Ведущее место в психолого-педагогических исследованиях Дагестана 90-х годов 20 века и начала 21 века заняла научная школа доктора психологических наук, профессора А.А. Цахаевой «Психология саморазвивающейся личности», где активно рассматривалось такое понятие, как «самоуважение», которое трактовалось разными авторами по-разному. Так, в спектре этнопсихологических реалий А.А.Цахаева видит этот феномен как производное от совокупности отдельных самооценок, включённых в систему позитивных самоотношений личности, входящих в структуру её самосознания.
Рассматривая итоговую составляющую самоизмерения, выражающую меру приятия самого себя, автор в ракурсе этой логической цепочки считает, что устойчивое самоуважение и является предметом психологического анализа. В структуре самосознания самоуважение интегрируется в общее чувство положительности самоимиджирования. Проекция изучаемого феномена на психологизм рефлексивного структурирования самосознания в продукте получает самоуважение, где вычленяется самоотношение как конгломерат Я-концепуальных диспозиций самооценок, как индивидуально интегральная положительно смысловая оценка себя, как самодостаточность поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных проявлений, приводящих к пониманию самостоятельных переменных самосознания. Мотивированность процесса самоуважения определяется как «личная потребность» сделать как максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок самовосприятия. Для дальнейшего полноценного развития личности наличие потребности самоуважение остро необходимо для обеспечения самоуверенности и самопринятия.
Исследователи Д.М.Даудова и П.Г.Гасанова, проанализировавшие различные научные подходы, определили непременные составляющие самоуважения личности: любовь к себе, позитивное самоприятие, чувство собственного достоинства, ощущение самодостаточности.
Чубанова Г.Р. и Ибрагимова Л.А. рассматривают самоуважение как некритичное приятие себя, вне зависимости от достоинств и недостатков как носителю абсолютных свойств и достоинств.
Анализируя вышеописанные позиции, можно заключить, что самоуважение не просто отражает обобщенные системы ценности себя как результат оценочной деятельности, но является сложным процессом. Таким образом, самоуважение – это одновременно результат и процесс, которые зависят от степени положительности субъекта в своих глазах; от системы ценности личностных конструктов и структур уже сформированных в нашем самосознании.
В работах научной школы А.А.Цахаевой наиболее разработанной является концепция саморазвития адаптивной личности. Не вызывает сомнений, что в состав самоуважения всегда включено самоотношение, где в его процессе ситуация развития личности приводит к тому, что образы внутреннего и внешнего мира в сознании растущего человека вступают в фазу коренных противоречий, когда субъектная наличность не соответствует субъективным потребностям и тем более дисгармонирует на уровне самовосприятия с окружающими внешними требованиями к образу Я. Самоотношение, как механизм обратной связи, сигнализирует в таком случае о существующей проблеме и стимулирует возникновение потребности в порождении недостающих для индивидуального совершенства «звеньев цепи», т. е. стимулирует потребность самоизменяться. Когда фрагменты самодвижения, самоизменения и самостроительства вступают в стадию интегрированных взаимоотношений, нарабатывают субъективный опыт, оптимальность и темп психотехнологий преобразований себя, приобретают индивидную специфичность и развитость, то появляется характер процессуальности рефлексивного развития, тогда можно говорить о возникновении процесса саморазвития. Данный процесс закрыт для стороннего наблюдения, его результат значительно отсрочен во времени, и в разных сферах жизнедеятельности он детерминируется множественными факторами, на него оказывают влияние случайные встречи, события, кризисы, неосознаваемые поступки и чужие решения, он постоянно подвергается коррекции общественного мнения, существующей ментальности и нооментальности. Возникнув на базе коренного противоречия внутренних изменений и внешней необходимости измениться, дефицита или избытка самости, саморазвитие зависит от психических ресурсов личности, обеспечивающих эффективность и удовлетворенность собственно процессом. Этапами саморазвития выступают становление самовосприятия, самопонимания, самопознания, самоотношения, Я-концепции, где регулятором и поведенческим ориентиром является духовность, нравственность, мораль, образ мира. Саморазвитие на каждом своем этапе подвергает личности массированному влиянию со стороны ситуации развития общества, которое диктует как общие принципы интерпретации конструктов мира, так частные нюансы принятия чужих норм и ценностей. В ходе саморазвития личность постоянно должна отвечать адекватной поведенческой реакцией на внутренние и внешние изменения. Такое реагирование А.А.Цахаева называет адаптивным. Адаптивное поведение детерминировано нормами морали, духовности, эталонами и стереотипами общественного поведения, оно же определяет степень, ход, темп и характер процесса саморазвития и тем самым может выступать как его механизм. Таким образом, адаптивная компонента в актах саморазвития личности занимает центральное место. Используя адаптивное поведение как механизм, личность перенимает внешневыраженные приемы саморазвития других людей, изменяя себя, свои конструкты, методы, имиджевую политику, приемлемую для его самоотношения и соответствия идеалам. В таком случае адаптивное поведение выступает стимулом и организатором процесса саморазвития личности как показатель требований социализации. Социальное окружение и среда формирует и выделяет приоритетные зоны саморазвития в подростковом возрасте.
Логичен онтогенетический анализ возникновения конструктов самосознания. Действительно, в зависимости от развития самосознания строятся поведенческие тактики и стратегии. Приспособление и подражание более свойственно подросткам. К 16-20 годам с появлением системы миро- и самооценивания активнее включаются уровни осознаваемых стратегий – «понимающая – импровизирующая».
Наличие активной жизненной позиции, собственной точки зрения приводит к осознанию своей уникальности, неповторимой ценности в человеческой общности проявляется в подростковом возрасте (проживающих в городе), а в селе годам к 18-22 (по результатам нашего исследования). Это объяснимо, если учесть консерватизм ментальности села и многофакторное влияние в городе. Вероятно, разнонаправленная информированность интенсивнее формирует индивидуальность. Немаловажное значение играет в данном процессе эффект соответствия, когда личность стремится действовать, вести себя в соответствии с самопредставлениями и самоотношениями, когда внутренние и внешние переживания составляют «идеал Я».
Жизненные принципы как формализатор поведения личности перенимаются от референтной средовой культуры и развиваются в зависимости от специфических проблем, прошлого опыта и индивидуально-психологических особенностей личности, что определяет уровень развития сознания. Например, человек осторожный, высокотревожный, с пограничным показателем ответственности (высокий или очень низкий) выбирает стратегию «умный в гору не пойдет», или эту же стратегию выбирает личность, пережившая и остро помнящая неудачную попытку «пойти в гору», пойти по пути наибольшего сопротивления, что свидетельствует об активной жизненной позиции. И выбор во втором случае не означает соответствие актуального поведения элементу желаемого поведения как механизма психологической защиты, который на время ограждает человека от подобных ситуаций.
Таким образом, движущей силой адаптивного поведения явились внешне выраженные и личностно обусловленные противоречия, определяемые с одной стороны дисгармонией ценностной -нормативной системы личности и макросоциальных мировоззренческих систем, с другой стороны – потребностью саморегулятивных психических структур к идеальному комфортному состоянию и присущий всякой живой системе процесс саморазвития.
Движущая сила, как любая другая энергия развития, в своей природе имеет стадийный принцип: от простого к сложному, от напряжения к разрядке, переход количества в качество, стремление от конфликта к равновесию, от бессознательного к осознанному и т.д.
На каждом из этапов становления процесса доминируют специфические принципы. Так, для гармоничного состояния самоотношений личности характерно доминирование, осознанное стремление к равновесию, задействование процесса саморегуляции. В периоды острых возрастных, личностных или социальных кризисов саморегулирующаяся система покоя, благодаря которой и осуществляется выход на оптимальный уровень развития (или регресса). В условиях информативного голода, в период потери поведенческой ориентации, стратегий жизни включается система самопознания, которая помогает найти продуктивный выход из ситуации.
Таким образом, если традиционно самоотношение рассматривается через сравнение себя и своих качеств с некоторой нормой, то в данной концепции соотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты образа «Я». Наоборот, и знание о себе и самоотношение есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности, заключённых в законах диалектики развития личности. Необходимо так же учитывать то, что самоуважение не только «ожидаемое отношение к самому себе», но и независимая экспертная самооценка. То есть оно имеет внешний и внутренний спектр направления формирования, а, следовательно, и изменения. Специфика этого измерения в том, что симпатия-антипатия в собственный адрес может стать фрейдовскими проекцией и переносом.
Литература:
1. Ибрагимова Л.А. , Даудова Д.М., Гасанова П.Г. Психолингвистика. Алефа. Махачкала. 2014, с.34-38
2.Цахаева А.А. Формирование правового сознания в образовательном пространстве [Текст]/ Вестник вуза. Психолого-педагогические науки.- Махачкала 2010, с. 92-101.
3.Цахаева, А.А. Профессиональная рефлексия как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта // Прикладная психология и психоанализ – 2014.-№3, С. 110-117. ИФ РИНЦ 0,084
4.Цахаева, А.А. Психологический ресурс адаптивного поведения в процессе развития личности [Текст] / Аминов У.К., А.А.Цахаева // Известия ДГПУ №3(28). - Махачкала, 2014. - С. 8-14
5. Цахаева, А.А. Феномен нравственности в научной рефлексии [Текст] / Даудова Д.М., А.А.Цахаева // Известия ДГПУ №4(29). - Махачкала, 2014. - С. 3-10
6. Цахаева, А.А. Психология адаптивного поведения молодых педагогов как предмет научной рефлексии «Развитие личности в образовательном поле» Международная научно-практическая конференция. МПГУ. Москва, 2010
7. Цахаева, А.А. Паттерны сознания патриота как объект изучения практического психолога. «Стабилизация социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений» Международная научно-практическая конференция.Москва-Махачкала-Каякент.2011
8. Цахаева, А.А. Ресурс нравственного позитива в смысловых конструктах личности юноши как механизм обеспечения психологической безопасности. VII Международный конгресс «Мир через языки, образование, культуру: Россия – Кавказ – Мировое сообщество». 2013 г., г. Пятигорск.
9. . Цахаева, А.А. Адаптивный ресурс профессионального становления психолога в поликультурном пространстве Дагестана. «Системогенез учебной и профессиональной деятельности»// 6 международная научно-практическая конференция. 2013 г. ,г. Ярославль.
10. Цахаева А.А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве. Дисс… на соиск. уч. степени доктора психологических наук, 2002 г. С.508
11. Чубанова Г.Р., Ибрагимова Л.А. Использование результатов психолингвистических исследований в образовательном процессе. //Международная заочная научно-практическая конференция: Перспективы научных исследований в 21 столетии//. Махачкала 2013г