Эффективной формой изучения предмета, в частности самостоятельного, являются медиа-ресурсы. Видео уроки и видеофильмы по биологии доступны учащимся в любое время и в любом месте. Необходимо лишь наличие компьютера и необходимое программное обеспечение для просмотра видео-материалов. В сети интернет можно выявить ряд сайтов, представляющих некоторые мультимедиа или фрагменты видеофильмов, применение которых возможно при изучении биохимических вопросов.
1. Видеопортал http:// www.youtube.com. Представлены реакции на белок: биуретовая, ксантопротеиновая, взаимодействие со спиртом; взаимодействие белков, углеводов и аминокислот с сульфатом меди в щелочной среде. Химические реакции на белок записаны в виде коротких видеофрагментов длительностью до 1 минуты, сопровождаются полным объяснением принципа прохождения реакций. Можно рекомендовать для демонстрации на уроках биологии в 9-11 классах. Последний видеофильм сочетает лекцию с демонстрацией химических реакций, и рассчитан на 54 мин 54 сек. Длительность фильма лимитирует его применение на уроке, он может быть рекомендован для самостоятельного просмотра в домашних условиях.
2. Образовательный ЕГЭ-центр «Пирамита», сайт: http://paramita center.ru/content/video-po-biologii-tsep-perenosa-elektronov-tsep-elektronov. Представляются в он-лайн режиме фрагменты мультимедиа по разделам молекулярная биология, цитология, генетика и селекция, анатомия человека, зоология, ботаника, экология, эволюция. Можно заметить, что по биохимии не представляются продукты мультимедиа, однако можно демонстрировать фрагменты: Репликация ДНК, «Лактозный оперон (структура и экспрессия)», «Транскрипция», «Регулируемая транскрипция», «Процессинг мРНК», «Сплайсинг мРНК», «Трансляция», «Посттрансляционная модификация белков», «Транспорт белков в органеллы (в митохондрии)», «Транспорт белков «на экспорт»», «Конститутивная секреция», «Регулируемая секреция», «Рециркуляция белков», «Сигнальный путь инсулина», «Протонный градиент и синтез АТФ», «Цепь переноса электронов», «Фотосинтез (светозависимая фаза)», «Фотосистема II (строение и функции)». Эффектная графика не воспринимается в полном объеме, так как идет озвучивание на английском языка. На сайте представлен перевод текста на русский язык, текст очень сложен для восприятия учащимися 10-11 классов, при включении данных средств мультимедиа учитель должен комментировать просматриваемый видеофрагмент. Данный ресурс можно рекомендовать при проведении элективных курсов, подготовки к олимпиадам по биологии и экзамену ЕГЭ, однако английская версия озвучивания затруднит работу учащихся.
3. Уроки биологии онлайн, сайт http://biology-online.ru/video/obschaja-biologija/kletka-kletochnaja-teorija. Представляются фильмы и презентации по разделам: природоведение, ботаника, зоология, человек, общая биология, биография ученых, химия. В разделе общей биологии отражаются учебные фильмы к урокам биологии в 9-11 классах, которые представлены по темам: увеличительные приборы, клетка и клеточная теория, размножение и развитие, антропогенез, теория эволюции, основы генетики. К средствам мультимедиа для изучения биохимических вопросов в школе можно ознакомиться с советскими учебными фильмами: «Белок», «Углеводы», «Липиды», «Биосинтез белков», «Клетки многоклеточного организма», «Обмен веществ и энергии в клетке», «Роль хлоропластов в фотосинтезе» и видеофрагментами с применением эффектов мультимедиа: «Нуклеиновые кислоты в биосинтезе белка (фрагмент фильма «Раскрывая тайну происхождения жизни на Земле»)», «Фотосинтез», «Значение фотосинтеза», «Механизм фотосинтеза».
4. Документальные фильмы онлайн, сайт http://doctube.ru/ science/ biology/894-zhizh_kletki.html, рубрика «Биология и генетика». Представлено три фильма: «Строение клетки и взаимодействие с вирусом», «Внутренняя Вселенная. Тайная жизнь клетки», «Внутренняя жизнь клетки».
В первом советском 30-минутном фильме рассказывается, что за последние десятилетия биологи достигли невероятных вершин в изучении строения живой клетки. Благодаря современным технологиям можно заглянуть внутрь, и своими глазами наблюдать за увлекательной жизнью внутри клеток; увидеть, насколько огромен мир клетки, насколько много процессов постоянно протекает внутри. Во втором фильме, созданном в 2012 году с применением современных компьютерных технологий, рассказывается, что от правильной жизнедеятельности клеток зависит жизнь организма, в том числе и человека. Однако вирусы не дремлют, выискивая слабые места в иммунной защите, вирус преследует свои цели – создать как можно больше вирусов. И он не остановится, пока не достигнет своей цели. Кто же победит в этой войне – коварные вирусы или наш организм? В третьей части с помощью современной компьютерной графики иллюстратор Йельского университета Д. Болинский, ведущие аниматоры Д. Либлер и М. Астрахан из XVIVO для факультета Молекулярной и клеточной биологии Гарвардского университета создали краткое пособие по строению клетки и основным процессам протекающим внутри нее. Ослепительные 8,5 минут анимации заняли 14 месяцев работы. Впервые фильм был продемонстрирован в 2006 на ежегодной конференции SIGGRAPH (short for Special Interest Group on GRAPHics and Interactive Techniques) в Бостоне.
5. Виртуальные лабораторные работы, сайт http://www.virtulab. net/index.php?option=com_content&view=article&id=290:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108. В рубрике «Химия», качественные реакции на крахмал и белки (биуретовая и ксантопротеиновая).
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, сайт http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/947bea92-5a16-b954-69e0-8b9cceeda3e5/114728/ В разделе «Биохимия» представляются интерактивные модели-анимации по биохимии:
1. Изучение ковалентной модификации регуляторных белков с помощью меченого АТФ.
2. Изучение полного спектра белков методом двумерного электрофореза.
3. Изучение синтеза ДНК с помощью радиоактивно меченого тимидина.
4. Изучение транскрипции генов с помощью радиоактивно меченого уридина.
5. Исследование дыхательного контроля митохондрий.
6. Исследование изоформ фермента лактатдегидрогеназы методом неденатурирующего электрофореза.
7. Исследование ингибиторов дыхательной цепи митохондрий.
8. Исследование окислительного фосфорилирования с различными субстратами.
9. Качественная реакция на гемовые соединения.
10. Качественная реакция на крахмал.
11. Качественная реакция на углеводы ( с α-нафтолом).
12. Количественное определение концентрации белка биуретовым реактивом.
13. Ксантопротеиновая реакция (качественная реакция на ароматические аминокислоты).
14. Определение молекулярной массы пепсина методом электрофореза с додецилсульфатом натрия.
15. Очистка препарата интерферона методом ионообменной хроматографии на катионообменнике.
16. Проведение ветеринарной экспертизы на наличие допинга (кофеина) в моче лошадей, участвующих в скачках, методом тонкослойной адсорбционной хроматографии.
17. Разделение белков сыворотки крови методом гель-проникающей хроматографии с целью частичной очистки иммуноглобулина G.
Анализ представленных средств мультимедиа по биохимии показывает, что на уроках биологии в общеобразовательной школе для учащихся 10-11 классов можно рекомендовать только часть из них. Например, показать ксантопротеиновую реакцию на циклические аминокислоты или качественную реакцию на крахмал. Остальные анимации возможны к применению при проведении элективных курсов, в классах с углубленным изучением биологии, для самостоятельного изучения биохимических вопросов.
Недостаток большинства продуктов мультимедиа, заключается в отсутствии (не доступности) функции «Скачать» с выбранного сайта. Не все учителя биологии владеют компетенцией перевода средств мультимедиа из сети интернет на собственный компьютер. На уроках биологии, таким образом, выбранные видеофильмы можно показывать в условиях возможности подключения к интернету.