Законодательно установлено

В законодательстве установлена полная свобода выбора выпускниками места работы.

Недостатки

Одним из недостатков этого положения является невозможность государства привлечь выпускников к работе по специальности.

Предложение

Ввести элементы механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов.

Обоснование

Введение данных изменений позволит государству обеспечить образовательные учреждения необходимым персоналом.

Реализация права на образование в Российской Федерации сопряжено с рядом трудностей препятствующих обеспечению этого права в полном объеме: недофинансирование образования, качество образования; отсутствие дополнительных льгот для отдельных категорий граждан в целях доступности образования - детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I и II группы и др. В этой связи предлагается ежегодно определять на федеральном уровне и субъектов РФ фиксированный процент от бюджета на развитие образования и меры по обеспечению доступности образования для вышеуказанных категорий граждан. Проблемы привлечения кадров в сферу образования можно решить путем создания целевой поддержки талантливых молодых специалистов и введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов.

В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. Однако до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере. Право на образование – это конституционное установление, составляющее основы правового статуса личности, именно государство с его возможностями должно стать подлинным гарантом конституционных прав личности; в том числе в сфере образования. Меры государственной поддержки образования нужно сочетать с усилением роли государства в обеспечении соответствия образовательной деятельности запросам личности и общества.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995. − № 140.

  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года // Ведомости СССР. − 1976. − № 17. − Ст. 291.

  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. − 1993. − №237.

  4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. − 2012. − № 53. − Ст. 7598.

  5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. − 1998. − № 31. − Ст. 3802.

  6. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» //СЗ РФ. − 1996. −№ 35. − Ст. 4135.

  7. Закон Челябинской области «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» 14 декабря 1996 года № 40-ОЗ. // Справочно−правовая система «Консультант Плюс».

Судебная практика

  1. Апелляционное определение Омского областного суда от 16 апреля 2014 г. по делу № 33-2072 // Справочно−правовая система «Консультант Плюс».

  2. Апелляционное определение Архангельского областного суда от 30.06.2014 № 33-3112 // Справочно−правовая система «Консультант Плюс».

Учебники и учебные пособия

  1. Баглай М. В., Конституционное право Российской Федерации, − М.: Норма, 2007.− 360 с.

  2. Богданова Н.А. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2008.

  3. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право.– М.: Норма, 2007. – 213 с.

  4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. − М.: Юристъ, 2007. − 580 с.

  5. Конституционное право России. /Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - Екатеринбург, 2006.

  6. Конституционное право. /Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Норма, 2008.

  7. Лазовский Л.Ш., Райнсберг Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.: Инфра. − М, 2007 .

  8. Мирошникова В.А. Комментарий к конституции РФ. − М.: Тандем, 2005.

  9. Петров A.H., Пошибякина E.H., Кураков А.Л. Региональная система образования: социально-экономическое управление. − M.: Вуз и школа.− 2006. С. 153.

  10. Туинова И.О., Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, – М.: Норма, 2008.− 280 с.

  11. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. − М.: Норма, 2006. – 112 с.

Статьи и научные публикации

  1. Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2011. – 255 с.

  2. Гаврищук В.В. Права граждан России в области образования: государственные гарантии. // Право и образование. −2007. −№ 3.

  3. Ильичев И.Е. О правовых основах сферы образования в Российской Федерации. – Право и образование. – 2007. - № 2.

  4. Озеров В.А. Правовые основы образования в Российской Федерации. − Право и образование. − 2007. − № 3.

1 Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995. № 140.

2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года // Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

3 Хартии Европейского Союза об основных правах от 12 декабря 2007 года // Законодательство ЕС. 2007.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. №237.

5 Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7598.

6 Указ Президента РСФСР «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991года // Ведомости СССР. 1991. № 47. Ст. 1123.

7 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года //Международное право в документах. Сост. Н.Т. Блатова. М.: Юрид. лит. 1982. С. 302−308.

8 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года // Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

9 Закон РСФСР « О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 года // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

10

11 Закон Челябинской области «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» 14 декабря 1996 года № 40-ОЗ. // Справочно−правовая система «Консультант Плюс»

12 Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М: ЗАО «Изд-во «Экономика». 2011. С. 255

13 Петров A.H., Пошибякина E.H., Кураков А.Л. Региональная система образования: социально-экономическое управление. — M.: Вуз и школа.-2006. С. 153.

14 Апелляционное определение Омского областного суда от 16 апреля 2014 г. по делу № 33-2072 // Справочно−правовая система «Консультант Плюс».

15 Апелляционное определение Архангельского областного суда от 30.06.2014 № 33-3112 // Справочно−правовая система «Консультант Плюс».

Просмотров работы: 40487