ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дубоносова Т.В. 1, Сумина Е.В. 2
1Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) филиал в г. Миассе
2Южно - Уральский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Территория – неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет России распространяется на все ее территорию. Государство распоряжается своей территорией. Территориальное верховенство – это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории.

Территория Российской Федерации − исторически сложившееся государственное и территориальное единство Российской Федерации в пределах Государственной границы РФ, включающее в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними; целостность территории Российской Федерации − единство находящихся под суверенитетом Российской Федерации территорий Российской Федерации, обязывающее иностранные государства воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций1 против суверенитета Российской Федерации, политической независимости, в том числе от любых действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой; принятие в состав Российской Федерации участка территории иностранного государства - процедура, предусматривающая изменение Государственной границы РФ в результате включения в состав Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации или изменение Государственной границы РФ и территории субъекта Российской Федерации в результате включения в состав субъекта Российской Федерации участка территории иностранного государства.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что территория государства объективно представляет пространственные пределы осуществления государственной власти. С 18 марта 2014 года территория Российской федерации изменилась, в связи с присоединение Крыма и Севастополя в качестве субъектов Российской Федерации. Отсюда не просто уместно, но единственно верно говорить о территориальном императиве как многоаспектном постоянно действующем факторе становления и развития государства. Именно понятие «территория» наравне с понятиями «государственная власть» и «народ» в своем единстве образуют формулу существования государства.

Объектом исследования является государственная территория Российской федерации. Предмет исследования − государство, территория и государственная граница как важнейшие субъекты в реализации принципа нерушимости государственных границ.

Целью работы является аналитический обзор и изучение одного из наиболее важного института государственного права − территории государства.

Поставленная цель обеспечивается в ходе решения следующих задач:

  1. рассмотреть понятие «Государственная граница», «Континентальный шельф», «Воздушная территория», «Морская территория»;

  2. изучить правила изменения государственных границ;

  3. рассмотреть территориальные споры;

  4. рассмотреть проблему Курильских островов;

  5. рассмотреть проблему битвы за Арктику.

Методологическую базу составляет совокупность различных методов познания, такие как:

  1. Исторический метод – изучение государственно-правовых явлений в их историческом развитии2.

  2. Метод сравнения – сопоставление для установления сходства или различия или для установления преимуществ одного перед другим3.

  3. Изучение и анализ научной литературы – данный метод заключается в ознакомлении с литературой по исследуемой теме с целью выявления позиций и взглядов различных авторов.

Вопросы Государственной территории Российской Федерации исследовались в Конституции Российской Федерации4, а также в трудах выдающихся отечественных и зарубежных авторов, специализирующихся в области юридических коллизий, таких как: Бабурина С.Н., Клименко Б.М., Левина Д.Б., Пушмина Э.А..

Данная работа состоит из введения, подразделяется на две главы, которые в свою очередь подразделяются на два параграфа. А также заключения, списка источников и литературы.

Глава 1 Государственная территория Российской Федерации

§1.1 Понятие территории Российской Федерации

История современной России начинается в XIV веке, когда да северо-восточной периферии древнерусской общности начало усиливаться небольшое Московское княжество. К концу царствования Ивана III (1462 - 1505 гг.) был почти завершен процесс объединения северных и восточных русских земель (лишь Псковская земля была присоединена в 1510 и Рязанская - в 1521 г., уже при его преемнике), но бассейны Днепра, Западной Двины и, частично, верхней Оки оставались в руках Великого княжества Литовского. К Московскому княжеству отошли огромные просторы Севера от Финляндии до Оби. Московия вышла за границы национального ареала - в состав государства вошли многие финно-угорские народы, населяющие тайгу и север Поволжья. Одновременно начался процесс отвоевания у Литвы западных русских земель - в 1494 г. были возвращены Вязьма и большая часть верховьев Оки с Белевым, в 1503 - весь бассейн Десны и верховьев Западной Двины. Московия стала крупнейшим европейским государством. Если в 1460-х гг. площадь государства составляла 430 тыс км2, то к 1530-м гг. она уже равнялась 2800 тыс км2. Население за этот же период выросло с 5 до 8 млн человек.

В XVI век рост территории продолжался. В 1514 г. был отвоеван Смоленск, в 50-е гг. в результате восточных походов Ивана IV в состав Российского царства входят все Поволжье, бассейн Дона и Восточное Предкавказье до Терека. В 80-х гг. начинается завоевание Сибири, уже к 1604 г. основаны Тюмень, Тобольск, Мангазея, Томск. Приобретения в северной Прибалтике времен Ливонской войны к концу царствования Ивана IV были утрачены. К концу XVI в. территория страны достигает 5,5 млн км2.

ХХ век для России стал веком уменьшения территории. Уже русско-японская война 1904-1904 г. привела к потере южного Сахалина. Первая мировая война и революция завершилась для страны потерей Прибалтики, Финляндии, Польши, Бессарабии и значительной части Украины и Белоруссии. Из ныне российских территорий к Эстонии отошли некоторые части Псковской области, к Финляндии - части Карелии и, особенно, Ленинградской области (Выборг, Приозерск и др.).

Пакт Молотова-Риббентропа и вызванный им ряд военных кампаний 1939-1940 г. вернули в состав страны (в это время уже СССР) Прибалтику, западные земли Украины и Белоруссии, Карельский перешеек и Белостокскую область Польши. В итоге Второй мировой Войны Россия получила Курилы, Южный Сахалин, Восточную Пруссию (Калининградская область). Меммельский край был отдан Литве, Закарпатье - Украине, а Белостокская область возвращена Польше. Во время второй мировой войны в состав России вошла Тува. После войны границы России менялись в основном в 50-х гг., когда части ее территории предавались Советским правительством другим республикам Союза (Крым отошел к Украине, ряд земель на юге Сибири - Казахстану). Беловежское соглашение (1991 г.) привело к формированию современной территории России в границах РСФСР на момент подписания.

Под территорией понимается часть земного шара, подвластная государству или союзу государств.

Государственная территория − это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами.5

Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Права России распространены также на континентальный шельф и экономическую зону России.

Современные ученые трактуют территорию государства по-разному. В.С. Борисова определяет ее как признак и часть государственной организации, которая представляет собой пространство, где юридически оформленная в суверенное государство общность людей (социально дифференцированный народ) осуществляет свою власть6. По мнению М.Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть7.

В Конституции РФ неоднократно упоминаются термины «территория» (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 4, ч. 1 ст. 68, п. «б» ст. 71), «целостность Российской Федерации» (ч. 5 ст. 13), «территория Российской Федерации» (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 74) и «территории ее субъектов» (ч. 1 ст. 67), «целостность и неприкосновенность... территории» (ч. 3 ст. 4), «территориальные органы» (ч. 1 ст. 78), «государственная целостность» (ч. 2 ст. 80), «целостность государства» (ч. 1 ст. 82), «границы территорий» (ч. 2 ст. 131), территориальное море, воздушное пространство над ними. Следует обратить внимание, что Конституция РФ, фиксируя составные части государственной территории Российской Федерации, не включает в ее состав недра. «Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает», - пишет И.С. Яценко8.

Тем не менее, как верно указывает М.В. Баглай, по сложившемуся обычаю до технически доступной глубины они тоже входят в понятие государственной территории9. Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 «Собственность на недра» устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью10.

Кроме того, Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» (ч. 2 ст. 67).

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории РФ или на расстоянии 200 миль от берега. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе определяется Федеральным законом от 30 ноября 1996 г. «О континентальном шельфе РФ». Права субъектов РФ в эксплуатации ресурсов континентального шельфа определяются, соответственно, их вкладов в разработку этих ресурсов. Исключительная экономическая зона − это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. В отличие от континентального шельфа правовой режим исключительной зоны таков, что в ней действуют принципы и нормы, относящиеся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов и др.).

Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

  • воды портов;

  • воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;

  • воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству

  • воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ.

Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 - 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Государство может односторонне или по договору ограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенные права другому государству. Наиболее часто встречающиеся случаи представляют соглашения о прямом и транзитном воздушном сообщении и о пребывании иностранных вооруженных сил. Соглашения о статусе своих вооруженных сил на территории других стран Российская Федерация заключила с рядом государств СНГ. По Соглашению с Киргизией 199311г. Россия получила в аренду места дислокации своих Вооруженных Сил на территории Киргизии. В этих местах установлена юрисдикция России (ст. 14).

А так же, в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 1994 г. Казахстан передал в аренду России комплекс «Байконур», включающий в себя космодром «Байконур» и город Ленинск (ныне Байконур), за 150 миллионов долларов в год на 20 лет с возможностью продления договора (действие договора продлено до 2050 г.)

В состав государственной территории входят соответствующие участки международных и пограничных рек, а также пограничных водоемов (озер, каналов).

Таким образом, изучив элементный состав территории РФ, можно констатировать, что территорию Российской Федерации образуют: а) сухопутная территория Российской Федерации (17075,4 тыс. кв. км); б) водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 198212г. 12−мильную зону территориальных вод; в) земные недра в пределах сухопутной и водной территории; г) воздушное пространство до его границы с космосом.

§1.2 Обеспечение территориальной целостности государства

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 194513г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).

Государственная целостность РФ - конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права. Государственная целостность РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность или политическое (государственное) единство страны.

Существование народов и государств немыслимо без их суверенитета. В конституциях всех стран закреплено, что источником суверенитета является народ. А инструментом реализации его суверенитета является государство.

Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений России и др. (ст. 71).

Конституция с ее базовыми ценностями, с одной стороны, признает верховенство, приоритет международного права над национальными законами. И это прежде всего признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а с другой стороны, Конституция закрепляет государственный суверенитет РФ как нации, объединенной с другими суверенными и равноправными нациями в рамках ООН. Главенство Конституции является высшим выражением суверенитета всего народа России.

Гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию− односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ (ч. 3 ст. 67). «Это является логичным следствием того, что Россия - конституционная федерация. Прямой обязанностью государства является всеми законными способами не допустить ущемления интересов государственной целостности, осуществляющегося в любой форме»14. Политическую целостность характеризует единство государственной власти.

Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6); определением в качестве единого на всей территории государственного языка РФ русского языка (ч. 1 ст. 68) и др.

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета и территориальной целостности становится все более значимой. Среди общенациональных задач в настоящее время рассматриваются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности России, противодействие дискриминации на внешних рынках, кардинальное увеличение ВВП, интеграция России в мировую хозяйственную систему, развитие внешнеполитической деятельности с целью модернизации страны на основе сотрудничества в области научно-технической, образовательной, культурной, гуманитарных контактов15.

В нашей стране разработана и введена в действие Концепция внешней политики Российской Федерации16, которая представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В соответствии с Концепцией высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия направлены на достижение одной из основных целей, такой как обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

Президентом в 2007 г. была озвучена его позиция, касающаяся суверенитета России. «Суверенитет - это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет - не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия − такая страна, которая будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, ее вообще не будет»17. Российское понимание суверенитета можно определить как условие физического и психологического сохранения России, российской государственности и этнической идентичности в современном мире, достижение суверенитета путем сохранения и расширения демократии в России.18

Несмотря на многочисленные изменения, которые происходят в мире в последние десятилетия, суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. Сильное государство - ядро национальной и экономической безопасности.

Как утверждают некоторые авторы, сегодня не обсуждается необходимость суверенитета для России, эта тема и без того признана первостепенной и актуальной. Вопрос в том, как сохранить суверенитет и гарантировать наличие демократических институтов. Применяемые ранее механизмы стандартной государственной военной машины для сохранения страны от внешних угроз не дают прежнего эффекта. Напротив, эффективным средством являются сильная национальная экономика, промышленность, занятость граждан, справедливые, обеспечивающие достойную жизнь доходы и как следствие всего этого - национальная безопасность страны.

Таким образом, Территориальная целостность государства является одни из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти.

Соответственно можно сделать вывод, что Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км. Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета и территориальной целостности становится все более значимой.

Глава 2 Государственная территория и ее границы

§ 2.1 Состав государственной территории

Государственная территория существует в пределах, определенных государственными границами, роль которых обусловливается тем, что они обозначают пространственный предел государственной власти.

Территорию государства составляют сухопутные пространства, национальные воды, земные недра, территориальные воды (территориальное море) и лежащие над сушей и национальными и территориальными водами воздушные пространства.

Принадлежащие государству сухопутные пространства могут состоять из отдельного сухопутного массива, части земного континента или из частей суши, разделенных территорией другого либо других государств. Независимо от расположения отдельные части сухопутного пространства относятся к нераздельной территории данного государства. Неотъемлемую часть государственной территории составляют также принадлежащие данному государству, расположенные в открытом море острова. Сухопутная территория государства может состоять только из островных владений.

В состав государственной территории ряда стран (России, США, Канады, Норвегии и Дании) входят, в частности, все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государствам Арктике. Полярные сектора включают пространства в пределах линий, проведенных от Северного полюса до северных сухопутных границ данного государства. Границы полярного сектора Российской Федерации - это все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в Северном Ледовитом океане, между побережьем Российской Федерации и меридианами 32°4'45, восточной долготы и 168°49'30 западной долготы от Гринвича, составляют территорию РФ. Исключение - земли и острова, признанные иностранными территория по состоянию на 15 апреля 1926 г., т.е. восточные острова Шпицбергенского архипелага.

Одна из главных проблем, связанной с территорией РФ, является принадлежность Курильских островов. Территориальный спор между Японией и Россией относительно принадлежности южных Курильских островов остается неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны.

Спорное, по мнению японской стороны, право России на территории уже не раз становилось предметом конфликта. Так, осенью 2010 года после визита на острова президента РФ Дмитрия Медведева официальный Токио выразил сожаление по поводу действий президента. А последовавшие визиты на Курильские острова первого вице-премьера Игоря Шувалова и замминистра обороны Дмитрия Булгакова Токио воспринял как признаки усиления российской позиции по поводу территориальной принадлежности островов.

В последние годы Токио пошел на сближение с Москвой по «Курильскому вопросу». 2 ноября 2013 года в Токио состоялись первые в истории взаимоотношений России и Японии переговоры министров в формате «2+2», в которых приняли участие главы МИД и Минобороны РФ Сергей Лавров и Сергей Шойгу. По итогам встречи министр Лавров отметил, что встреча стала новым этапом в развитии российско-японских отношений19. В ходе переговоров стороны пришли к договоренности регулярно проводить учения по борьбе с пиратством. Следующая встреча в таком формате запланирована уже в Москве в 2014 году. Сам Абэ неоднократно заявлял, что Япония стремится к тому, чтобы мирный договор был наконец подписан и положил конец Второй мировой войне. В ходе визита в Сочи, 8 января 2014 года, где он встретился с Путиным, японский премьер вновь заявил о намерении «как можно скорее разрешить все сложные проблемы», подчеркнул, что рассчитывает поднять эти вопросы на предстоящем 4-5 июня этого года в Сочи саммите стран G8.

В состав водных пространств входят внутренние (национальные) воды и воды морского пояса, примыкающие к морскому побережью государства и называемые территориальными водами или территориальным морем.

К внутренним (национальным) водам относятся находящиеся в пределах сухопутной территории данного государства моря, озера, каналы и реки, а также моря, ограниченные со всех сторон сухопутной территорией данного государства, не соединяющиеся проливом с другими морями или океаном.

Внутренними водами государства являются воды его морских портов и при определенных условиях — морские бухты, губы и лиманы, берега которых принадлежат данному государству. Так, к внутренним водам РФ относятся:

а) воды портов, ограниченные со стороны моря линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

б) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ — до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые образуются один или несколько входов в залив, бухту и т.п., если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

в) воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ. К таким заливам относятся, в частности, принадлежащие Российской Федерации Рижский залив и залив Петра Великого на Дальнем Востоке.

Внутренние (национальные) воды находятся под исключительной властью соответствующего государства. Оно устанавливает их правовой режим, регулирует в своем законодательстве пользование ими, устанавливает условия судоходства, рыболовства и иных промыслов.

По общему правилу, судоходство и промысел во внутренних водах разрешается осуществлять лишь гражданам и национальным организациям данного государства.

Однако государство на определенных условиях может разрешать иностранным судам плавание по внутренним водам в целях захода в морские порты, открытые для заграничных сношений и расположенные в устьях или вверх по течению национальных рек. Государство может в порядке исключения разрешить в соответствии с международным соглашением отдельные рейсы иностранных судов по своим внутренним водам.

Воды рек, озер и каналов, по которым проходит линия государственной границы между двумя государствами, составляют часть государственной территории каждого из них — от линии границы до принадлежащего ему берега. Государство осуществляет исключительную власть в пределах своих пограничных вод и устанавливает во внутреннем законодательстве их правовой режим. Что же касается условий судоходства, промысла и эксплуатации таких вод, а также захода судов в воды сопредельного государства, то эти вопросы, как правило, регулируются международными соглашениями сопредельных государств. Обычно к пользованию пограничными водами допускаются лишь организацией граждане сопредельных государств.

В состав государственной территории стран, имеющих морское побережье, входит пояс морских вод, простирающийся за пределы сухопутной территории и внутренних вод на расстояние 12 морских миль. Это − территориальные воды, или территориальное море. Соответствующий морской пояс существует и вокруг островных владений государства. Территориальные воды составляют неотъемлемую часть территории прибрежного государства и подчиняются его суверенитету.

Хотя территориальные воды являются частью территории государства, их режим несколько отличается от режима других ее частей, в частности, от режима внутренних вод. В интересах развития экономического сотрудничества и международного судоходства государства на добровольной, взаимной и равноправной основе согласились признать право мирного прохода иностранных невоенных судов через свои территориальные воды.

Территорию государства составляют также недра земли, расположенные под поверхностью сухопутных пространств и дном водных пространств и простирающиеся на технически доступную глубину. Недра земли находятся под исключительным суверенитетом данного государства, которое в своем внутреннем законодательстве регулирует условия разведки и эксплуатации естественных богатств земных недр, условия прокладки в недрах земли и эксплуатации различных кабельных линий, трубопроводного транспорта и т.п. Естественные богатства земных недр — важнейшее достояние народов, проживающих на данной территории.

Федеральный закон о недрах от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Обычно шельф бывает богат запасами нефти и других неживых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе регулируется Федеральным законом о континентальном шельфе Российской Федерации от 30 ноября 1996 г. Интересы субъектов Федераций в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываются в соответствии с их вкладом в разведку и разработку этих ресурсов.

Составной частью государственной территории является воздушное пространство, расположенное над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Оно находится под полным и исключительным суверенитетом государства, которое во внутреннем законодательстве устанавливает правовой режим своего воздушного пространства. Государство вправе, в частности, запретить любым иностранным воздушным аппаратам доступ в свое воздушное пространство.

В соответствии с положениями современного международного права, подтверждаемыми общепринятой практикой государств, иностранные воздушные аппараты любого рода не могут претендовать на какое-либо право «мирного пролета» через воздушное пространство над территориальными водами государства. Любые такие полеты возможны лишь с предварительного специального разрешения данного государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями, в которых оно участвует.

Таким образом, Государственная территория существует в пределах, определенных государственными границами, роль которых обусловливается тем, что они обозначают пространственный предел государственной власти.

Принадлежащие государству сухопутные пространства могут состоять из отдельного сухопутного массива, части земного континента или из частей суши, разделенных территорией другого либо других государств. На данный момент существует множество проблем связанных с отдельными сухопутными массивами (островами). Одна из проблем связанна с Курильскими островами, так как на протяжении многих лет спор между Японией и Россией о том кому они принадлежат остается не разрешенным.

§ 2.2 Понятие и виды, установление и режим государственной границы

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ 1993 года20, является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории РФ — суши, вод, недр и воздушного пространства.

Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими. Границы бывают также геометрическими, проводимые по прямым линиям от одной точки к другой. При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п. Бывают также границы, совпадающие с параллелями или меридианами.

Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности.

Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними государствами. Иногда они проводятся по берегу, чаще по так называемому тальвегу — линии наибольших глубин, иногда — по середине реки. Такие границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по срединной линии реки по состоянию на данный момент. В случае же внезапных и значительных изменений русла реки граница, как правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами соответствующего соглашения о ее изменении.

Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.

Установление межгосударственной сухопутной границы проходит две стадии. Первая — делимитация границы — договорное определение прохождения линии государственной границы с подробным ее описанием и нанесением на карты; вторая — демаркация границы — сводится к проведению государственной границы на местности. Для демаркации создается пограничная демаркационная комиссия, состоящая из представителей сопредельных государств. В ее задачи входит обозначение границы на местности, установление пограничных знаков, составление подробного протокола с описанием прохождения линии границы, пограничных знаков и с приложением соответствующих схем, фотоснимков и т.п. Повторные демаркации государственной границы, проводимые в случае необходимости, носят название редемаркации.

Государства, располагающие морским побережьем, имеют морскую государственную границу, которая устанавливается по линии внешнего предела территориальных вод.

Граница территориальных вод − морская государственная граница− проходит на определенном расстоянии от линии самого низкого уровня воды на побережье моря (внутренняя граница территориальных вод), т.е. от линии наибольшего отлива при обычном отливе. Если берег извилист, внутренняя граница территориальных вод может проводиться по-разному: вдоль берега или от мыса к мысу, с учетом так называемых базисных линий.

Территориальные воды за пределами морских гаваней начинаются от наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных) вод. Если перед самым берегом расположены острова, то территориальные воды начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами относится к внутренним водам государства. Другие, принадлежащие государству острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды.

Внешняя и внутренняя границы территориальных вод устанавливаются законодательством государства с учетом и на основе общепризнанных международно-правовых норм. Ширина пояса территориальных вод может варьироваться, согласно современному международному праву, в пределах от 3 до 12 морских миль.

Поверхность, образованная движением вертикали вдоль линии сухопутной и водной границ в воздушном пространстве, составляет воздушную государственную границу. Продолжение этой поверхности в недра образует государственную границу недр.

До сих пор государства не устанавливали верхнего предела воздушного. пространства, составляющего государственную территорию.

Государственная территория представляет собой, таким образом, пространство, расположенное в трех средах. Сухопутные, водные и воздушные государственные границы определяют его пределы.

Режим государственных границ включает правила:

  • содержания Государственной границы;

  • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

  • перемещения через Государственную границу товаров и животных;

  • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных;

  • ведения на Государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правила.

Правилами содержания государственных границ регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержание пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственных границ.

Пересечение государственных границ на суше лицами и транс портными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами. Этими актами может определяться время пересечения государственных границ, устанавливается порядок следования от государственных границ до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Пограничным войскам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения Государственной границы военнослужащими этих войск и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границ.

Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с международными договорами.

Иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальных водах пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность государства.

Соответственно в пределах своей территории государство осуществляет территориальное верховенство, заключающейся в легитимизации публичной власти. Пределы Государственной территории определяются государственной границей.

В апреле 2014 года стало известно, что новая проблема территориального спора возникла вокруг Арктики.

Арктика на ближайшие годы становится местом, где сосредоточатся значительные геополитические интересы России. И здесь сражение предстоит посерьезнее. На доминирование в Арктике, помимо нас, претендуют США, Канада, Норвегия и Дания. Положение осложняется тем, что до сих пор четкие границы там не определены, да и моральных оснований для претензий не то чтобы меньше, но звучат они уже не так убедительно21.

В конце апреля геологи доказали принадлежность арктического хребта Менделеева к России. Открытие континентального происхождения коры хребта позволило РФ претендовать на расширение российских территорий в Арктике.

Коротко о том, за что предполагается биться. По оценкам Геологической службы США, неразведанные традиционные запасы нефти и газа в регионе составляют приблизительно 90 миллиардов баррелей нефти, 1,669 триллиона кубических футов природного газа и 44 миллиарда баррелей газоконденсатов. Это около 30% от общего объема неразведанных запасов природного газа, 13% от общего объема неразведанных запасов нефти и 20% от мировых запасов газоконденсатов.

Таким образом, Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение.

Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.

Соответственно можно сделать вывод, что значение государственных границ велико для каждого государства, поскольку они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами, являющимися материальными условиями жизни всякого общества. Государственные границы определяют также пределы территориального верховенства государства, то есть полной и исключительной власти государства, обеспеченной всеми средствами принуждения, предусмотренными его законодательством. Четкое разграничение принадлежащих государствам ресурсов и пределов их верховной власти имеет существенное значение для предотвращения конфликтов между ними и развития мирного сотрудничества на границах. Арктический спор может еще более усугубить отношения России и США. А поэтому в Арктике будет наращиваться военная группировка. Собственно, еще в конце прошлого года министр Сергей Шойгу пообещал, что уже в 2014 году в Арктике появятся собственные войска. Часть аэродромов уже приведена в боевую готовность, а ВМФ и ФСБ планируют создать единую систему базирования кораблей.

Заключение

Значение территории как материальной основы государства не нуждается в особых пояснениях. Неслучайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории - одна из главных задач государства.

Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено содержание его основных принципов - неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ. Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Территория понимается как пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства.

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» ( ч. 2 ст. 67).

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Значение государственных границ велико для каждого государства, поскольку они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами, являющимися материальными условиями жизни всякого общества. Государственные границы определяют также пределы территориального верховенства государства, то есть полной и исключительной власти государства, обеспеченной всеми средствами принуждения, предусмотренными его законодательством. Четкое разграничение принадлежащих государствам ресурсов и пределов их верховной власти имеет существенное значение для предотвращения конфликтов между ними и развития мирного сотрудничества на границах

Территориальный спор между Японией и Россией относительно принадлежности южных Курильских островов остается неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. В частности, Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В честь подписания этого документа в Японии ежегодно 7 февраля отмечают «День северных территорий». Позиция Москвы по «Курильскому вопросу» состоит в том, что острова вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Пути решения проблемы:

1) подписать соглашение с Японией, соответственно решение сторон должно быть взаимоприемлемым;

2) не наносить ущерб суверенитету и национальным интересам России; 3) получить поддержку общественности и парламентов обеих сторон; 4) также провести голосование среди населения спорных Курильских островов, ведь в первую очередь, нужно прислушиваться к мнению народа.

Арктика становится новой точкой для конфликтов между Россией и США. Ни одно государство не оспаривает права арктических прибрежных стран в их исключительных экономических зонах. Никем не ставится под сомнение их право расширить границы континентального шельфа за пределы этих зон, если при этом будут соблюдены процедуры, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву (обращение в комиссию). Россия по праву гордится обладанием большей частью ресурсов региона. В зоне ее юрисдикции в Арктике находится, по оценкам, более половины предполагаемых запасов нефти и почти все (95%) запасы газа. Вторым крупным обладателем арктических ресурсов являются США, на которые приходится около 40% предполагаемых запасов нефти. Так что вопрос о разработке ресурсов арктического шельфа – это почти исключительно вопрос о том, как Россия и США распорядятся здесь своими суверенными правами.

Исходя из выше перечисленного можно выделить следующие пути решения данной проблемы:

  1. совместное сохранение арктических экосистем;

  2. совместные научные исследования;

  3. взаимодействие сил береговой охраны;

  4. отработка совместных действий по спасанию на море и реагированию на чрезвычайные ситуации.

На этих и других направлениях потенциал для сотрудничества наших стран намного больше существующих сегодня заделов.

Список использованных источников

Законы и иные нормативно акты:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014г.) //Российская газета.– 1993– № 237.

  2. Закон РФ «О Государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2009 г. и 19 июня 2013 г. // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. − 1993. − № 17.−Ст. 594; // Собрание законодательства РФ. − 2013. - № 5. - Ст. 5610; // Собрание законодательства РФ. −1997. − № 29. − Ст. 3507.

Судебная практика

  1. Определением Домодедовского городского суда Московской области от 05 декабря 2014 года уголовного дела № 1-656/2014// Правовая система «Гарант».

Учебники и учебные пособия:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. − М, 2010.− 624 с.

  2. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: учебник.− М.: Эскимо, 2011.− 848 с.

  3. Территория и гражданство // Государство и право. − 2009. − № 11.− С. 3−10.

  4. Борисова В.С. Территория государства // Актуальные проблемы правовой теории и практики. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС. − 2010. − № 7.− С. 5−14.

Статья и научные публикации:

  1. Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины // Полис. − 2011. − № 2. − С. 176−189.

  2. Ермошкин В.В. К вопросу о праве России на Южный Сахалин и Курильские острова // Государство и право. − 2009. − № 1. − С. 72−96.

  3. Ким Каг Вон. Многостороннее применение принципа наибольшего благоприятствования // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. − 2010. − № 3. − С. 80−94.

  4. Клименко Б.М. Мирное разрешение территориальных споров.−М.: Международные отношения, 2011. − 184 с.

  5. Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. − М.: Международные отношения, 1985. − 304 с.

  6. Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ − условие международного мира.−М.: Наука, 2010. − 166 с.

  7. Ковешников Е.М. Конституционное право РФ. Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов. −М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009.−216 с.

  8. Левин Д.Б. Принципы мирного разрешения международных споров. − М.: Наука, 2013. − С. 60− 83.

  9. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостности − главные принципы современной Российской государственности // Государство и право. 2010. − № 4. – С. 15−25.

  10. Орлова М.Ф. Территория и границы субъекта Российской Федерации: На примере Астраханской области: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

  11. Полякова Т.М. Суверенитет государства и глобализация // История государства и права. − 2009. № 7.− С. 22− 30.

  12. Примаков Е. успехи, но диспропорции // Российская газета. − 2009.− № 11. − С. 15−16.

  13. Пушмин Э.А. Мирное разрешение международных споров (международно-правовые вопросы). - М.: Международные отношения, 2010. −208 с.

  14. Чиркин В.Е. Государствоведение. Учебник.−М.: Юристъ, 2010. − 400 с.

  15. Щербаков А.С. Государственная граница России и право // Государство и право.−2011. −№ 9.−С. 118−132.

Шатилов А. Суверенитет - не политическая роскошь, а условие выживания // Российская газета. −2010. − № 12.− С. 28
  1. −32.

1 Устав Организации Объединенных Наций (принят 26 июня 1945 года) // Справочно−правовая система «Консультант плюс».

2 Упоров И.В. Теория государства и права,2007. С. 13.

3 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М. 1935. С. 543.

4 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237.

5 Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины // Полис. 2010. № 2. С. 176−215.

6 Борисова В.С. Территория государства // Актуальные проблемы правовой теории и практики. − Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2007. С. 212−225.

7 Орлова М.Ф. Территория и границы субъекта Российской Федерации: На примере Астраханской области: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 14−16.

8 Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 260−265.

9 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 296.

10 Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395−1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ,06.03.1995, № 10, ст. 823.

11 Соглашения «О статусе своих вооруженных сил на территории Киргизии» от 22 ноября 1993 года // Справочно−правовая система «Консультант плюс».

12 Конвенция «Организации Объединенных Наций по морскому праву» от 10 декабря 1982 года) // Российская газета. 2002. № 15.

13 Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года // Справочно−правовая система «Консультант плюс».

14 Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной Российской государственности 22 ноября 1993 года // Государство и право. 2004. №4. С. 6.

15 Полякова Т.М. Суверенитет государства и глобализация // История государства и права. 2007. №7. С. 4.

16 Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 года // Справочно−правовая система «Консультант плюс».

17 Шатилов А. Суверенитет - не политическая роскошь, а условие выживания // Российская газета. 2007. 2 окт.

18 Примаков Е. 2006: успехи, но диспропорции //Государство и право. 2007. №5. С. 15−10.

19 По материалам сайта «http://rbcdaily.ru/world/562949990543073» (13.02.14)

20 Федеральный закон РФ от 1 апреля 1993 года (В ред. от 08.12.2011) № 424-ФЗ « О государственной границе РФ» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

21 По материалам сайта «http://www.km.ru/science-tech/2014/05/13/osvoenie-arkticheskogo-shelfa/739777-eksperty-sravnili-novosti-geologii-rf-s» (23.04.14).

Просмотров работы: 34371