На современном этапе развития общественных отношений, связанных с деятельностью Счётной палаты РФ значительную актуальность приобретает проблема применения санкций Счётной палатой РФ в условиях развития экономики нашего государства на практике.
Весьма важное значение имеет государственный финансовый контроль, особенно в сфере применения санкций.
Вообще санкция является нормой права и носит характер предписания. Санкция – это структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия её нарушения, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя правового предписания.1 Именно санкция даёт силу норме права.
Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счётной палаты определяются федеральным законом.2
То есть, Счётная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля, а также обладает организационной и функциональной независимостью. А сама деятельность Счетной палаты направлена непосредственно на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых государственных расходов, но тем не менее, заметна проблема игнорирования применения санкций Счётной палатой РФ на практике.
Важно понимать, что санкция должна наступать в результате выявления Счётной палатой РФ нарушения нормы права, то есть таким образом санкция является необходимой частью ответственности правонарушителя.
Поскольку Счетная палата РФ должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации, можно привести известный факт применения санкций Счётной палатой РФ в сфере браконьерства.
Например, проанализировав законодательство РФ, можно сделать вывод, что в нём не содержатся меры принуждения и санкции за нарушения, совершаемые в районах открытого моря, в том числе в районах действия международных договоров России, в области рыболовства, а также сохранения водных биоресурсов. Данный вывод можно сделать на основании проверки эффективности государственного контроля и сохранения биоресурсов Баренцева, а также Норвежского морей. Также в законодательстве РФ не предусмотрена ответственность за выбросы рыбы за борт судна, а также за перегрузку и переработку, а также хранение и транспортировку незаконно добытых водных биоресурсов. И в результате, Счетная палата предложила существенно ужесточить системы санкций за браконьерство и нелегальный вывоз рыбной продукции за рубеж.
Существует регламентСчетной палаты Российской Федерации3, согласно которому можно выделить следующие эффективные виды санкций данной структуры:
предписание Счётной палаты РФ;
уведомления Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения;
конфликт интересов.
К сожалению, данные виды санкций достаточно редко применимы на практике, но имеют достаточную силу воздействия, как на нарушителя, так и на аудиторов, в случае конфликта интересов.
Развитие института санкций для Счётной палаты необходимо, поскольку лишь совершенствуя законодательство в сфере финансового контроля можно добиться развития государства и экономики страны в целом.
Наиболее эффективными на практике могут быть уголовно – правовые и административно – правовые санкции, поскольку именно от них правонарушитель понесёт справедливую ответственность, а государство окажет при этом достаточное принуждение. Также в случае применения административно – правовых санкций государство сможет пополнить бюджет дополнительными поступлениями от штрафов за соответствующие правонарушения и другими видами взысканий.
Таким образом, законодателю необходимо совершенствовать нормативно – правовую базу в сфере применения санкций Счётной палатой РФ и совершенствовать сами виды этих санкций. Это позволит укрепить государственный строй и экономику России.
Список литературы:
Чибинёв В.М. «Счётная палата РФ как постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля)», «Мир экономики и права», 2013, № 7 – 8, С. 35 – 38;
Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. «Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства», «Вопросы экономики», 2010, № 1, С. 129 – 142;
Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ;
Бирюков Е.С. «Санкции: угроза или шанс для экономики? Взгляд через призму внешнеэкономических связей России», «Экономика в промышленности», 2014, № 3, С. 34 – 42;
Клыканова В.А. «Контрольно – счётная палата как инструмент государственного финансового контроля», «Приоритетные научные направления: от теории к практике», 2013, № 4, С. 124 – 129;
Степашин С.В. «Счётная палата России: основные итоги работы за 13 лет», «Вестник АКСОР», 2013, № 3, С. 33 – 36;
Лагутин И.Б. «Счётная палата РФ в системе государственного бюджетного контроля и аудита: вопросы теории и практики», «Налоги и финансовое право», 2013, № 6, С. 86 – 91.
1 Смоленский М.Б. «Теория государства и права», 2012 г.
2 Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.
3 «РегламентСчетной палаты Российской Федерации» от 7 июня 2013 г.