ПЕРВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕРВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История музыки это не только история смены разных эпох, жанров и стилей, но также и история поисков новых звучаний, новых акустических условий реализации художественно-творческих замыслов композиторов. Музыка, как часть культуры, музыкальное творчество и исполнительство во все времена была тесно связана с появлением новых технологий. В том числе и вследствие этого каждая эпоха характеризуется и своим неповторимым звучанием, и освоением новых образных сфер.

Создатели и конструкторы музыкальных инструментов всегда шли в ногу со временем и развивались вместе с достижениями науки и техники. В европейской культуре в концу XVIII в. сложился основной набор музыкальных инструментов. На какое-то время возникновение и конструирование новых инструментов закончилось; обогащение звуковой палитры оркестра происходило, в основном, за счет усовершенствования инструментов. Исключение составляет саксофон, изобретенный Адольфом Саксом в начале 1840-х годов.

Однако технические достижения XX века – изобретение телеграфа, телефона и радио – дали создателям музыкальных инструментов новые возможности. Возникли радиоэлектронные музыкальные инструменты, и, следовательно, совершенно новая, уникальная область музыкальной культуры и творчества – электромузыка. Она явилась результатом совместного творчества радиотехников, акустиков и музыкантов. В основе лежит принцип синтеза звука, изобретенный немецким физиком, врачом, физиологом и психологом XIX века Г. Гельмгольцем. Ученый внес большой вклад в становление и развитие специфической области науки – музыкальной акустики. В своем исследовании он использовал тот факт, что любое звучание можно представить как набор чистых тонов, и наоборот, имея в своем распоряжение их в большом количестве, можно создать самые необычные звуки какой угодно высоты, громкости и тембра, которые нельзя воспроизвести с помощью инструментов оркестра. Отсюда и название, пожалуй, самого распространенного в современной электро-музыкальной области инструмента – синтезатора, (в основе его создания лежит принцип синтеза простых звуков для получения сложных). Таким образом, вот уже более века появляются один за другим новые электронные инструменты, создавшие особую звуковую среду сегодняшнего мира.

Все эти инструменты можно разделить на две группы: электрифицированные инструменты, в которых традиционное механическое извлечение звука сочеталось с системой электронного усиления, и электронные, в которых звук воспроизводился благодаря электронным лампам.

В первую группу инструментов вошли:

– электрофортепиано;

– электрогитара;

– электроколокола.

Вторую группу составили:

– терменвокс;

– волны Мартено;

– траутониум;

– эмиритон;

– электроорганы.

Рассмотрим некоторые из них подробнее с точки зрения акустических особенностей и художественно-акустических возможностей.

«Телармониум» (динамофон)первый в мире электрический орган, праотец всех электронных музыкальных инструментов. Разработанный году американским инженером Таддеусом Кэхиллом, он представлял собоймузыкальный инструмент, состоящий из 12 генераторов, настроенных на разные полутона, и передающих звук по телефонным линиям. В 1897 году, создатель получил патент на «Принцип и устройство для произведения и распространения музыки с помощью электричества». Созданный аппарат по некоторым своим характеристикам он значительно обгонял свое время. Однако при весе 200 тонн, длине около 19 метров, он не мог завоевать какое-либо признание как музыкальный инструмент.

Первым электроинструментом, получившим признание и распространение по всему миру, стал «Терменвокс», созданный в 1920 году советским инженером Львом Сергеевичем Терменом. Этот по-настоящему музыкальный инструмент, имеющий свое уникальное звучание,представляет собой совокупность двух генераторов колебаний, лампового детектора, усилителя низкой частоты и стержня «антенны». При исполнении на нем музыкант перемещает свои руки относительно горизонтальной и вертикальной антенн, в результате чего меняется частота звука.Звучание терменвокса стало незаменимым для научно-фантастических фильмов того времени, поскольку создавало атмосферу внеземного существования. На сегодняшний день этот инструмент имеет свою историю, своих производителей и исполнителей. Партия для терменвокса выписана в ряде произведений композиторов академического направления, таких как Н. Березовский, Дж. Шиллингер, А. Грейнджер, А. Шнитке и др. Наиболее яркими примерами использования звучания терменвокса являются «Симфоническая мистерия» А. Пащенко (1923), кантата «Equatorial» Э. Вареза (1934 г.), «Фантазия для терменвокса и других инструментов» Б. Мартину (1944). Вместе с тем, звуки этого инструмента использовались и в популярных направлениях музыкального искусства. Среди них: Жан-Мишель Жарр, рок-группы мирового уровня «Led Zeppelin», «Linkin Park», «Pink Floyd» и др.

Появившиеся впоследствии новые электромузыкальные инструменты представляли собой либо модернизацию уже известных схем, либо самостоятельные оригинальные разработки, однако, базирующиеся на известных технических данных. К последним относятся «виолена»инженера В. Гурова а также «сонар» изобретателя Н. Ананьева. В них конструкторы уже приблизили устройство к исполнителю-музыканту: они имели «гриф» и представляли собой узкую длинную линейку. Появились и клавишные инструменты – «экводин» А. Володина, «компанола» И. Симонова, «эмиритон» А. А. Иванова и А. В. Римского-Корсакова.

В 1928 году французский инженер Морис Мартено создал клавишный инструмент, получивший наибольшую популярность за рубежом и названный в честь создателя «волны Мартено». Этот был «поющий» электромузыкальный инструмент, имеющий некоторые общие характеристики с терменвоксом. Инструмент привлек внимание французских композиторов и исполнителей. Морис Равель высоко оценил особый звук, кстати, благодаря ему инструмент обрел своеобразную клавиатуру, которой в первоначальном виде не было Среди композиторов, использовавших инструмент для воплощения своих творческих замыслов, был Оливье Мессиан, специально написавший для этого инструмента «Турангалила-симфонию». Дариус Мийо и Шарль Кёклен создали свои сюиты для «волн Мартено». Использовал звучание этого инструмента и Артюр Онеггер в ряде своих произведений. К сожалению, на достаточно долгое время этот инструмент был забыт.И лишь 2001 году, благодаря группе Radiohead, он получил второе рождение и популярность. На одном из своих живых выступлений группа использовала сразу шесть инструментов одновременно.

В одно время с изобретением Мортено немецким физиком Фридрихом Траутвайном был создан монофонический синтезатор «траутониум». Он управлялся проволокой, натянутой над металлическими пластинами. Но только благодаря немецкому композитору и изобретателя Оскару Зала он приобрел всеобщую популярность. На траутониуме можно синтезировать большой спектр звуковых эффектов и имитировать различные звуки. Так, американский режиссер Альфред Хичкок, умевший мастерски создавать в своих триллерах атмосферу тревожной неопределённости и напряжённого ожидания, воспользовался этим свойством и пригласил Залу для озвучивания своего фильма «Птицы».

Таким образом, созданные в начале прошлого века электромузыкальные инструменты, стали новым импульсом к развитию композиторского творчества и исполнительства, открыли новые звукоакустические сферы, показали новые горизонты художественной образности в области академической и популярной музыки.

Список литературы:

  1. Главные инструменты в истории Терменвокс, траутониум и другая электроакустика // http://volna.afisha.ru/context/termenvoks-trautonium-i-drugaya-elektroakustika/

  2. Красильников, И. М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества / И. М. Красильников. – М. : Институт художественного образования РАО, 2004. – 96 с.

  3. Орлов, Б. На пути к электромузыке / Б. Орлов // Техника – молодежи, 1960, №3. – С. 35–38.

Просмотров работы: 2260