МОНОТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОНОТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в Российской Федерации роль мониторинга в устойчивом развитии территорий крайне значительна, что во многом обусловлено невозможностью качественного и эффективного ведения развития территории без учета ее реального состояния и возможностей развития. Именно мониторинг устойчивого развития территории позволяет найти точки соприкосновения и зависимость изменения одной сферы от другой, а также заблаговременно выявить проблемы социально-экономических процессов, экологического характера и своевременно найти пути их решения. С помощью мониторинга можно отслеживать:

- качество жизни;

- потребности населения;

- развитие реального и финансового сектора экономики;

- экологическую ситуацию;

- тенденции и перспективы развития территории;

- ряд негативных явлений, способных возникнуть на территории.

Говоря о мониторинге в устойчивом развитии региона, необходимо обозначить сущность понятий мониторинга и устойчивого развития в принципе. На современном этапе не существует единого понятия мониторинга, более того, на сегодняшний день используются различные концепции мониторинга социально-экономического развития. Наиболее популярные рассматривают мониторинг, как:

- планомерность процессов управления;

- экстраординарный вид управленческой деятельности;

- постоянное наблюдение за состоянием изучаемого процесса;

- система специально организационного отслеживания характера качественных и количественных изменений объекта исследования и его развития.

Суть данных концепций отражена в таблице 1 [2].

В Градостроительном кодексе Российской Федерации понятие устойчивого развития территории определено как «…обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений» [1].

Таблица 1 – Характеристика концепций мониторинга устойчивого развития территории

Авторы

Концепции мониторинга

Описание концепции

Цели мониторинга в регионе

Содержание деятельности

Александрова Г.А.

Мониторинг как система отслеживания качественных и количественных изменений

Установление зависимости подсистем относительно друг друга

Информационное обеспечение развития элементов (подсистем)

Формирование и диагностика состояния качественных и количествен-ных показателей

Азрилияна А.Н

Мониторинг как постоянное наблюдение за состоянием изучаемого процесса

Выявление общих принципов отслеживания и наблюдения

Сбор и обработка данных для своевременного обнаружения и предотвращения неблагоприят-ных отклонений

Контроль деятельности, выявление перспектив

Когут А.Е., Рохчин В.С

Мониторинг как экстраординар-ный вид управленческой деятельности

Систематизация теоритических положений, определяющих его направленность

Информацион-ное обеспечение системы социально-экономического развития территории

Наблюдение

Диагностика

Учет

Анализ

Оценка

Прогноз

Контроль

Ускова Т.В., Прокофьева Э.О

Мониторинг как планомерность процессов управления

Обеспечение постоянной последовательности осуществления операций

Информационное обеспечение непрерывного сканирования процессов

Выполнение операций по принятию управленчес-ких решений параллельно и последова-тельно

Устойчивое развитие территории формируется за счет социальной, экономической и экологической сферы, но на данный момент некоторые исследователи (А.И. Фоломьев, Д.С. Львов и др.) на первое место выводят значимость социально-экономических процессов, отодвигая назад или вовсе не учитывая значимость окружающей среды, что недопустимо и противоречит сути устойчивого развития, поскольку все три элемента должны рассматриваться сбалансированно [3].

Несмотря на многообразие концепций сущности мониторинга главной целью устойчивого развития территории, на наш взгляд, является обеспечение органов управления полной, достоверной и своевременной информацией, касаемо изменений в социальной, экономической либо экологической сферах. Исходя из этого, целями мониторинга устойчивого развития территории могут являться:

- определение кратко-, средне- и долгосрочных тенденций развития территории;

- улучшение системы мониторинга;

- определение изменений;

- анализ причин, вызвавших изменения;

- совершенствование процедур и методов оценок;

- принятие корректирующих мер.

Основными задачами мониторинга устойчивого развития территории являются:

- организация наблюдения;

- системный анализ полученной информации, ее оценка и выявление факторов определяющих характер природно-социально-экономических процессов;

- предоставление информации органам власти и населению, по проведению мониторинга;

- разработка прогнозов развития территории;

- обоснование и подготовка рекомендаций направленных на поддержку позитивных и преодоление негативных тенденций, протекающих в окружающей среде, экономике и социальной сфере [4].

Процесс мониторинга устойчивого развития территории формируется из комплекса поочередных этапов, таких как – идентификация, проектирование, организация, оценка и совершенствование. Для наглядности данные этапы изображены на рисунке 1.

Первый этап – идентификация и сбор сведений об исследуемых эколого-социально-экономических процессах, включает в себя формирования перечня и отбор процессов для целей исследования, и определение потребителей мониторинга (инвесторы, общественность, органы власти, бизнес).

Второй этап – проектирование или план мониторинга устойчивого развития, состоит из:

- подготовки к мониторингу, формирования целей и задач мониторинга, выбора источника метода данных и формы их хранения, определения системы показателей, а также выбора методов анализа и оценки ситуации и динамики развития исследуемых сфер территории;

- описания процесса и процедур мониторинга с помощью технических регламентов и методологических рекомендаций, определения форм отчетности и субъектов мониторинга;

- формирование управления мониторингом;

- определение способов и периодичности связи исследуемых сфер и потребителями информации;

- отражение результативности мониторинга устойчивого развития территории и точек контроля этого процесса, по видам и срокам.

 

Процесс мониторинга устойчивого развития территорий

 

 

- определение потребителей;

- формирование и отбор процессов исследования

 

 

I этап

Идентификация

 

 

- подготовка к мониторингу;

- описание процесса;

- формирование управления процессом;

- определение связи сфер и потребителей информации;

- отчет о результатах

 

 

II этап

Проектирование

 

 

- комплексный анализ состояния;

- формирование отчета;

- определение приоритетных направлений

 

 

III этап

Организация

 

 

- возможность влияния на качество мониторинга;

- установление количественных и качественных показателей

 

 

IV этап

Оценка

 

 

выработка системы корректирующих мер

 

 

Совершенствова-ние

 

 

V этап

 

Рисунок 1 – Процесс мониторинга устойчивого развития территории

Третий этап – организация процесса мониторинга, формируется за счет организации процесса сбора и анализа информации, составления отчета, разработки системы корректирующих мер, измерение показателей в точках контроля (сроки отчета, опрос населения), изменение управляющих параметром мониторинга (субъекты мониторинга, ресурсное обеспечение).

Важным моментом на данном этапе является составление отчета. Исходя из цели и задач мониторинга устойчивого развития, система отчетов должна отвечать ряду требований, а именно:

- комплексность – то есть затрагивать все аспекты мониторинга устойчивого развития: экономические, организационные, методические, правовые и другие;

- систематизированность или структурированность с четкими связями между процессами и элементами системы мониторинга, то есть должна в полной мере отражать сущность системы мониторинга в целом и отдельных показателей в частности;

- оформление с учетом требований законодательства и информационных потребителей;

- понятность;

- адресность. Другими словами, должна быть предоставлена для определенной области применения и конкретному исполнителю;

- актуальность, то есть своевременность отражения изменений, происходящих в социальной, экологической или экономической сфере.

Четвертый этап – оценка или эффективность мониторинга. На данном этапе в виде оценки мониторинга устойчивого развития выступают: возможность воздействия на качество мониторинга, неудовлетворенность потребителя информации, законодательные аспекты процесса формирования составления отчетности и систем показателей, результативность мониторинга, компетенция управленческого звена в процессе мониторинга и сложность исследуемых объектов.

Пятый этап – совершенствование - предполагает выявление проблем в организации и структуре мониторинга и поиск наиболее оптимальных вариантов направленных на их решение.

Таким образом, мониторинг устойчивого развития представляет собой комплексное, целенаправленное системное исследование изменения индикаторов состояния и развития природно-социально-экономической сферы территории и включает в себя сбор, идентификацию, анализ и оценку информации, предназначенную для органов власти, населения, инвесторов и стейкхолдеров с целью контроля текущего состояния устойчивого развития территории и при необходимости разработки политики, способной улучшить ситуацию на данной территории.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // СПС «Гарант» / Электронный ресурс / Режим доступа: http: // www.garant.ru

  2. Шишкин, А. Рабочее совещание «экономический рост в регионах России. 17.02.2003 г. [Электронный ресурс] / А. Шишкин. – Режим доступа: http://www.aspe.spb.ru

  3. Перфилов, В.А. Сущность и типы устойчивости развития региональных социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. - 2012, – № 2. –42 с.

  4. Кондратьев, В.В. Роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе» // Экономика и управление. – 2012 – № 2. – С 168-171.

Просмотров работы: 2399