ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Ладыгина Е.Е. 1, Михайловский М.Н. 1
1ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В данной статье рассмотрено профессиональное становление сестринского персонала в процессе обучения. Намечены аспекты развития специалистов на протяжении всей трудовой деятельности, что позволяет повысить эффективность профессионального труда медицинских сестер и полнее использовать человеческий фактор.

Изменения, происходящие в жизни нашего общества, сложившиеся социально-экономические условия существенно повлияли на ситуацию в здравоохранении. Увеличение числа больных, усложнение характера заболеваний, внедрение в медицинскую практику инновационных технологий, требует своевременного и качественного выполнения медицинскими сестрами диагностических и лечебно-профилактических мероприятий. Совершенствование системы ухода за пациентами, повышение качества и доступности сестринской помощи считаются одним из основных направлений в деятельности медицинской сестры. К сожалению, эффективность проводимых современных лечебно-диагностических и профилактических мероприятий не достаточно высока. Основными причинами такого положения могут быть [2]:

  1. Содержание подготовки сестринского персонала слабо ориентировано на особенности деятельности в различных профильных лечебных учреждениях.

  2. Слабо учитываются физиологические, психологические, возрастные особенности медсестринского персонала в процессе их подготовки и профессионального совершенствования.

  3. Немногочисленны исследования по изучению закономерностей достижения профессионализма в деятельности медсестринского персонала на различных уровнях профессионального труда.

Увеличение числа дефектов, ошибок в оказании медицинской помощи, случаи нарушения профессиональных технологий, стандартов оказания медицинской помощи, рост количества жалоб на качество работы медицинских учреждений обычно связаны и с личностными качествами, и с уровнем профессионализма медицинских работников. Среди самих медицинских сестер, к сожалению, отмечается низкая удовлетворённость своей профессиональной деятельностью, членством в трудовых коллективах [3].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние сестринской помощи и подготовка медсестринского персонала в стране не удовлетворяют требованиям современного общества. Назрело противоречие между социальной потребностью в квалифицированной, глубоко компетентной медицинской сестре, способной к самостоятельному продуктивному решению профессиональных задач по оказанию помощи и реально существующей практикой его подготовки, которая требует разрешения.

Изучение проблемы профессионального становления личности, разработка теоретических и методологических подходов к её решению основываются на достижениях в области психологии личности. Представители различных психологических направлений уделяют значительное внимание изучению структуры личности, её психических образований, свойств и качеств. Однако «статические» концепции личности не до конца раскрывают динамику её психической жизни. Между тем современный подход к проблеме предусматривает активную роль самой личности в процессе своего развития [1].

Для обозначения процесса формирования человека в трудовой деятельности используют разнообразные термины. Среди понятий, которые характеризуют процесс овладения специальностью и охватывают весь профессиональный путь человека, можно найти различные определения самого понятия профессионального становления и таких близких к нему по смыслу понятий, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессионализация, профессиональное развитие, идентификация личности с профессией, самореализация в профессии и т.д. [4].

На западе больше распространено понятие «карьера» (например, в США профориентация часто вообще называют «психологией карьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности. В американской традиции карьера - это определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель и т.д.). В течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы») [6].

Разработка целостной концепции профессионального становления в зарубежной психологии изучается в основном в рамках направления, которое можно назвать «психология карьеры» (psychology of career) или «карьерное развитие» (career development). Это направление берёт своё начало с классических трудов Ф. Парсонса, который, по общему признанию, является основоположником научно-психологического подхода к проблемам профессионального становления человека [5].

Согласно предложенному этим автором подходу, каждой профессии соответствует определённый набор психологических и физических качеств индивида, а успешность профессиональной деятельности и удовлетворённость профессией находится в прямой зависимости от степени соответствия индивидуальных качеств индивида и требований профессии.

К недостаткам данного направления относят игнорирование тех фактов, что как личностные структуры, так и профессиональные требования к реальной жизни являются весьма изменчивыми, а не стабильными, как это принимается в большинстве теоретических настроений. Тем не менее, это направление остаётся популярным вплоть до настоящего времени, и в немалой степени популярность эта обусловлена тем, что данный подход позволяет использовать в ходе анализа процессов профессионального становления практически любые существующие методы и методики диагностического обследования.

Наряду с традиционными для отечественной психологии, в рамках зарубежных концепций профессионального становления используются и специфические понятия: профессиональная карьера и типы карьер, карьерное и профессиональное развитие, профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная Я-концепция и ряд других.

При выборе профессии Е.А. Климов выделяет такие конкретные факторы, как учет своих интересов и склонностей; учет способностей; учет престижности выбираемой профессии; учет информированности о ней; учет позиции родителей; учет позиции одноклассников, друзей и сверстников; учет потребностей производства («рынка труда»), а также наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – личной профессиональной перспективы, которая считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов [4].

При рассмотрении проблемы профессионального становления личности выделяют два аспекта: изучение вопросов профессионального становления человека, во-первых, с точки зрения социально-экономической, а во-вторых, с точки зрения психолого-педагогической. Такое разделение обусловлено специфическими противоречиями самого процесса профессионального становления, который на социальном уровне выступает как противоречие между потребностями общества в профессиональных кадрах и реальными профессиональными (жизненными) планами людей, а на индивидуально-психологическом уровне – как противоречие между потребностью быть полезным обществу и потребностью самореализации.

Разрешение этого противоречия на социальном уровне невозможно без воздействия на индивидуальный процесс профессионального становления, и наоборот, объективные условия человеческой жизни и человеческих отношений в обществе невозможно привести в соответствие с интересами каждого человека, но вместе с тем, объективные условия не могут однозначно определять индивидуальный выбор.

Выводы

  1. Современные тенденции развития здравоохранения требуют своевременного и качественного выполнения диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, совершенствования системы ухода за пациентами, повышения качества и доступности сестринской помощи.

  2. Содержание подготовки и профессионального совершенствования среднего медицинского персонала должно быть ориентировано на особенности их деятельности в различных профильных лечебных учреждениях, с учетом физиологических, психологических, возрастных особенностей.

  3. Изучение динамики взаимосвязи деятельности и личности специалиста позволит определить алгоритм его продуктивного профессионального развития на протяжении всей трудовой деятельности.

Список используемых источников

  1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. - 365 с.

  2. Бастракова Е.Г. Профессиональное самопознание как условие профессионального становления медицинской сестры (опыт экспериментального исследования) / Человек и Вселенная. 2003. - №8 (29). - С. 15-24.

  3. Задворная O.JI. Непрерывное последипломное образование медицинских сестёр (Состояние и перспективы): Автореф. дис... канд. мед. наук. М., 1995. – 183 с.

  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

  5. Parsons F. The vocational bureau first report to Executive Committee & Trustees 1908 / In: Appendix history of vocational guidance. I.M. Brever, New York-London, 1942.

  6. Super D.E., Bahn M.Y. Occupational Psychology. London, Tavistock, 1971.

Просмотров работы: 1205