ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социокультурные преобразования в современном обществе объективно предполагают соответствующие изменения в системе образования, связанные с созданием условий для обогащения интеллектуального, нравственного, эмоционального потенциала личности. Такая идеальная гуманистическая цель образования, на наш взгляд, органичнее всего проявляет себя в условиях дополнительного образования.

В новых социально-экономических условиях именно дополнительное образование оказалось гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития детей. Большой вклад в изучение дополнительного образования внесен работами В. А. Березиной, Г. А. Бредихина, А. К. Бруднова, Г. П. Будановой, В. М. Гайнулиной, В. А. Горского, Е. Б. Евладовой, А. Я. Журкиной, Г. Н. Поповой, О. Е. Лебедева, Л. Г. Логиновой, М. О. Чекова, А. И. Щетинской.

Дополнительное образование детей осуществляется по пяти основным направлениям. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественно-эстетическое дополнительное образование, к которому относится дополнительное музыкальное образование.

Исследователи в области музыкального образования придерживаются разных точек зрения по поводу места дополнительного музыкального образования в системе современного российского образования.

Так, В. В. Медушевский разделяет музыкальное образование на общехудожественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, немузыкальных вузах, отчасти в ДМШ. Второе – в специальных учебных заведениях (ДМШ, училища, вузы) [1, с. 22].

А. В. Лагутин выделяет в системе музыкального образования общее, или начальное образование, достаточное для любительского музицирования и активной слушательской деятельности и осуществляемое в ДМШ, и специальное – профессиональное, подготавливающее музыкантов для исполнительской, педагогической, композиторской работы. Начальное музыкальное образование осуществляется в учреждениях дополнительного музыкального образования, к числу которых относятся: детские музыкальные школы (ДМШ), детские школы искусств (ДШИ), центры эстетического воспитания, внешкольные образовательные учреждения [2, с. 34-35].

И. С. Кобозева, говоря об уровнях музыкального образования, называет общее и профессиональное образование. По ее мнению, к средствам общего образования относятся общеобразовательные школы, к профессиональному - среднеспециальные (музучилища и педколледжи, музыкально-педагогические училища, и колледжи культуры) заведения и вузы (педвузы, консерватории, вузы культуры и искусства).

Характеризуя систему с позиций этапности, И. С. Кобозева структурирует систему музыкального образования как базовое и дополнительное. Первый этап – базовый, реализуется в учебных заведениях общего и профессионального музыкального образования, окончание которых связывается с получением конкретного образовательного документа. Второй этап, совершаемый без отрыва от первого, дает дополнительную музыкальную подготовку в учреждениях общехудожественного вида, в состав которых входят ДМШ и ДШИ, кружки и студии в различных Дворцах, Центрах, выполняющих работу по музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения, специализированную подготовку в кружках и т.п., в ССУЗах и вузах [3, с.132].

Специфика учреждения дополнительного образования заключается в том, что воспитанник имеет право сам, на свое усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, который в большей степени соответствует его интересам, склонностям и потребностям. Учреждение дополнительного образования детей в большей степени, чем школа, дает учащимся право самостоятельно извлекать полезные знания, умения, овладевать конкретной деятельностью, которая в перспективе может стать их профессией. В связи с этим учреждения данного типа имеют самостоятельное и самоценное воспитательное значение, дают широкий спектр образовательных услуг и в большей степени, чем школа, удовлетворяют интересы личности.

В условиях дополнительного образования ведущей установкой является ориентация на выстраивание межличностного взаимодействия, конструирование общения личностей в культуре, которая средствами искусства формирует человека с мощным духовным и творческим потенциалом, способного к позитивному изменению окружающего мира, творению культуры и себя в культуре.

Одной из задач в системе дополнительного образования является развитие музыкальной культуры детей как концентрированное выражение эстетического сознания и преобразование социальной реальности. Решение данной задачи связано с организацией творчески ориентированной образовательной среды на основе комплексного взаимодействия всех структурных подразделений.

Анализ литературы показывает, что образовательная среда учреждений дополнительного образования детей складывается как гуманистически ориентированное социокультурное пространство, богатое традициями и достижениями своих воспитанников, оперативно откликающееся на потребности и интересы ребенка, одной из главных ценностей которого является атмосфера сотворчества, сотрудничества воспитанников разного возраста и педагогов.

Обозначив творчески ориентированную среду, исследователи определяют следующие ее составляющие:

- аксиологизация музыкального развития личности через осознание ценности музыки как предмета искусства и ценностей в музыке, которые обусловили аксиологический подход к музыкальному развитию на основе актуализации ценностного потенциала музыки;

- музыкальные знания, приобретаемые и накапливаемые в процессе музыкальной деятельности, ведущей к развитию музыкальной культуры ребенка. Музыкальные умения характеризуются объемом, качеством и системностью музыкально эстетических знаний, адекватностью музыкального восприятия, системой музыкально-оценочных представлений;

- личностные качества педагога, его ценностные установки, как внутренний стержень, направляющий действия в определении смысла своей педагогической деятельности; личностные качества ребенка, способности, ценностный потенциал;

- продуктивное взаимодействие педагогов и детей в совместной творческой социально значимой деятельности [4, с. 58].

Таким образом, в результате включения детей в творческую среду происходит преобразование и присваивание общечеловеческого опыта, а также возникает свой, присущий лишь ему «ансамбль» сочетаний, совокупность личностных качеств и способов деятельности. Участие воспитанников в творческой деятельности является основным фактором развития музыкальной культуры личности в учреждениях дополнительного образования.

Список использованных источников:

1. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с.

2. Лагутин, А.В. Основы педагогики музыкальной школы / А. В. Лагутин. - М.: Музыка, 1985. – 132 с.

3. Кобозева, И.С. Национально-ориентированное непрерывное музыкальное образование: теоретико-методологический аспект: монография / И. С. Кобозева; под ред. чл-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2003. – 181 с.

4. Мальцев, А.П. Развитие музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мальцев Александр Павлович. – Оренбург, 2003. – 187 с.

Просмотров работы: 10074