Наше время, передовых технологий, и повышения уровня потребительских желаний, привело к неизбежному созданию многочисленных товаров и услуг, для облегчения жизни потребителя и удовлетворения его желаний. Также, произошло повышение спроса компаниями на продвижение предлагаемых услуг.
Под продвижением мы понимаем совокупность многих видов деятельности, для доведения информации о конкретном товаре или услуге до потребителя.
Продвижение преследует несколько целей, которые способствуют максимальному увеличению спроса на услугу и могут быть направлены на:
– предоставление информации об услуге;
– на создание положительного отношения к услуге или фирме, которая предоставляет услугу;
– на стимулирование к приобретению услуги и др.
Структура продвижения - это общая и конкретная коммуникационная программа фирмы, состоящая из сочетаний рекламы, связей с общественностью, персональных продаж и стимулирования сбыта.
Компании редко используют какую-либо одну форму продвижения. В большинстве случаев используется комбинация отдельных форм продвижения. Важно помнить, что каждый вид продвижения выполняет различные функции и поэтому дополняет другие.
Продвижение - микс. Это совокупность методов и инструментов, которые позволяют успешно вывести товар, услугу на рынок, стимулировать продажи и создавать лояльных предприятию клиентов. Функционирование системы обеспечивается путем использования комплекса продвижения. Комплекс продвижения (promotionmix) - сочетание рекламы, личных продаж, мероприятий по стимулированию сбыта, пропаганды и прямого маркетинга, которые используются предприятием для достижения рекламных и маркетинговых целей.
Реклама - не личные формы коммуникации с потенциальным покупателем посредством платных средств массовой информации с целью формирования знания о приобретении услуги, предпочтения и убеждения в необходимости покупки услуги.
Паблисити (пропаганда) - не личные и неоплачиваемые формы коммуникации с потенциальным потребителем посредством размещения новостей или положительных отзывов о предприятии. С целью побуждения к покупке.
Стимулирование сбыта - краткосрочные мероприятия побудительного характера, направленные на покупателей и участников канала сбыта, с целью формирования заинтересованности в покупке товаров и услуг.
Личные продажи - личная форма коммуникации с потенциальным покупателем с помощью беседы, с целью продажи предлагаемого товара или услуги.
Прямой маркетинг представляет собой прямые коммуникации с определенным покупателем, часто в виде индивидуального диалога с целью получения немедленного отклика или совершения сделки.
В настоящее время существуют тенденции или тренды, определяющие подход к процессу продвижения, используемые на современном этапе.
Трендом считается:
– доминирующее направление, в развитии общественного мнения;
– общее направление развития рынка.
На сегодняшний день существует множество тенденций в продвижении, рассмотрим наиболее актуальные из них.
Первым, одним из наиболее популярных трендов считается многоканальность. Это продвижение услуги по нескольким каналам, которые в свою очередь позволяют донести информацию до потребителя. Недостаточно иметь, к примеру, только сайт, он будет являться только одним из каналов. Для привлечения большего числа потребителей нужно распространять информацию о своей компании или услуге, с использованием нескольких каналов продвижения.
Следующим, одним из важных трендов в продвижении услуг, являются эмоции. Психологи четко разграничивают эмоции на положительные и отрицательные. К положительным эмоциям относят: радость, счастье, удивление, интерес, удовольствие, гордость и так далее. Отрицательные эмоции основаны на неприятных переживаниях: страх, равнодушие, ужас, гнев, печаль, отвращение, презрение, стыд. Эмоции носят сугубо личностный характер потребителя, психологи утверждают, что эмоции связаны с внутренними переживаниями человека и работы его «бессознательного Я». С каждым годом все большее число рекламодателей и рекламопроизводителей применяют суггестивный метод воздействия. Потребителю недостаточно получать одни и те же эмоции, их нужно постоянно обновлять. Недостаточно просто увидеть картинку, например, на баннере, она не запомнится, а если эта реклама вызвала бурю эмоций, то можно смело предположить, что в течении какого - то времени именно этот человек воспользуется рекламируемой услугой или купит, предлагаемый продукт.
Третьим трендом в продвижении услуг является интерактивность. Интерактивные формы взаимодействия - это возможность взаимодействия субъектов с использованием современных средств коммуникации, позволяющая осуществить индивидуальный подход к потребителю, учитывать особенность каждого клиента. Есть множество универсальных средств интерактивного взаимодействия. Рассмотрим некоторые из них:
Тренинги. Данная форма актуальна как на начальной стадии консультирования, когда решение проблем возможно с помощью тренинговых программ, так и на последующих стадиях, когда необходимо дополнительное обучение или повышение квалификации персонала компании. Они могут иметь различную тематику.
Форумы. Свободная форма интерактивности, где участниками могут выступать представители различных организаций, целью которых является обмен опытом и получение ответов на интересующие вопросы.
Онлайн-конкурсы. Конкурс, участие в котором могут принять любой желающий. Данный вид интеракции позволяет наиболее быстро отследить интерес к какому-либо продукту продвижения.
Мастер-классы. Они хороши тем, что могут иметь различную тематику. Благодаря мастер-классам появляется возможность обмена опытом с другими участниками мастер-класса.
Таким образом, анализируя вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы:
Продвижение-это весьма трудоемкий процесс, который требует огромных ресурсов. Для продвижения услуг лучше использовать весь комплекс продвижения, а не останавливаться на одном из них. Использование комплекса методов и инструментов в совокупности, принесет более качественный результат и будет в наибольшей степени приближен цели продвижения.
В рекламном мире существует множество трендов, направленных на продвижение товаров и услуг, мы же рассмотрели тренды, которые по нашему мнению являются одними из важных инструментов в продвижении, они могут работать как отдельный инструмент продвижения, так и совместном комплексе.
Список литературы:
Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. – СПб.:СПбГУЭФ, 1998. – 207 с.;
Гарри Бэквит. Продавая незримое.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 272 с.;
Дэвид Огивли. Огивли о рекламе. ООО "Издательство "Эксмо", 2002.-232с.;
Ковалев А.Н., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 176 с.
Сендидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К..Учебник по маркетингу. – Прогресс. 1989-630 с.
Филип Котлер. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва. М., - Изд. "Прогресс", 1991.