На сегодняшний день в Российской Федерации роль мониторинга в устойчивом развитии территорий крайне значительна, что во многом обусловлено невозможностью качественного и эффективного ведения развития территории без учета ее реального состояния и возможностей развития. Именно мониторинг устойчивого развития территории позволяет найти точки соприкосновения и зависимость изменения одной сферы от другой, а также заблаговременно выявить проблемы социально-экономических процессов, экологического характера и своевременно найти пути их решения. С помощью мониторинга можно отслеживать:
- качество жизни;
- потребности населения;
- развитие реального и финансового сектора экономики;
- экологическую ситуацию;
- тенденции и перспективы развития территории;
- ряд негативных явлений, способных возникнуть на территории.
Говоря о мониторинге в устойчивом развитии региона, необходимо обозначить сущность понятий мониторинга и устойчивого развития в принципе. На современном этапе не существует единого понятия мониторинга, более того, на сегодняшний день используются различные концепции мониторинга социально-экономического развития. Наиболее популярные рассматривают мониторинг, как:
- планомерность процессов управления;
- экстраординарный вид управленческой деятельности;
- постоянное наблюдение за состоянием изучаемого процесса;
- система специально организационного отслеживания характера качественных и количественных изменений объекта исследования и его развития.
Суть данных концепций отражена в таблице 1 [2].
В Градостроительном кодексе Российской Федерации понятие устойчивого развития территории определено как «…обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений» [1].
Таблица 1 – Характеристика концепций мониторинга устойчивого развития территории
Авторы |
Концепции мониторинга |
Описание концепции |
Цели мониторинга в регионе |
Содержание деятельности |
Александрова Г.А. |
Мониторинг как система отслеживания качественных и количественных изменений |
Установление зависимости подсистем относительно друг друга |
Информационное обеспечение развития элементов (подсистем) |
Формирование и диагностика состояния качественных и количествен-ных показателей |
Азрилияна А.Н |
Мониторинг как постоянное наблюдение за состоянием изучаемого процесса |
Выявление общих принципов отслеживания и наблюдения |
Сбор и обработка данных для своевременного обнаружения и предотвращения неблагоприят-ных отклонений |
Контроль деятельности, выявление перспектив |
Когут А.Е., Рохчин В.С |
Мониторинг как экстраординар-ный вид управленческой деятельности |
Систематизация теоритических положений, определяющих его направленность |
Информацион-ное обеспечение системы социально-экономического развития территории |
Наблюдение Диагностика Учет Анализ Оценка Прогноз Контроль |
Ускова Т.В., Прокофьева Э.О |
Мониторинг как планомерность процессов управления |
Обеспечение постоянной последовательности осуществления операций |
Информационное обеспечение непрерывного сканирования процессов |
Выполнение операций по принятию управленчес-ких решений параллельно и последова-тельно |
Устойчивое развитие территории формируется за счет социальной, экономической и экологической сферы, но на данный момент некоторые исследователи (А.И. Фоломьев, Д.С. Львов и др.) на первое место выводят значимость социально-экономических процессов, отодвигая назад или вовсе не учитывая значимость окружающей среды, что недопустимо и противоречит сути устойчивого развития, поскольку все три элемента должны рассматриваться сбалансированно [3].
Несмотря на многообразие концепций сущности мониторинга главной целью устойчивого развития территории, на наш взгляд, является обеспечение органов управления полной, достоверной и своевременной информацией, касаемо изменений в социальной, экономической либо экологической сферах. Исходя из этого, целями мониторинга устойчивого развития территории могут являться:
- определение кратко-, средне- и долгосрочных тенденций развития территории;
- улучшение системы мониторинга;
- определение изменений;
- анализ причин, вызвавших изменения;
- совершенствование процедур и методов оценок;
- принятие корректирующих мер.
Основными задачами мониторинга устойчивого развития территории являются:
- организация наблюдения;
- системный анализ полученной информации, ее оценка и выявление факторов определяющих характер природно-социально-экономических процессов;
- предоставление информации органам власти и населению, по проведению мониторинга;
- разработка прогнозов развития территории;
- обоснование и подготовка рекомендаций направленных на поддержку позитивных и преодоление негативных тенденций, протекающих в окружающей среде, экономике и социальной сфере [4].
Процесс мониторинга устойчивого развития территории формируется из комплекса поочередных этапов, таких как – идентификация, проектирование, организация, оценка и совершенствование. Для наглядности данные этапы изображены на рисунке 1.
Первый этап – идентификация и сбор сведений об исследуемых эколого-социально-экономических процессах, включает в себя формирования перечня и отбор процессов для целей исследования, и определение потребителей мониторинга (инвесторы, общественность, органы власти, бизнес).
Второй этап – проектирование или план мониторинга устойчивого развития, состоит из:
- подготовки к мониторингу, формирования целей и задач мониторинга, выбора источника метода данных и формы их хранения, определения системы показателей, а также выбора методов анализа и оценки ситуации и динамики развития исследуемых сфер территории;
- описания процесса и процедур мониторинга с помощью технических регламентов и методологических рекомендаций, определения форм отчетности и субъектов мониторинга;
- формирование управления мониторингом;
- определение способов и периодичности связи исследуемых сфер и потребителями информации;
- отражение результативности мониторинга устойчивого развития территории и точек контроля этого процесса, по видам и срокам.
Процесс мониторинга устойчивого развития территорий
- определение потребителей;
- формирование и отбор процессов исследования
I этап
Идентификация
- подготовка к мониторингу;
- описание процесса;
- формирование управления процессом;
- определение связи сфер и потребителей информации;
- отчет о результатах
II этап
Проектирование
- комплексный анализ состояния;
- формирование отчета;
- определение приоритетных направлений
III этап
Организация
- возможность влияния на качество мониторинга;
- установление количественных и качественных показателей
IV этап
Оценка
выработка системы корректирующих мер
Совершенствова-ние
V этап
Рисунок 1 – Процесс мониторинга устойчивого развития территории
Третий этап – организация процесса мониторинга, формируется за счет организации процесса сбора и анализа информации, составления отчета, разработки системы корректирующих мер, измерение показателей в точках контроля (сроки отчета, опрос населения), изменение управляющих параметром мониторинга (субъекты мониторинга, ресурсное обеспечение).
Важным моментом на данном этапе является составление отчета. Исходя из цели и задач мониторинга устойчивого развития, система отчетов должна отвечать ряду требований, а именно:
- комплексность – то есть затрагивать все аспекты мониторинга устойчивого развития: экономические, организационные, методические, правовые и другие;
- систематизированность или структурированность с четкими связями между процессами и элементами системы мониторинга, то есть должна в полной мере отражать сущность системы мониторинга в целом и отдельных показателей в частности;
- оформление с учетом требований законодательства и информационных потребителей;
- понятность;
- адресность. Другими словами, должна быть предоставлена для определенной области применения и конкретному исполнителю;
- актуальность, то есть своевременность отражения изменений, происходящих в социальной, экологической или экономической сфере.
Четвертый этап – оценка или эффективность мониторинга. На данном этапе в виде оценки мониторинга устойчивого развития выступают: возможность воздействия на качество мониторинга, неудовлетворенность потребителя информации, законодательные аспекты процесса формирования составления отчетности и систем показателей, результативность мониторинга, компетенция управленческого звена в процессе мониторинга и сложность исследуемых объектов.
Пятый этап – совершенствование - предполагает выявление проблем в организации и структуре мониторинга и поиск наиболее оптимальных вариантов направленных на их решение.
Таким образом, мониторинг устойчивого развития представляет собой комплексное, целенаправленное системное исследование изменения индикаторов состояния и развития природно-социально-экономической сферы территории и включает в себя сбор, идентификацию, анализ и оценку информации, предназначенную для органов власти, населения, инвесторов и стейкхолдеров с целью контроля текущего состояния устойчивого развития территории и при необходимости разработки политики, способной улучшить ситуацию на данной территории.
Литература:
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // СПС «Гарант» / Электронный ресурс / Режим доступа: http: // www.garant.ru
Шишкин, А. Рабочее совещание «экономический рост в регионах России. 17.02.2003 г. [Электронный ресурс] / А. Шишкин. – Режим доступа: http://www.aspe.spb.ru
Перфилов, В.А. Сущность и типы устойчивости развития региональных социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. - 2012, – № 2. –42 с.
Кондратьев, В.В. Роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе» // Экономика и управление. – 2012 – № 2. – С 168-171.