ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ В РОСПИСИ БОРЕЦКИХ ПРЯЛОК - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ В РОСПИСИ БОРЕЦКИХ ПРЯЛОК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Борецкая роспись получила свое название по одному из центров белофонной росписи Русского Севера, самый крупный из которых находится в небольшом селе Борок на берегу Северной Двины (Архангельская область), возникшем при заселении этого края новгородцами. В XV веке началось складывание основной территории единого государства, политическое объединение русских земель под властью Москвы. Защитницей новгородской вольности была вдова новгородского посадника Марфа Борецкая. Она объединила вокруг себя новгородских бояр. Чтобы усмирить их, Иван III отправил свое войско на Новгород, и ему удалось захватить город. Марфа Борецкая вынуждена была бежать с боярами на Северную Двину, где она и поселилась. Возможно, сюда перебрались и новгородцы-иконописцы, сохранившие свои живописные традиции. Иконописное мастерство передавалось из поколения в поколение, благодаря чему сохранились неповторимые черты древнего новгородского искусства, которые отмечаются в росписях борецких прялок конца XVIII века. В Борке предметы быта и орудия труда украшались росписью. Своеобразным явлением была роспись борецких прялок, которые были не только орудием труда, но и произведением искусства. Прялки украшали росписью очень тщательно, вкладывая в их художественное оформление много мастерства и таланта. По мнению искусствоведов и ценителей народного искусства, роспись ранних борецких прялок говорит о том, что их авторами были талантливые мастера, а своеобразие стиля указывает, что многие по профессии были иконописцами, унаследовавшими традиции новгородских мастеров [6]. Новгородская иконопись интересна и своеобразна. Образцы икон известны начиная с XI в., а своего расцвета иконопись достигает в XV в. Иконописному искусству этого времени присуща лаконичность контуров и их тонкий ритм, сдержанные движения и скупые жесты, стилизация очертаний фигуры, в которой слабо выявляются анатомические закономерности, всегда соблюдавшиеся в византийской традиции [8]. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких пятен.

Отдельные элементы композиции связаны между собой и имеют красивый живописный абрис. Мастера Новгородской школы иконописи часто в своих произведениях изображали фигуры, горки, симметрично расположенные деревья, что создает впечатление завершенности композиции. Эта симметричность разбивается различными деталями. Часто композиция икон строится ярусами, изображения располагаются друг под другом. Архитектурные образы в иконах выразительны и имеют теплые и приятные цвета. Окна, двери, занавески на окнах обычно выполнены в темных тонах. Стены архитектурных сооружений в большинстве случаев имеют орнаментальное украшение. Некоторые элементы композиции выделялись путем нанесения на них ярких красок: киновари, умбры. Характерной чертой новгородской иконы является своеобразное изображение деревьев. Их кроны были закруглены и напоминали веер. Листва в кронах изображалась заостренным углом, а стволы были стройные.

Особенностью новгородской иконы было наличие смысла в изображении рук. Их положение символизировало то или иное эмоциональное состояние, его оттенок. Существует несколько устойчивых образов, используемых в иконописи: смирение, благочестие, богатырская сила, задумчивость, скорбь, одухотворенность. Фигуры персонажей были немного вытянуты, что создавало впечатление стройности, изящности и торжественности.

Обращаясь к борецким прялкам, мы видим, что их в композиции встречается форма иконостаса, которая разделяет прялку на ярусы-ставы, заполненные квадратиками наподобие икон, а внизу мастера рисовали дверь, повторяющую по форме царские врата алтаря. Художник использовал и иконописный колорит. Однако от иконописи сохранились только внешние признаки. Содержание росписи самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистые солнца и остроконечные звезды [5].

В растительном борецком орнаменте прялки появилась потребность к богатой украшенности скромной бытовой вещи. Крупный по рисунку и прихотливый по движению, орнамент имеет характерную особенность: напряженный глубокий цвет с преобладанием киновари и темно изумрудной зелени. Основные элементы – длинные изогнутые с одной стороны листья и тюльпановидные цветы крина. Растительный орнамент заполняет поверхность предмета, декор подчинен форме предмета. Мотив тюльпана, которому отводится особое предпочтение, встречается на многих северных иконах XVII в., что подтверждает мысль о тесной взаимосвязи иконописцев с народными мастерами – авторами северных прялок.

При изображении людей применялись приемы, характерные для новгородских иконописцев: лица покрывались светло-коричневой краской, затем прорабатывались светлыми мазками, подчеркивающими форму носа, линию губ, глазные впадины. Точно также белильными мазками показаны складки и светлые места в одеждах, отчего изображение приобретало объемность.

Во второй половине XIX в. колорит борецкой росписи изменился: природные красители были вытеснены анилиновыми красками. Мягкий бархатисто-красный и изумрудно-зеленый цвета стали более яркими, резкими, кричащими. Благородство, сдержанность цвета сменяется броской яркостью. Растительный орнамент утратил сочность и крупные формы, стал сухим и более размельченным. Место в центре лопасти по традиции занимает «древо жизни». Только теперь оно превратилось в пышный куст. Такими прялки были к началу XX в. За свою яркость, позолоту и белый фон они пользовались большим успехом, и везли их с ярмарок в Москву, Петербург и по всему свету.

Список литературы

  1. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. – М.: Изобразительное искусство, 1970. – 199 с.

  2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под. ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.: ил.

  3. Жегалова С. К. Русская народная живопись: Кн.для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с., ил.

  4. Изместьева Л. А. Борецкая роспись. – Архангельск, 1994.

  5. Круглова О. В. Народная роспись северной Двины. – М., 1974.

  6. Народные росписи Русского Севера: Методика обучения народному орнаментальному искусству студентов художественно-педагогических специальностей (на материале росписей по дереву Северо-Западного региона). – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999. – 104 с.

  7. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М. 1983.

  8. Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. Москва, 2008 — 576 с. Серия: Древнерусская живопись в музеях России. Серия основана в 2002 году.

5

Просмотров работы: 1188