РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «музыкальные способности» как категория широко используется в музыкальной психологии, в музыкальной педагогике и в практике музыкального исполнительства. В словаре по психологии термин «музыкальные способности» определяется «как индивидуально-психологические особенности личности, к которым относится природная слуховая чувствительность, обусловливающая анализ естественных, речевых или музыкальных звуков; развивающееся в процессе труда и социального общения субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде реакции» [1, с. 221].

В музыкальной педагогической практике часто пересекаются два термина: «музыкальные способности» и «музыкальность». Их признают двумя категориями одного понятия.

В музыкальной педагогике понятие «музыкальность» – это то, что может быть усвоено на том и ином возрастном этапе, и подчиняется универсальным человеческим способностям. Широкое понятие «музыкальности» дал в своих трудах Б. М. Теплов. По его мнению, «музыкальность» – это сложное понятие, которое характеризуется с сочетанием отдельных способностей» [2, с. 182].

Б. М. Теплов считает, что музыкальная деятельность неразрывно связана с музыкальной одаренностью и музыкальностью. Его взгляд способствовал разработке психологической концепции музыкальных способностей и определению способов их эмпирического анализа в конкретных видах человеческой деятельности. Он дает следующее определение музыкальных способностей: «компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятий музыкальной деятельностью (любого ее вида)» [2, с. 183].

Анализ музыкально-педагогической и психологической литературы дает основание утверждать, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкально-сенсорных способностей. Поэтому остается актуальной задача установления структурных компонентов музыкально-сенсорных способностей, индивидуально-психологических и личностных особенностей их проявления.

«Сенсорный процесс является важным свойством общих способностей для изучения музыкальности. Специфика слухового вида ощущений сводится к способности человека различать интонационную информацию по модальностям основных свойств музыкального звука:

– высоте;

– продолжительности (длительности) звучания;

– тембру;

– силе звука» [3, с. 22].

А. Н. Зимина в структуре музыкальности выделяет общие и специальные музыкально-эстетические способности. Под общими музыкально-эстетическими способностями она понимает «эстетическое отношение к музыкальным произведениям и музыкальной деятельности, проявляющейся в восприятии, в воспроизведении, представлении и творчестве» [4, с. 41].

К специальным способностям автор относит «сенсорные способности – различение свойств музыкальных звуков, различение их выразительных соотношений, вслушивание, узнавание музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту, различение выразительного звучания, воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении и при игре на музыкальных инструментах» [4, с. 41].

Музыкально-сенсорные способности – это фундамент музыкального дарования человека. Они основаны на ощущении и отражают чувственную природу человека.

«Ведущей сенсорной музыкальной способностью является музыкальный слух. Его нельзя отождествлять с биологическим слухом. Если последний направлен на фиксацию звуков, связанных с природой, бытом, техникой, человеческим говором, проявлениями чувств и эмоций (вздохи, восклицания и т. д.), то музыкальный слух функционирует только как реакция на различные проявления музыкального искусства (характеристики музыкального звука, средства музыкальной выразительности, музыкального построения и т. д.). Поэтому порой приходится наблюдать, что музыкально развитые люди, страдающие глухотой в результате болезни, ранения или по старости, не дослышивают бытовые звуки, речь, но чутко реагируют на музыку, отмечая, в частности, фальшивые звуки» [5, с. 23].

К. В. Тарасова рассматривает структуру музыкальных способностей как состоящую из двух основных подструктур:

1) эмоциональной отзывчивости на музыку – главного показателя музыкальности;

2) познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные) [60].

При этом к музыкально-сенсорным способностям она относит музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический и гармонический) и чувство ритма [6].

«Музыкальный слух в широком понимании – это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений» [7, с. 46].

Л. А. Безбородова считает, что «в звуковом ощущении мы различаем три стороны: высоту, тембр и громкость. И потому можно говорить о трех сторонах музыкального слуха: звуковысотной, тембровой и динамической» [8, с. 111].

Музыкальный слух имеет множество качественных проявлений и отсюда много его разновидностей, что говорит о сложности этой способности. Называют звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, мелодический, гармонический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух. Объясняется это, во-первых, природой музыкального звука, сложного по своему составу, и, во-вторых, различным уровнем функционирования слуховой способности.

По мнению А. Л. Готсдинера, «музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску и длительность. Когда человек сосредоточивает свое внимание на отдельных признаках звука и выделяет отдельные стороны звучания, он абстрагируется от других свойств и других его качеств, при этом иногда мелодия и музыкальное произведение как содержательное целое не воспринимаются» [7, с. 46].

Поэтому, когда преимущественное внимание обращается на изменение высоты звука, мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки или отмечаем тембровое богатство исполнения, мы это относим к тембровому слуху. Поскольку при этом происходит реакция главным образом на одно свойство звука (звучания) и выделяется один какой-либо признак, такое проявление слуха осуществляется на уровне ощущении. Но это – сложное, абстрагированное от общего звучания ощущение, которое направляется сознанием для вычленения из целого.

«Реакция на высоту или тембр определяется всем предыдущим опытом анализа звучания. Она обусловливается направленностью личности, вытекающей из деятельности: у начинающего ученика она будет иная, чем у музыканта-профессионала» [9, с. 230].

Однако музыка – явление целостное и структурное. Она состоит из мелодии гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Музыкальное произведение, в свою очередь, представляет собою законченное целое, образующее свою форму и содержание. Поэтому мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармония. Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных его крупных частей называют архитектоническим слухом.

Таким образом, музыкальный слух осуществляет выделение в звучании главных структурных компонентов, их синтез и переживание, которое обобщается в постижении содержания музыкального произведения.

Все это говорит о том, что музыкальный слух, несмотря на разностороннюю его акустическую обусловленность, никак нельзя рассматривать как только слуховую способность.

«Музыкальный слух во всем богатстве его проявлений – это целостная многосоставная функциональная система со сложной иерархической структурой, состоящей из взаимосвязанных между собою уровней. Его функции проявляются в познавательных процессах, ощущениях, восприятиях, представлениях и воображении, объединяясь в интегрированной деятельности и музыкальном мышлении» [7, с. 47].

В акустическом отношении высота звука определяется его частотой. В психологическом же отношении высота звука становится объектом восприятия и воспроизведения только при следующих условиях:

1) если слуховой орган отмечает движение звуков от какого-то исходного в сторону повышения или понижения. Причем, если воспринимаются два разных звука одновременно, создается такое же впечатление непосредственного движения от одного звука к другому;

2) различение по высоте двух или нескольких звуков создает эффект переживания отношений между звуками: каждый интервал имеет свою красочную (фоническую) характеристику, которая сохраняется за ним в различных октавных диапазонах.

Тембр, подчеркивает Теплов, «есть свойство каждого звука как такового, музыкальная же высота есть свойство, характеризующее звук в его отношении к другим звукам. Другими словами, ощущение музыкальной высоты возникает только при восприятии звуковысотного движения» [2, с. 184].

Только при вычленении высоты, т. е. отделении ее от тембра, можно интонировать звук голосом или подобрать его на музыкальном инструменте. Однако вычленение высоты осложняется тем, что тембр как бы обволакивает звук и тем затушевывает собственно высоту.

По мнению Л. А. Безбородовой, «ведущую роль в восприятии музыкального звука играет высота, поскольку в музыке основным носителем смысла является звуковысотное движение. Как слова «музыка», «литература» остаются теми же словами, пока они состоят из тех же фонем, так и мелодия остается той же, пока не изменяются ее звуковысотные и ритмические характеристики, как бы при этом ни менялись динамика и тембр» [7, с. 111].

Вместе с тем относительная, а не абсолютная высота звуков является ведущим моментом в восприятии музыки. Отсюда приватное значение абсолютного музыкального слуха. Это физиологическая, а не музыкальная способность.

Все это говорит о том, что музыкальный слух должен быть звуковысотным слухом, иначе он не будет музыкальным.

Вместе с тем понятие «музыкальный слух» употребляется в двух смыслах: в широком смысле – это совокупность звуковысотного, тембрового и динамического слуха; в узком – это звуковысотный слух. И узкое понимание сегодня превалирует. Ибо именно звуковысотность типична для музыки. Это базовая способность, необходимая для музыкальных занятий.

Существует мелодический слух – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии.

А музыкальный звуковысотный слух по отношению к многоголосной музыке называется гармоническим. С его помощью мы ориентируемся в гармонии и полифонии.

Н. А. Ветлугина определяет структуру музыкально-сенсорных способностей, в которую, по ее мнению, «входят следующие компоненты: различение не только свойств музыкальных звуков, но и их выразительных соотношений и качество обследования музыкальных явлений» [9, с. 235].

«Все сенсорные акты она подразделяет на наиболее простые (к которым она относит различение свойств звуков в их простейших сочетаниях) и сложные, к которым относит восприятие музыкальных образов. Фактически в сенсорные способности Н. А. Ветлугина включает функции мышления. Полифонические способности ею не выделяются в структуре музыкальности» [9].

Таким образом, анализ музыкально-сенсорных способностей невозможно производить вне контекста особенностей общих способностей человека, определяющих развитие системы музыкальных способностей как специфической характеристики интеллекта личности. Музыкально-сенсорные способности предполагают формирование слухового внимания; вслушивание в разнообразные, гармоничные звуковые сочетания; смену контрастных и сходных звуковых соотношений; различные способы обследования музыкального звучания.

Список использованных источников

  1. Психологический словарь / ред. колл.: В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, А. М. Матюшкин, А. В. Петровский. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.

  2. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. Т 1. Психология музыкальных способностей. Ум полководца / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – 328 с.

  3. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : учеб. пособие для студ. вузов / В. П. Анисимов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

  4. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для вузов / А. Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

  5. Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология : учеб. пособие для студ. вузов / Г. П. Овсянкина. – СПб. : Союз художников, 2007. – 240 с.

  6. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Л. Готсдинер. – М. : NB Магистр, 1993. – 193 с.

  7. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. муз. фак-тов пед. вузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М. : Академия, 2002. – 416 с.

  8. Кузьменко, С. А. Музыкальность как психологическое явление и ее влияние на успешность музыкальной деятельности / С. А. Кузьменко // Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства : мат-лы II Всеросс. науч.-практич. конф. 31 октября – 1 ноября 2014 г. : в 2 т. Т. 1. – Сургут : Винчера, 2014. – С. 229–234.

  9. Крючкова И. А. Развитие музыкальных способностей младшего школьного возраста / И. А. Крючкова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/01/02/razvitie-muzykalnykh-sposobnostey

Просмотров работы: 7173