Современное образовательное пространство чётко определило требования к личности педагога. Выполняя социальный заказ государства по образованию молодого поколения, учитель должен сам обладать всем спектром хорошо развитых индивидуально-психологических качеств, определяющих успех и эффективность педагогической деятельности. В последние годы психологическая наука совершила много теоретических и практических находок по пути оптимизации педагогического процесса (Котова И.Б, Реан А.А., Симонов В.П., Сосновский Б.А., Забродин Ю.М., Глоточкин А.Д., Фельдштейн Д.И., Шаповалов В.К., Шиянов Е.Н. и мн. др.). Профессия учителя предъявляет повышенные и достаточно специфические требования к желающим работать в ней. Качество обучения в педагогических вузах пропорционально уровню профотбора, которое выполняет традиционно роль контролинга знаний, а не индикатора профессионально-важных качеств личности будущего учителя. Это явление определяет первое и главное противоречие между качеством подготовки в вузе и потребностями профессиональной деятельности. Следующим важным противоречием выступает субъективная готовность личности осуществлять педагогическую деятельность в актуальных социальных условиях и дефицит психологического ресурса личности, который она испытывает в процессе собственно профессиональной деятельности. Актуальность данного исследования определяется практической потребностью совершенствования системы профотбора и подготовки педагогических кадров отечественной высшей школы.
Психолого-педагогические исследования формирования профессионального саморазвития в полном объеме активизируются в периоды общественного и государственного кризиса, потому как становятся остро востребованы знания о психологических ресурсах человека, что бы он не «выгорел» в своей профессии, поэтому обзор научных публикаций показывает проблемы, возникающие или затухающие в определенное время. Библиография настолько обширна, что следует сократить персонификацию, рассматривать школы и направления в целом. Аналитические подходы к объяснению природы рефлексивного развития, самоактуализации, самореализации, что предворяет изучение профессионального саморазвития особенно полно продемонстрировали сторонники гуманистического и антропологического направлений в конце Х1Х – начале ХХ веков. Дальнейшие исследования Аргинской С.Э., Смирнова М.И., Старовойтенко Е.Б., Суворова А.В. и др. сформировали теоретическую базу направления для последующих поколений исследователей саморазвития личности в советский период. Научные публикации последующих лет (Даудова Д.М., Гасанова П.Г., Гасанова Б.М., Газиева А.М., Магомедова Е.Э., Цахаева А.А. и др.) отражают рефлексивную природу самодвижения личности. В то же время, недостаточно исследованы психологическая сущность основных механизмов профессионального саморазвития в этноспецифических условиях. В этом направлении следует отметить исследования. Отдельные проблемы профессионального саморазвития молодых учителей в Дагестане исследует А.А.Цахаева и Д.М. Даудова, исследуя особенности формирования эмпатии у старшеклассников, ориентированных на педагогическую профессию, вводит новую дефиницию – «действенная педагогическая эмпатия», определяя его как профессионально значимое свойство личности педагога, приносящее определённый успех в профессиональной деятельности. Наше теоретико-эмпирическое позволило прийти к следующим выводам:
1.действенным механизмом формирования профессионального саморазвития личности будущего учителя является педагогическая эмпатия, которая определяется нами как профессионально важное качество личности, поддающееся психокоррекции.
2. Эффективность развития эмпатии обусловлена спецификой мировосприятия личности. Педагогическая эмпатия – есть правило культурной символизации нравственного опыта социума, адаптирующего субъектность к индивидуальным различиям мировоззренческих культур.
3. Период обучения в вузе - сенситивный период становления системы мировосприятия в спектре нравственных оценок социума и поэтому является благоприятным временем формирования профессиональной эмпатии будущего учителя через гуманистические отношения педагогов и студентов, характеризуя особый творческий тип общения и совместной деятельности, предполагают взаимопонимание, взаимозначимость, взаимоактивность, взаимоудовлетворённость, взаимодоверительность, взаимооткрытость, взаимозаинтересованность друг в друге личностно — равноправных собеседников.
Масштабность и актуальность данных проблем требуют дальнейших теоретических и экспериментальных исследований.
Литература
1.Даудова Д.М., Цахаева А.А. Феномен нравственности в научной рефлексии // Известия ДГПУ №4(29). - Махачкала, 2014. - С. 3-10
2.Магомедова Е.Э. Педагогические регуляторы адаптивного поведения личности подростка» Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - Махачкала, 2014 № 2 (28) ISBN 1995-0659 (Входит в «Перечень…» рекомендуемых изданий ВАК РФ) (с.49-53).
3. Махмудова Ф.А. Нравственность педагога как фактор противостояния экстремизму// Материалы Международной научно-практической конференции «Психологические аспекты противодействия идеологии экстремизма». Махачкала, ДГУ, 2011, с.21
4. Цахаева А.А., Аминова Д.К. Паттерны сознания патриота как объект изучения практического психолога. «Стабилизация социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений» Международная научно-практическая конференция.Москва-Махачкала-Каякент.2011
5. Цахаева А.А. Рефлексия ценностной системы личности будущих психологов как профилактика психологической опасности. «Психологические аспекты противодействия идеологии экстремизма» Международная научно-практическая конференция. Махачкала, 2011.
6.Цахаева А.А. Профессиональная рефлексия как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта // Прикладная психология и психоанализ – 2014.-№3, С. 110-117. ИФ РИНЦ 0,084
Цахаева А.А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве. Дисс… на соиск. уч. степени доктора психологических наук, 2002 г. С.508