ПРАКТИКА И ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАКТИКА И ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Красноченко О.С., Наливайко И.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первое десятилетие 21 века ознаменовалось повсеместным проникновением мультимедийных ресурсов и технологий во все сферы нашей жизни, включая науку и образование. По мнению Е.С. Полата с соавторами, проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее время вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке [7].

Л.А. Бодьян, А.Н. Бодьян, А.Н. Бахаева пишут, что «сегодня учебный процесс обязательно должен дополняться новыми формами организации занятий. Интерактивные формы и методы обучения завоевывают все большее признание и использование. Кроме того, информатизация общества и безусловная необходимость информатизации образования требует совершенствования методологии и практики разработки соответствующих средств обучения» [1, с. 69].

По мнению В.А. Севрюковой, «происходящий сегодня процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе школе необходимо быть информационной. Основополагающим элементом такой школы должна стать компьютерно-технологическая среда с постоянно развивающимся учебным пространством. Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, интерактивной доски, мультимедийных программ, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции). Таким образом, информатизация образования – это процесс трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества» [9, с. 175]. Применение информационных технологий в преподавании различных предметов способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал [9].

Наглядная интерактивная демонстрация является продуктивным методическим подходом для ознакомления с памятниками исторического и художественного наследия, экспонатов закрытых фондов, физическими явлениями и химическими реакциями, биологическими объектами, ландшафтами, гипотетическими реконструкциями и мемориальными событиями. Демонстрация аудиовизуальных ресурсов позитивно влияет на восприятие научных докладов и существенно увеличивает информативность презентационных материалов.

Использование видеозаписей лабораторной практики при создании образовательных пособий может оказаться продуктивным подходом для улучшения качества дистанционного образования и решить ряд биоэтических проблем, связанных с острыми экспериментами. Видеоархивы полных лекционных курсов, конференций, лекториев и семинаров могут быть использованы учащимися очной и заочной форм обучения для подготовки к предстоящим лекциям и экзаменам, а так же для ознакомления с содержанием курсов, не входящих в учебный план. Подобные материалы оказываются полезными не только для учащихся, но и для лекторов, совершенствующих свое искусство преподавания на примере мастеров.

Ряд ученых отмечают важную роль средств мультимедиа и ИКТ для самостоятельного изучения материала, для дистанционного обучения [1,2,3,6, 9, 10].

Со слов Ф.О. Каспаринского и Е. И. Полянской «профессор М.В. Гусев, руководивший Биологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова в период появления и становления мультимедийных технологий, понимал важность научного подхода при разработке и внедрении новых образовательных технологий. Обращаясь к студентам-первокурсникам 1 сентября 2004 года, он призвал относиться к научно-образовательным ресурсам факультета, как к среде, контакт с которой способствует формированию знаний, но вовсе не гарантирует их получение. По его мысли, нужная совокупность связей между нервными клетками головного мозга возникает лишь при заинтересованной, сосредоточенной и длительной работе с учебными материалами. Унификация аппаратной и программной технологической базы способствует сужению кругозора, стагнации научных исследований и снижению качества образования. Копирование информации без ее анализа, систематизации и авторской переработки учащимися – верный путь к безграмотности и формализму» [5].

По мнению В.В. Данилова, на фоне очевидной экспансии ИКТ практически на всех фронтах жизни общества, российская общеобразовательная школа явно остаётся недостаточно оснащённой информационно-коммуникационными технологиями. Почти сорок лет продолжаются попытки внедрения информационных технологий в педагогический процесс. Однако пока они не привели к какому-либо достаточному результату. Ведь и сегодня уроки в обычной общеобразовательной школе мало чем отличаются от уроков в той же школы сорок лет назад: те же мел, доска, плакаты, дневники, тетрадки, учебники [4].

А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков отмечают, что массовое освоение учителями информационно-коммуникационными технологиями в рамках различных курсов повышения квалификации и самостоятельно не гарантирует адекватное целям и задачам образования их применение в образовательном процессе. Проведенное анкетирование слушателей курсов повышения квалификации показало, что 78% опрошенных педагогов, имеющих соответствующие умения использовать компьютер в решении профессиональных задач, тем не менее, не делают этого в системе, объясняя не столько недостаточно развитой информационно-образовательной средой школы, сколько верой в силу слова и традиционных средств обучения; нежеланием продемонстрировать ученикам неуверенное владение ИКТ и менять разработанные ранее алгоритмы проведения учебных занятий.

Изучение того, как применение ИКТ наиболее мотивированными педагогическими работниками влияет на достижение педагогических целей, также подтвердило отсутствие прямой связи между уровнем оснащенности, финансовой обеспеченности школы и эффективностью информатизации образовательного процесса. В частности, было выявлено, что в ходе формирования и развития универсальных учебных действий школьников значительное число опрошенных учителей контрольной группы не используют ИКТ в качестве важнейшего инструментария либо делают это спонтанно, бессистемно, не опираясь на методические рекомендации специалистов. При этом соотнесение содержания универсальных учебных действий и компетенций, формирование которых необходимо на уровне начального, основного и среднего общего образования, с практическим применением ИКТ в образовательном процессе педагогами экспериментальной группы показало, что к числу наиболее сложных результатов относятся:

• формирование критического отношения обучающихся к информации, полученной из различных источников;

• воспитание правовой культуры в сфере создания, использования, обработки и передачи информации;

• воспитание здорового и безопасного образа жизни в контексте рисков развития информационного общества;

• развитие регулятивных универсальных учебных действий на основе использования результатов учебной деятельности, представленных в электронном виде;

• развитие проектных и исследовательских компетенций обучающихся [6].

В настоящее время сложилось три различных понимания слова «мультимедиа».

1. Первое – это «мультимедиа как идея», т.е. новый подход к хранению информации различного типа. По мере развития компьютерной техники появлялась возможность обработки все более разнообразной информации: начав с чисел, компьютер освоил работу с текстом; затем в сферу его интересов попали звуки и изображение; сегодня компьютер свободно обращается с озвучиванием и фрагментами видео.

2. Второе значение мультимедиа – это оборудование, которое позволяет работать с информацией различной природы. Это мультимедиа-платы, мультимедиа-комплексы и мультимедиа-центры.

3. Третье значение мультимедиа – это «мультимедиа-продукт» – продукт, составленный из данных всевозможных типов, да еще такой, в котором можно сориентироваться: каталог, энциклопедия. Чаще всего такой продукт ассоциируется с CD-ROM и DVD-ROM. Мультимедиа-продукт может содержать не меньше информации, чем довольно большой музей или библиотека, он организован так, чтобы в нем можно разобраться без специального образования. Мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

• возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

• возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

• возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;

• возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

• возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

• возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

• возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;

• возможность подключения к глобальной сети Internet;

• возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

• возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);

• возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;

• возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

• возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

Компьютеризация отечественной системы образования – тема обширная, многообразная и актуальная. Министерство образования и Государственный комитет по высшему образованию в России в последнее время уделяет все больше внимание обучающим программам. Республиканский центр интерактивных средств обучения разработал ряд мультимедиа учебников по естественным, гуманитарным и техническим циклам.

К мультимедиа продуктам учебного назначения относятся:

1. Мультимедийные продукты, разрабатываемые преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин: курсы лекций, учебные пособия; учебные презентации; учебные фильмы, видеоуроки.

2. Электронные мультимедийные учебники, энциклопедии, словари, атласы географические и т.д.

3. Интерактивное дистанционное обучение посредством мультимедийных обучающих программ [8].

Наличие у преподавателей-предметников компетентности по созданию и использованию средств мультимедиа по учебным дисциплинам может явиться стимулом для формирования соответствующей компетентности у студентов педагогических вузов, стремлению создавать и применять средства мультимедиа в своей педагогической деятельности.

Применение информационных технологий в преподавании различных предметов способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.

На данном этапе, важнейшая задача школьного учителя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания [9].

Литература.

1. Бодьян, Л.А. Информатизация образования как способ индивидуализации продуктивного взаимодействия преподавателя и студента [Текст] / Л.А. Бодьян, А.Н. Бодьян, А.Н. Бахаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 1-2. – М., 2014. – С.69-72.

2. Волик М.В., Козаева С.В. Использование информационных технологий в образовании [Текст] / // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 4-2. – М., 2014. – с.97-99.

3. Волик М.В., Зурабов А.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 12-2. – М., 2013. – с.178-181

4. Данилов В.В. Практика применения информационно-коммуникационных технологий в современной школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 4. – М., 2010. – с.287-290.

5. Каспаринский Ф.О. Полянская Е. И. Мультимедийные наглядные пособия и видеолекции – эффективные инструменты распространения биологических знаний // Науки о жизни и образование. Фундаментальнын проблемы интеграции: Матер. Всероссийск. научн. конф. посвящ. памяти проф. М.В Гусева, МГУ им. М.В. Ломоносова 2-4 февраля 2009 / Ред. совет Е.С. Лобанова и др – М.: МАКС Пресс, 2009. – С. 136-140

6. Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Перспективы развития информатизации образовательного процесса в российских школах// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 2-2. – М., 2014. – с.141-144

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др.; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

8. Понятие мультимедиа технологии, классификация и области применения мультимедиа приложений. Мультимедиа продукты учебного назначения http://dander.ru/gos/41.html

9. Севрюкова В.А. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 2-2(59). – М., 2014. – с.175-177

10. Южанинова Е.Р., Исайкина Е.Ю. Образовательные ресурсы интернета: потенциал и практика использования в обучении студентов биологических специальностей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 12-2. – М., 2013. – С.317-324.

Просмотров работы: 1459