РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, к изменению «ритмического мышления». Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность.

По мнению исследователей, музыкально-ритмическая способность – это такая психологическая особенность индивида, обуславливающая возможность успешного выполнения им музыкальной деятельности, выражающаяся в умении активно переживать (отражать в движении) музыку и, вследствие этого, тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

Много интересного в разработку проблемы музыкального ритма внесли Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали Н.Г. Александрова, М.А. Руммер, В.И. Гринер, Н.В. Кизевальтер, Н.П. Сбруева и др. Научные исследования в области школьного музыкально-ритмического воспитания проводили А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина и др.

Развитие музыкально-ритмических способностей нужно начинать как можно раньше, используя доступные и интересные для детей формы: ритмические упражнения, музыкальные игры, танцы, игру на детских музыкальных инструментах. Но традиционная организация уроков музыки не всегда способна обеспечить реализацию и развитие музыкально-ритмических способностей из-за недостатка учебного времени. Поэтому эту проблему лучше решать во внеклассное время, в частности на факультативных занятиях, с использованием наиболее эффективных методов и систем заданий.

Изучение теории и практики музыкального образования и воспитания школьников вскрыло противоречие в исследуемой нами проблеме: между значимостью наличия у младших школьников развитых музыкальных способностей, в частности, чувства ритма, и недостаточно полной методической разработанностью данного аспекта в музыкально-педагогических исследованиях.

Целью нашего исследования являетсяразработка теоретических подходов и методических оснований развития чувства ритма у младших школьников на факультативных занятиях по музыке. Мы предположили, чторазвитие чувства ритма у детей будет проходить успешно, если: занятия будут специально организованы педагогом, т. е. будет специально разработан комплекс методов, приемов, направленных на решение поставленной проблемы, в содержание занятий будут включены задания по развитию чувства ритма, будет задействован потенциал внеклассных (факультативных) музыкальных занятий.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

1) раскрыты сущность и структура понятия чувства ритма на основе анализа психолого-педагогической и музыковедческой литературы по изучаемой проблеме;

2) выявлены возрастные особенности развития данного чувства у младших школьников;

3) рассмотрены особенности внеклассной работы по музыке и ее возможности для развития чувства ритма у учащихся;

4) разработаны диагностические задания и осуществлено экспериментальное исследование уровня развития музыкально-ритмического чувства у младших школьников;

5) разработаны методические рекомендации для учителей музыки.

В ходе теоретического анализа проблемы развития чувства ритма в психолого-педагогической и музыковедческой литературе мы обратились к работам Б. М. Теплова, В. И. Петрушина, Л. А. Бочкарева, А. Л. Готсдинера, Л. А. Мазеля и др. Опираясь на определения, данные учеными-музыкантами, можно утверждать, что структура музыкально-ритмического чувства включает в себя чувство метрической пульсации, темпа, ритмического рисунка. Добавим, что чувство ритма включает в себя также в качестве своеобразного структурного компонента эмоциональное переживание человеком метра, темпа и ритмического рисунка. Для эффективного развития музыкально-ритмического чувства необходимо применять комплекс различных методов: общепедагогических, музыкально-педагогических, специальных. К общепедагогическим мы отнесли: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, работа с учебником и книгой); наглядные методы (метод иллюстраций и метод демонстраций); практические методы (упражнения, практические и творческие задания). К музыкально-педагогическим: метод музыкального обобщения; метод создания композиций; метод создания художественного контекста; метод сравнения; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод концентричности организации музыкального материала; метод эмоциональной драматургии; метод «забегания» вперед и возвращения к пройденному на новом уровне; метод размышления о музыке. К специальным методам: методы развития чувства метра, темпа, распределения во времени ритмических единиц (ритмический рисунок).

Также эффективному развитию музыкально-ритмического чувства у учащихся способствует грамотное использование форм внеурочной деятельности, в частности, факультатива. Факультатив по ритмике создает возможность учитывать индивидуальные способности, интересы, запросы учащихся в рамках общего образования; помогает восполнить, расширить возможность учебного процесса в целях развития индивидуальности, дарований, наклонностей и интересов детей. Факультативные занятия воздействуют на развитие музыкальных способностей, позволяют дать каждому ребенку нагрузку, соразмерную его способностям и более полно удовлетворить его интересы.

Являясь более глубокой формой обучения, чем урок, факультативные занятия позволяют больше времени отвести выполнению учащимися творческих заданий. На факультативных занятиях необходимо использовать различные виды деятельности: исполнение, слушание, вокально-хоровую работу, игру на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование.

При организации занятий мы опирались на возрастные и индивидуальные особенности детей, а также на онтогенез формирования данной способности у человека: музыкально-ритмическое чувство формируется покомпонентно, поэтому существует определенная последовательность появления у детей этой структуры и, соответственно, ее развития: 1) возникает способность к восприятию и воспроизведению следования звуков; 2) способность к воспроизведению и восприятию отношений акцентированных и не акцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра; 3) способность к восприятию и воспроизведению отношения длительностей звуков и пауз, лежащих в основе улавливания ритмического рисунка. Музыкально-ритмическая реакция и доминирование ритма возникают на начальных стадиях развития музыкальности.

Основываясь на теоретических положениях и учитывая диагностические данные, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, мы разработали методические рекомендации. Они основаны на реализации в факультативном курсе трех направлений музыкально-ритмической деятельности. Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний. Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы, шага, поскоков, кружения и др. Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями.

Занятия построены таким образом, что у детей активизируется музыкально-ритмический опыт, осваиваются движения, развивается музыкальный слух. Каждое задание включает упражнения на освоение метра, темпа, ритмического рисунка. Предлагаемые нами методические рекомендации по развитию чувства ритма у младших школьников могут быть использованы в практике работы учителей музыки и организаторов внеклассной работы в начальных классах общеобразовательной школы.

Просмотров работы: 2944