Как студентка, обучающаяся по специальности «Организация работы с молодежью», я много времени уделяю общению с молодыми людьми. Моя практическая деятельность в молодежных лагерях, участие в различных молодежных проектах, показали, что современная молодежь во многих случаях ведет себя безответственно не только по отношению к окружающим, но и к самим себе. Поэтому я решила выяснить, что же сегодня психологическая наука думает по этому поводу.
Современное общество требует от молодых специалистов таких развитых умений, как самостоятельность, ответственность, мобильность в деятельности. В ФГОС ВПО на первый план выдвигаются такие качества выпускника, как его способность принимать ответственные решения.
Ответственность является многогранным понятием, его изучают различные науки. Мы знаем ответственность с точки зрения ответственности перед семьей, обществом, совестью, к порученному делу и т.д.
В психологической литературе ответственность определяется как «способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или в коллективе нормам» [4].
О воспитании ответственности писали такие педагоги, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. П. Шацкий.
Ответственность изучалась психологами К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, Л.И. Дементий, К. Муздыбаевым, А.В. Петровским, В.П. Прядеиным и др.
У младших школьников ответственность изучали А. Д. Грибанова, В.А. Иванников, Т.Г. Самойленко и др., ответственность у подростков рассматривали В.В.Давыдов, Н.В. Кузнецова, Д.И. Фельдштейн и др., в студенческом возрасте ответственности посвящены работы Л.А. Барановской, Л.И. Дементий, Е.В. Крутых, В.П. Прядеина и др.
Исследователи рассматривают следующие компоненты ответственности.
1) Динамический компонент ответственности. Эргичность человека – это его активность, самостоятельность. Аэргичность – нерешительность, необязательность, поведенческая пассивность.
2) Мотивационный компонент ответственности. Есть социально значимая мотивация, связанная с чувством долга и преобладанием общественных интересов над личными и личностно значимая мотивация, которая выражается в желании получить поощрение, вознаграждение, избежать личных осложнений.
3) Когнитивный компонент изучается с точки зрения, насколько человек имеет целостное представление сути ответственного поведения. Осведомленность характеризуется поверхностным пониманием ответственности.
4) Результативный компонент ответственности. Говорит о том, насколько человек самоотвержен и добросовестен при выполнении коллективных дел и в какой степени для него важен общественный результат.
5) Эмоциональный компонент ответственности рассматривается с позиции, какие эмоции, положительные или отрицательные, испытывает личность при выполнении ответственных дел.
6) Регуляторный компонент изучается с позиции, насколько человек самостоятелен, самокритичен и независим при выполнении ответственных дел, в какой степени он способен брать ответственность на себя [3].
Изучение ответственности Е.В. Крутых у студентов-специалистов технического вуза показало, что у первокурсников ответственность в основном проявляется ситуативно, хотя студенты понимают суть ответственного поведения.
От первого к пятому курсу возрастают показатели всех конструктивных составляющих компонентов ответственности. Статистически достоверные различия говорят, что пятикурсники в ответственных делах проявляют активность, понимают суть ответственного поведения и берут ответственность на себя, испытывают положительные эмоции при выполнении ответственных дел. Они менее пассивны, для них важен как общественный, так и личный результат. У первокурсников ответственность проявляется ситуативно, а у пятикурсников величина показателей ответственности смещается в зону устойчивых проявлений [2]. Обучение в вузе положительно влияет на формирование ответственности студентов. Студенты понимают суть ответственного поведения, у них в большей степени проявляется самостоятельность, положительные эмоции при выполнении ответственных заданий [1].
Литература
1.Крутых Е.В. Ответственность как показатель субъектности студентов /Апрельские статьи: Материалы научно-практической конференции факультета управления КубГУ. – Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2004.
2.Крутых Е.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дисс… канд. психол. наук. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2006.
3.Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998.
4.Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии /Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2001.