Тема насилия и агрессии становится одной из актуальных в Западной Европе с конца 60-х годов прошлого века. Мы и сегодня наблюдаем значительный рост преступности, распространение терроризма и практически непрерывные вооруженные региональные конфликты. Серьезной проблемой становится рост агрессивности среди молодежи.
В психологическом словаре агрессия - это «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе» [1, С. 8].
Проведенные исследования показывают, что для современной молодежи сегодня характерны: заносчивость, высокомерие, конкуренция в учебе, где каждый сам за себя, отсутствие общих интересов, поддержки и помощи у сокурсников (П. В. Степанов, С. И. Самыгин, JI. П. Гримак). «Это противоречит принципам образования, которое должно строиться на позициях сотрудничества. Все больше молодых людей чувствуют себя одинокими, они не верят ни в себя, ни в других, а возникшие проблемы предпочитают решать в одиночку, доступными для них способами и средствами» [3]. Часто агрессивность среди молодых людей проступает в виде мата. Словесная агрессия заменяет физическую. Проведенные среди студентов исследования говорят о том, что юноши и девушки чаще всего используют матерное арго как вербальную агрессию с целью подчеркнуть негативное отношение к каким-либо событиям [2].
Однако многие современные психологи рассматривают агрессивность как необходимое условие активности личности: А. Адлер, Э. Фромм, Р. Мэй, К. Томпсон, Д. У. Винникотт, К. В. Сельченок, Н. Д. Левитов и др. В своей работе Е.В. Хохлова рассматривает конструктивную агрессивность, в основе которой лежит защита себя, своих близких от агрессивности других. «Конструктивная агрессивность позволяет личности активно отстаивать собственные позиции и способствует осознанию ценностей добра и любви, что в свою очередь, позволяет личности отказаться от деструктивных методов воздействия, а значит, постепенно выработать ассертивную позицию» [3]. Но в любом случае, человек должен уметь выражать проявления своей агрессии в социально приемлемых формах.
Литература
1.Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1998.
2.Крутых Е.В. Матерное арго как проявление агрессивного поведения молодежи /Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы II Всероссийской научно-практ. конференции, 27-28 октября 2008г. – В 2-х т.: Том 2. - Краснодар: «АСВ-полиграфия», 2008.
3.Хохлова Е. В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2008. URL.: http://www.dissercat.com/content/ konstruktiv naya-agressivnost-v-formirovanii-navykov-assertivnogo-povedeniya-studentov-vuza (дата обращения: 28.12.2014 г.)