Сама педагогическая деятельность предполагает, что отношения должны строиться на основе высоких морально-этических принципах. Межличностное взаимодействие изучали А.А. Бодалёв, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.М. Мясищевым и др. Межличностные отношения в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения исследовали Е.В. Веденькина, Г.В. Игумнова и др., в системе дополнительного образования – Е.В. Крутых. Однако проблема формирования культуры межличностных не потеряла своей актуальности.
Одной из составляющих профессионализма преподавателя является компетентность во взаимодействии со студентами. Именно в общении происходит развитие обучающихся. От того, как построен процесс общения, зависит результаты обучения. Цель общения в обучении – развитие студентов в процессе учения.
Чтобы педагогическое общение было плодотворным, необходимы два условия: педагогическое сотрудничество и педагогическое взаимодействие.
Педагогическое сотрудничество – это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии «преподаватель – студент». Успешность этого процесса зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого. А педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствует его максимальному проявлению.
Педагогическое общение «преподаватель – студент» качественно отличается от школьного. В вузе другое содержание обучения и воспитания. Основная функция вуза – формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом.
«Основные требования к отношениям «преподаватель – студент», «студент – студент» можно сформулировать следующим образом:
- взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
- формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;
- ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
- использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы» [2, С. 16].
Но общение выстраивается не только между преподавателями и студентами, но и между самими преподавателями. Найти приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками непросто. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного коллектива. В этом случае коллеги нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к одной команде. Одно из исследований школьного педагогического коллектива показало, что в нем преобладает альтруистический тип межличностных отношений. Большинство педагогов ориентированы на гиперсоциальные установки. Это альтруизм и мягкосердечие, сверхобязательность, выраженная готовность помогать и сочувствовать окружающим. В тоже время именно у этого типа ярко проявляется проблема подавленной враждебности. Она вызывает повышенную напряженность, соматизацию тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям [1].
Литература
1.Крутых Е.В. Типы межличностных отношений в педагогическом коллективе / Научное творчество XXI века: Сб. трудов VI Международной научно-практической конференции Ч. I /Научн. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск: Изд. Научно-инновационный центр, 2012.
2.Этика и психология делового общения: метод. указания для слушателей ФППК /Сост.: Е. В. Крутых; Кубан. гос. технол. ун-т. Факультет переподготовки и повышения квалификации. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2010.