РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Карпельева Ю.А. 1
1Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Происходящие в современном мире глубокие экономические изменения стимулируют повышение конкурентоспособности отечественных вузов на мировом образовательном рынке. С внедрением государственных вузов в сферу рынка, под влиянием которого происходит их переход из государственных учреждений в самостоятельные финансово-хозяйственные субъекты со статусом юридического лица. В данной ситуации появляется необходимость в совершенствовании финансового механизма отечественной системы образования. Практика показывает, что в системе высшего профессионального образования отсутствует организованный механизм финансирования учреждений, оптимально сочетающий государственные и рыночные инструменты регулирования экономических отношений.

Развитие экономических отношений в современных условиях требует структурно-функциональных преобразований образовательных учреждений. В настоящее время наблюдается циклическое запаздывание реакций образовательного рынка на ситуации, происходящие на рынке труда, в результате которого возникают периоды избытка специалистов по одним направлениям и их дефицита по другим специальностям, имеющим особое значение и необходимым обществу и экономике страны. В связи с этим также появляется необходимость создания более толерантной системы, которая будет формировать условия для свободного и эффективного партнёрства между вузами и предприятиями, а также бизнес-сообществами при поддержке государства. Это вносит серьезные изменения в образовательную политику вузов и оказывает большое влияние не только на подготовку специалистов, но и на развитие экономических отношений в системе высшего профессионального образования.

В связи с происходящими процессами глобализации и вступлением России в международные экономические организации, подписание в 2003 году «Болонского соглашения» особое значение приобретает исследование развития российского рынка образовательных услуг в системе высшего профессионального образования. Возникающие перед Россией задачи получения конкурентных преимуществ на мировом образовательном рынке, усиление взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, экономического обоснования источников финансирования и их объемов для подготовки профессиональных кадров; участие государства в решении проблем вузов – являются приоритетными направлениями развития рынка образовательных услуг в нашей стране. Требуется всеобщая модернизация образовательной системы, доступность высшего образования для всего населения России и рост его качества, в соответствии с мировыми стандартами.

В виду недостаточного объема государственного финансирования высшего образования принципиальными являются вопросы о платежеспособности населения и пределах коммерциализации высших школ.

Структуру профессионального образования в России составляют начальное, среднее, высшее и дополнительное и послевузовское профессиональное образование. Особую роль в реформировании системы профессионального образования занимает реформа системы высшего профессионального образования.

Целью профессиональной подготовки на базе среднего профессионального образования является приобретение человеком знаний, умений и соответствующих компетенций для выполнения работы, связанной с функциональными обязанностями рабочей профессии. Такая подготовка осуществляется в образовательных учреждениях и на базе учебных цехов и комбинатах, организуемых крупными промышленными предприятиями.

Получение профессионального образования любого уровня позволяет человеку освоить любую профессию и соответствующую квалификацию.

После присоединения России к Болонскому соглашению, в нашей стране повсеместно и интенсивно вводится Болонская система образования. Болонский процесс – это процесс добровольного сотрудничества образовательных систем европейских стран, направленный на создание общего образовательного и научного пространства. В вузах вводится двухступенчатая система преподавания: первая ступень – бакалавриат, вторая – магистратура. Болонская система образования создает условия для свободного перемещения студентов и обладателей дипломов и/или квалификаций в пределах Европейского пространства, углубленного взаимодействия между отдельными вузами в научно-исследовательской деятельности, последующего расширения культурной и гуманитарной связи между участвующими государствами и укрепления образовательного и экономического сотрудничества между ними. Таким образом, российские студенты будут получать знания европейского уровня, а также получат возможность поступать в магистратуру и продолжать обучение в странах ЕС.

Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кандидатов и докторов наук – научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации.

К программам дополнительного профессионального образования относятся:

- программы краткосрочного повышения квалификации;

- программы повышения квалификации;

- программы профессиональной переподготовки.

Основными производителями образовательных услуг в системе высшего образования в России выступают государственные и негосударственные высшие учебные заведения, формирующие предложение на образовательном рынке. Физические лица, которые получают образование и те, что оплачивают образовательные услуги для их предоставления третьим лицам (предприятиям, организациям) – формируют спрос. Ключевым звеном в такой цепи остаётся государство.

Образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [13].

В современных условиях образование одновременно выступает в двух категориях: образовательное благо, которое носит общественный характер и во многом предопределяет общественное благосостояние; и образовательная услуга – комплекс действий, направленный на сознание человека, обеспечивающий реализацию потребности в получении знаний и умений с целью приобретения профессии или квалификации [2].

Рынок – организованная структура, где в результате взаимодействия предложения продавцов и спроса потребителей устанавливаются цены на товары и объем их продаж.

Рынок образовательных услуг образуется в результате экономических взаимоотношений и связей между физическими и юридическими лицами в процессе производства и получения образования.

Чем плодотворнее и, в конечном итоге, незаменимей образовательный продукт, тем выше будет его потребительная стоимость на рынке. Знания и компетенции, полученные специалистами в процессе обучения, реализуются ими на рабочем месте через профессиональные функции. Существует прямая связь между темпами экономического роста и степенью развития образовательной сферы. Результат труда, который предопределяет качество общеэкономического развития страны, зависит от качества профессиональной подготовки специалиста.

Рыночные механизмы в сфере образования требуют государственного регулирования: создание потребительной стоимости образовательных услуг, общие стандарты образования, квалификационные требования и т.д.

В настоящее время возникают проблемы качества и экономичности образования. Проводимые в регионах социологические исследования показывают, что система высшего профессионального образования в России у населения достаточно востребована. Высшее образование становится инструментальной ценностью и приоритетной необходимостью для успешной жизнедеятельности различных слоев населения страны. По результатам опросов, проводимых компанией «РосБизнесКонсалдинг», более половины участвующего в опросе населения рассматривают систему профессионального образования, и в частности получение высшего образования, как абсолютную ценность для себя и для своих детей [16].

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. большую часть населения России, в возрасте от 15 лет составляют граждане, имеющие среднее профессиональное (25,1%) и высшее профессиональное (23,9%) образование. Наименьшую часть составляют граждане с послевузовским профессиональным (0,7%) и не полным высшем профессиональным (1,5%) образованием. 3,4 % граждан страны не имеют основного общего образования (рисунок 1) [16, с. 8].

Количество образовательных учреждений высшего профессионального образования как государственных, так и негосударственных увеличивалось до 2008 г., когда достигло соотношения 660 к 474 соответственно. Далее наблюдается снижение – до 634 государственных учреждений высшего профессионального образования и 446 негосударственных учреждений в 2011 году [17].

Уменьшение количества образовательных учреждений высшего профессионального образования в ближайшие годы будет продолжено и может быть связано с взятым курсом Министерства образования и науки Российской Федерации по укрупнению образовательных единиц, а также закрытием вузов и сокращением филиалов.

Рисунок 1. Уровень образования в России

Численность студентов по всем программам высшего профессионального образования увеличивалась, начиная с 2000/01 учебного года. Далее происходит постепенный спад численности студентов, на начало 2011/12 учебного года, данный показатель составил 6490,0 тысяч человек. Спад численности студентов эксперты связывают с низкой рождаемостью в переходный период.

Согласно данным статистики, коэффициент рождаемости населения (общее число родившихся на 1000 человек) в 1990 г. составлял 13,4; к 1995 г. он сократился более чем на 30. Кризис 1998 г. усилил тенденцию снижения рождаемости – в 2000 г. коэффициент рождаемости в России детей достиг минимального значения с 70-х гг. 20 в. и составил 8,7. Начиная с 2001 г. начинается процесс постепенного увеличения рождаемости, однако следует отметить, что до сих пор не достигнут уровень рождаемости 1990 года.

Динамика численности студентов по государственным и негосударственным программам высшего профессионального образования выглядит следующим образом.

В государственных и муниципальных вузах численность студентов росла с каждым новым учебным годом с 2000 г., пик численности студентов пришелся на 2008/09 учебный год (6214,8 тыс. человек). В 2011/12 учебном году численность студентов снизилась до 5453,9 тыс. человек.

В негосударственных вузах численность студентов за период 2000-2009 гг. возросла практически в 3 раза с 470,6 до 1298,3 тыс. человек, далее произошел спад и на начало 2011/12 учебного года негосударственные вузы насчитывали 1036,1 тыс. человек [16, с. 10-13; 17].

Самыми популярными направлениями подготовки, как в государственных, так и в негосударственных вузах, являются «Экономика и управление» и гуманитарные специальности, при существенном недостатке специалистов, обеспечивающих инновационное развитие. Это технические (инженерные) и естественнонаучные специальности, в которых особенно нуждается экономика нашей страны. Основная причина этого – набор негосударственными вузами дополнительных групп на коммерческой основе.

Выбор будущей профессии абитуриентами основывается на главном мотиве – получении высшего образования. Основная цель получения высшего образования у такой категории абитуриентов – это желание больше зарабатывать в дальнейшей жизни. Другие рассматривают получение высшего образования, как способ занять более высокое положение в обществе. Только некоторые абитуриенты поступают в вуз ради получения конкретных знаний, определенной профессии, которой собираются посвятить себя в будущем. Результат такого выбора в большинстве случаев не соответствует личным интересам, а также интересам общества и работодателей. Последствия такого выбора создают серьёзные проблемы с трудоустройством выпускников и эффективной занятостью молодых специалистов. Из этого следуют противоречия, возникающие между профессионально-образовательными мотивами и ожиданиями молодежи и фактической ситуацией на рынке труда.

На выбор абитуриентами вуза влияют следующие показатели:

- престиж образовательного учреждения,

- хорошие преподаватели,

- наличие учебной программы по интересующей специальности,

- возможность получить диплом государственного образца,

- наличие бюджетных мест,

- уровень организации учебного и внеучебного процесса,

- расположение вуза.

Главными проблемами системы российского образования, по мнению студентов, является слабое взаимодействие с компаниями-работодателями, социальная и экономическая нестабильность в обществе, систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

В качестве преимуществ Болонского процесса студенты считают более высокую вероятность поступления в зарубежные вузы благодаря единым стандартам, возможность получить степени бакалавра и магистра по смежным дисциплинам, возможность получить высшее образование за 4 года (степень бакалавра), самостоятельный выбор курсов и активное участие студентов в планировании учебного процесса.

Главным недостатком Болонской системы образования студенты называют не востребованность бакалавров на российском рынке труда.

Определяя целесообразные условия функционирования образовательной системы и в конечном итоге эффективную общеэкономическую пользу, необходимо добиться равновесия между затратами на подготовку специалиста и его финансово-организационным вкладом в общественное производство. Часто возникает ситуация, что подготовленные за счет государственного бюджета специалисты не попадают на рынок труда и не обеспечивают тем самым потребности экономики страны в соответствующих специалистах, не компенсируя затраченных на их подготовку средств обществу. Определенное количество выпускников вузов занимают рабочие места, которые не соответствуют их базовому образованию. Эти специалисты не отягощены абсолютно никакими обязательствами перед государством, которое финансировало их подготовку. Между тем специалисты, подготовленные за счет личного бюджета или бюджета предприятия, вступая в трудовые отношения, обязаны вернуть средства в личный бюджет или отработать на предприятии, оплатившем их подготовку.

Для современного рынка труда характерно появление четкого противоречия между профессиональной компетентностью выпускника и фактическими потребностями работодателя в плане реализации его профессиональных функций на рабочем месте. Система высшего образования в своей деятельности ориентирована на спрос государства (подготовка специалистов бюджетной сферы, а также государственных и муниципальных служащих) и населения, который существенно противоречит спросу работодателей. Проблема высших образовательных учреждений в том, что большинство выпускников не имеют практических навыков и необходимых компетенций для последующей трудовой деятельности. Эта проблема существенно сказывается на ситуации при трудоустройстве молодых специалистов.

По закону «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов» объем доходов планируется на уровне 12,87 трлн. руб., расходов – 13,39 трлн. рублей. При этом по данным таблицы 1 расходы «Министерства образования и науки» по разделу «Образование» предусмотрены в объеме 605,7 млрд. руб. со снижением их к 2015 г. до уровня 573,6 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. составляют 0,91% ВВП. В плановом периоде произойдет существенное сокращение расходов федерального бюджета на образование как доли от валового внутреннего продукта: доля в ВВП этих расходов снизится почти на четверть и составит 0,74% ВВП – в 2014 г. и 0,69% ВВП – в 2015 году.

Сокращается в ВВП и доля расходов консолидированного бюджета на образование: с 4,5% в 2013 г. до 3,6% в 2015 г. (в 2014 г. – 3,9%).

Таблица 1. Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. (тыс. руб.)

 

2013

2014

2015

ОБРАЗОВАНИЕ

605667539,4

547728956,5

572587621,7

Дошкольное образование

7 564 839,40

6 025 493,40

5 680 811,30

Общее образование

67 380 787,50

19 325 189,90

19 047 611,50

Начальное профессиональное образование

4 339 408,70

4 469 225,10

4 477 099,60

Среднее профессиональное образование

3 603 306,10

3 625 696,80

3 792 059,10

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

6 407 546,90

6 437 240,10

6 469 233,90

Высшее и послевузовское профессиональное образование

477 238 473,70

484 106 114,10

513 536 938,00

Молодежная политика и оздоровление детей

5 293 104,70

5 297 267,20

1 035 565,20

Прикладные научные исследования в сфере образования

12 521 722,20

9 426 335,00

9 824 604,70

Другие вопросы в сфере образования

21 318 350,20

9 016 394,90

8 723 698,40

Кроме того, в течение 2013-2015 гг. в федеральном бюджете планируется существенное изменение структуры расходов по уровням образования.

К 2015 г. в расходах на образование федерального бюджета более чем в 3 раза сокращается удельный вес расходов на общее образование – с 11,1% до 3,3% (таблица 2).

Еще сильнее уменьшается удельный вес расходов на молодежную политику – в 4,5 раза. Удельный вес расходов на начальное и среднее профессиональное образование увеличен всего на 0,1 %, а на дошкольное образование – сокращается с 1,2% до 1%. Практически неизменными остаются расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Удельный вес расходов на прикладные научные исследования и на пункт «другие вопросы в сфере образования сокращается на 20% (это более чем в 2 раза). Доля расходов на «Высшее и послевузовское профессиональное образование» составляет в 2013г. 78,8%, в плановых 2014 – 2015 гг. 88,4% и 89,7% соответственно.

Таблица 2. Структура расходов на образование ФБ на 2013-2015 гг.

 

2013

2014

2015

ОБРАЗОВАНИЕ

100,00%

100,00%

100,00%

Дошкольное образование

1,20%

1,10%

1,00%

Общее образование

11,10%

3,50%

3,30%

Начальное профессиональное образование

0,70%

0,80%

0,80%

Среднее профессиональное образование

0,60%

0,70%

0,70%

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

1,10%

1,20%

1,10%

Высшее и послевузовское профессиональное образование

78,80%

88,40%

89,70%

Молодежная политика и оздоровление детей

0,90%

1,00%

0,20%

Прикладные научные исследования в сфере образования

2,10%

1,70%

1,70%

Другие вопросы в сфере образования

3,50%

1,60%

1,50%

Сокращение расходов федерального бюджета на молодежную политику и программы по оздоровлению детей драматично: с 5,3 млрд. руб. в 2014 г. до 1,0 млрд. руб. в 2015 году. К сожалению, это свидетельствует о том, что данные направления перестают быть приоритетными для федерального центра.

Как видно из таблицы 3 сопоставление федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. с бюджетом на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. (до их изменения 5 июня 2012 г.) показывает существенное улучшение параметров расходов ФБ на образование.

Особенно улучшены параметры расходов на «Высшее и послевузовское образование». Однако необходимо отметить, что даже при таком росте расходов бюджета на сферу высшего образования, в 2014 г. они оказываются ниже запланированного уровня инфляции (рост расходов в номинальном выражении на 1,4% при инфляции в 5,5%). Только в плановом 2015 г. рост расходов на высшее и послевузовское образование немного обгоняет инфляцию – расходы вырастут на 6%, а инфляция на 5%. По остальным позициям расходы федерального бюджета либо снижаются, либо их рост оказывается ниже запланированного уровня инфляции.

Таблица 3. Расходы на образование ФБ на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. и расходы на образование ФБ на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг.* (тыс. руб.)

 

Проект ФБ на 2013-2015 гг.

Бюджет на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг.

 

2013

2014

2015

2012

2013

2014

ОБРАЗОВАНИЕ

605 667 539,40

547 728 956,50

572 587 621,70

586295076,2

538959154,6

478418293

Дошкольное образование

7 564 839,40

6 025 493,40

5 680 811,30

6 533 560,80

6 792 006,00

5 768 612,70

Общее образование

67 380 787,50

19 325 189,90

19 047 611,50

91514042,8

67296731,4

30192949,4

Начальное профессиональное образование

4 339 408,70

4 469 225,10

4 477 099,60

4 665 253, 00

4 203 471,30

4 394 709,90

Среднее профессиональное образование

3 603 306,10

3 625 696,80

3 792 059,10

5 072 627,80

4 346 390,70

4 301 538,10

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

6 407 546,90

6 437 240,10

6 469 233,90

6 606 550,40

6 690 087,20

6 679 757,40

Высшее и послевузовское профессиональное образование

477 238 473,70

484 106 114,10

513 536 938,00

421 505 960,20

415 971 081,10

411 742 266,60

Молодежная политика и оздоровление детей

5 293 104,70

5 297 267,20

1 035 565,20

5 454 697,30

5 414 783,40

5 518 583,60

Прикладные научные исследования в сфере образования

12 521 722,20

9 426 335,00

9 824 604,70

20 567 880,60

6 200 265,80

7 37 567,20

Другие вопросы в сфере образования

21 318 350,20

9 016 394,90

8 723 698,40

24 374 503,30

21 854 337,70

9 082 308,10

* До корректировки Федерального бюджета на 2012 г. 5 июня 2012 г.

Вхождение России в международные экономические организации формирует новые требования и качества взаимоотношений в структурных и институциональных изменениях отечественной экономики. Вступление России в Болонский процесс предполагает расширение финансирования развития образовательной системы, организационно-правовое реформирование высших школ, создание партнерских отношений в системе «вуз - предприятие» через слияние образования и бизнеса, создание номенклатуры специальностей, соответствующей потребностям рынка труда, формирование рыночной стратегии образования с учетом динамики демографических процессов.

Эти факторы усиливают процессы интеграции национальных экономик, в том числе и в образовательной сфере. Мировое образовательное пространство предусматривает систему, с общими принципами функционирования и целостной правовой основой мобильности и востребованности выпускников. Работоспособность данной системы достигается при разработке единых нормативных документов и регламентов подготовки специалистов, что предполагает неотъемлемость образовательных стандартов и комплексов компетенций, получаемых специалистами по отраслевой принадлежности.

Процессы глобализации и возрождение рынка в экономической системе России способствует «открытию» национальных границ, свободе перемещения студенческих и преподавательских потоков в пределах Европейского образовательного пространства. Совершенствование системы международных организационно-экономических взаимоотношений увеличивает количество международных проектов в образовательном секторе, а также увеличивает создание фондов и ассоциаций высших школ. Целью реформ в системе высшего образования является социально-экономическое развитие страны, повышение эффективности расходования денежных средств на развитие образовательной системы через включение выпускников высших учебных заведений в общественное производство.

Преимуществами автономного учреждения, как организационно-правовой формы вуза является предоставление большей хозяйственно-экономической самостоятельности (кроме объёма государственных (муниципальных) заданий и обязательств автономное учреждение вправе по своему усмотрению выполнять работы; оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, на коммерческой основе; в результате доходы от собственной деятельности автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создаётся); финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего раздела бюджетной системы Российской Федерации и иных, не запрещенных законом источников, что позволяет открывать счета в кредитных организациях и принципиально повышает финансовую самостоятельность автономных учреждений по сравнению с бюджетными учреждениями, которые осуществляют свою деятельность через казначейскую систему [14].

Приоритетным направлением развития экономических отношений в образовательной системе является диверсификация финансовых источников. Для привлечения внебюджетных средств в отрасль высшего образования вузам требуется использовать различные инструменты и механизмы государственного финансового стимулирования для мобилизации средств организаций и граждан. Расширение источников финансирования стимулирует платежеспособный спрос на образовательном рынке; обеспечивает доступность высшего профессионального образования широким слоям населения; увеличение объема финансовых ресурсов в вузах.

Привлечение финансирования со стороны организаций, практика образовательного кредитования населения позволяют компенсировать недостаток финансовых ресурсов в вузах при ограниченном объеме бюджетного финансирования и недостаточном платежеспособном спросе граждан.

Развитие экономических отношений в системе отечественного образования сопровождается существенными противоречиями между ее субъектами. Отсутствие своевременного реагирования вузами на сигналы рынка труда приводит к недостаточному объему выпуска специалистов, структурно соответствующим текущим изменениям спроса на квалифицированный труд. Также к проблемам системы высшего образования относят то, что организация подготовки специалистов по новым направлениям требует от 6 месяцев до нескольких лет (период обучения в среднем составляет от 4 до 6 лет).

Невзирая на заявления вузов о практикуемом ими клиенто-ориентированном подходе, рынок образовательных услуг в нашей стране пока остается рынком продавца. Производимая высшей школой услуга не в полной мере соответствует запросам конечных потребителей данной услуги, а также то, что потребитель не всегда может конкретно сформулировать свои требования при обращении в вуз, приводят к проблеме соотношения спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Соотношение спроса и предложения – это динамичная характеристика рынка. Сложность в выявлении подлинных интересов состоит в том, что производители работают с уже сформулированными запросами, а потребители с уже сформулированным предложением (конкретные программы обучения). Интересы обеих сторон не учитываются, так как находятся за пределами экономической значимости. Это приводит к запаздыванию реакций образовательного рынка на изменение ситуации на рынке труда, и является причиной циклических колебаний, состоящих из периодов, когда возникает противоречие между спросом и предложением на рабочую силу. Периоды таких колебаний обусловлены отсутствием системы социального заказа на пользующиеся большим спросом специальности, и отсутствием механизма для регулирования переизбытка рабочей силы (предложения) по отдельным профессиям.

Для регулирования ситуации на рынке образовательных услуг можно использовать следующие методы. Первый метод заключается в необходимости спровоцировать изменения в спросе с помощью формирования соответствующего товарного предложения. На образовательном рынке этого можно добиться по средствам регулирования нормативной базы системы высшего образования, увеличения перечня образовательных услуг, расширения сети образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку специалистов необходимых направлений; повышение престижности профессий с помощью идеологии и общественного мнения. В данном случае «предложение товаров» будет средством или орудием воздействия.

Второй метод реализуется в обратном порядке действий. «Спрос» играет роль средства, а изменения объема и структуры предложения товара являются следствием изменения в темпах развития спроса, которые были предприняты организациями и органами государственного управления. Повлиять на спрос можно с помощью изменения размера совокупных денежных доходов населения. Этого можно добиться путем выброса в оборот дополнительной денежной массы или ее существенного ограничения.

Третий подход считается наиболее эффективным и результативным для регулирования рынка образовательных услуг, так как одновременно влияет и на предложение, и на спрос [9].

Расширяющаяся коммерциализация высшего профессионального образования приводит к противоречию, вуз выступает одновременно как социальный институт и как субъект рыночных отношений. Вузы, с одной стороны, производят общественное благо — образование, одинаково доступное для всех граждан, которое оплачивает государство, с другой – удовлетворяют потребность граждан в получении высшего образования, проводя обучение еще и на коммерческой основе.

Из этого следует два определения вуза: вуз является субъектом общества и государства, и выступает в роли социального института, образовательного, научного и культурного центра, который удовлетворяет общественные потребности и выполняет государственный заказ на подготовку специалистов. Второе определение, вуз является субъектом рыночных отношений, который выступает в качестве производителя образовательных услуг, свободно реализующий свою продукцию на рынке. В последнем случае государственный вуз, в отличие от негосударственного, является некоммерческой организацией, и, заботясь о своих доходах, занимается предпринимательской деятельностью для достижения поставленных целей. Главным на сегодня становится вопрос о пределах коммерциализации высших школ: как широко вузам позволено развивать предпринимательскую деятельность без потери своего социального общественно-значимого статуса. Свойства и функции вуза как социального института серьезно ограничивают сферу рыночных отношений, основная роль здесь принадлежит государству.

Выявленные факторы и противоречия взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на экономические отношения рынка образовательных услуг. Процесс реформирования экономических отношений образовательной системы приводит к возникновению негативных ситуаций, которые являются неизбежными и должны спокойно восприниматься в обществе. Данные ситуации должны оцениваться как сигналы о необходимости модернизации, что предполагает качественно новый подход к решению кризисных ситуаций и обеспечивающий отношение к ним как к ситуациям, проводящим перестройку и в дальнейшем развитие экономических отношений в образовании в целом.

Важнейшими тенденциями развития экономических отношений в образовательной системе является интеграция образовательных учреждений. Для формирования системы оценок потребности в специалистах и качества образования необходимо создавать федеральные и региональные центры, объединяющие несколько вузов, главной целью работы которых станет обеспечение партнёрских отношений между вузом и бизнес-сообществом, подготовка высококвалифицированных кадров с необходимыми для бизнеса профессиональными навыками и направленных на приоритетные отрасли экономики.

Система высшего образования должна перейти на качественно новый уровень в своем развитии с освоением инновационных методов образования и с сохранением традиций и преемственности научного знания, а именно: поддержание высоких стандартов высшего образования; подготовку высококвалифицированных кадров, адекватно реагирующих на изменения на рынке труда.

Такая структура обеспечивает своевременный контроль за качеством образовательного процесса на реализующих его уровнях и изменение системы высшего образования, способствующие сохранению высокого темпа экономического развития и быстрого обновления технологической базы в сфере сервиса. На сегодняшний день высшие школы являются полноправными субъектами рыночной экономики и самостоятельно определяют направления своего развития, цели и методы для их достижения. Повышение требований общества к качеству образования стимулирует кардинальное обновление технологий обучения, быстрое изменение организационных и экономических условий деятельности вузов. В этих условиях также обостряется конкурентная борьба на образовательном рынке, постоянно меняется позиция государства в отношении высшей школы.

В условиях модернизации системы высшего образования и неустойчивой экономической ситуации в России особое значение приобретает обеспечение финансовой стабильности образовательного процесса в высших учебных учреждениях [11].

Последние несколько лет сфера российского образования находится в центре пристального внимания. Осознание снижения качества российского образования, остро стоящие проблемы перехода учащихся из школы в вуз, процессы глобализации, коснувшиеся и сферы образования, требующие полноценного сопоставления образовательных программ и стандартов отечественной системы образования с мировыми трендами – все эти факторы привели к реформированию системы образования в России.

Задачами реформ стало: развитие системы негосударственного высшего образования, расширение платного образования и спектра образовательных услуг, появление новых специальностей, внедрение многоступенчатой системы высшего образования.

Пока не будут четко определены приоритеты государственной экономической политики, реформа системы образования так и останется неэффективной. Большинство проблем, которые испытывает сфера образования, носят экономический характер. Когда экономика страны успешно развивается, система образования получает заказ на подготовку кадров, что обеспечивает развитие экономике и трудоустройство выпускников образовательных учреждений в различных сферах деятельности. Образование в инновационной экономике играет на опережение и создает кадровый задел для быстро развивающихся секторов экономики и способствует созданию новых. А если об инновациях и высоких технологиях ведутся одни разговоры, система образования не получит необходимого импульса к развитию.

Переходя к преобразованию высшей школы, необходимо помнить о традициях российского образования, которые позволили сформировать целую плеяду представителей науки, признанных мировым сообществам, о ее особенностях и фундаментальности. Получение положительных результатов модернизации, предусмотренной в образовательной сфере, во многом зависит от политики органов управления и уровня проработки созданной программы развития, от степени включенности отечественных вузов в Болонский процесс. От своевременного и правильного решения проблем преобразования экономических отношений в системе образования, во многом будет зависеть качество образования, уровень профессиональной подготовки выпускников и эффективность их деятельности в системе общественного производства. На сегодняшний день главная задача реформ системы образования предполагает интеграцию в мировое образовательное сообщество с сохранением того лучшего, что имеет отечественная система образования. Отсюда возникает необходимость решения следующих задач: повышение качества российского образования, его привлекательности и конкурентоспособности, поддержанию фундаментального характера высшего образования в России и степени образованности общества через механизм всеобщей доступности образования и совершенствование механизма финансирования вузов, обеспечение достойной оплаты преподавательскому составу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

  1. Байденко В. И., Селезнева Н. А., Карачарова Е. Н. Концепция российского мониторинга Болонского процесса. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 70 с.

  2. Долятовский В.А., Мазур О.А Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг - Ростов-на-Дону: РГЭУ-НИЭУП,2006, С21-26.

  3. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" № 3 (66), 2013 г. Кузьминов Я.И., Мигунова Д.Ю., Шувалова О.Р. «Учреждения профессионального образования на рынке образовательных услуг: стратегии руководителей»

  4. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" № 1 (64), 2013 г. Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К. «Статистическая характеристика системы профессионального образования: 2000–2011 гг.»

  5. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" № 4 (58), 2012 г. Красильникова М. Д., Бондаренко Н. В. «Анализ взаимосвязей системы образования и рынка труда в России за последние 5 лет»

  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393

  7. Лобовская Т.А., Молочников Н.Р., Дедкова И.Ф. Реформа системы высшего образования: преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 5 – стр. 38-41

  8. Образование в цифрах: 2013: кр. стат. сб. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. – 80 с.

  9. Силантьева Н.С. Проблемы согласования спроса и предложения на рынке образовательных услуг // Человек и общество: проблемы взаимодействия. Материалы II Международной научно-практической конференции. Саратов: Издат. центр «Наука». 2009 г. Часть 2. – 0,2 п.л.

  10. Силантьева Н.С. Совершенствование экономических отношений в системе образования // Саратов: Издат. центр СГСЭУ. 2009. – 5,0 п.л.

  11. Силантьева Н.С. Взаимное инкорпорирование образования и бизнеса как фактор развития экономических отношений в системе высшего профессионального образования // Проблемы управления социально-экономическими системами. Межвузовский сборник научных трудов под ред. Л.В. Соколовой. Саратов: Издат. центр СГСЭУ. 2009. Вып.3. - 0,25 п.л.

  12. Трунова Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители // Российское Экспертное Обозрение. – 2006. – № 1(15) С. 8 – 13.

  13. Федеральный Закон Российской Федерации от 23.07.2013 N 203-ФЗ «Об образовании»

  14. Федеральный закон Российской Федерации от 3.11.2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

  15. Чеботарева М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг [Текст] / М. С. Чеботарева // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 249-252.

  16. http://marketing.rbc.ru/research/562949986842382.shtml Российский рынок высшего профессионального образования 2013. Исследования «РосБизнесКонсалтинг».

  17. http://www.gks.ru/ Сайт Федеральной службы статистики

17

Просмотров работы: 8882