В последнее время ученые, представляющие различные области отечественной психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вместе позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения.
Благодаря их усилиям психология в последние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль общения в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. Формирование человека как личности — процесс социальный в самом широком смысле. Известно, что уже младенец развивается как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. Со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых развивается, переплетается с другими отношениями в связи с развитием самого ребенка. И эти отношения ребенка с окружающей действительностью есть отношения, «осуществляемые с помощью или через другого человека».
Взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культуры» играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его как личности [2].
Развитие личности ребенка, представление о своем «я», степень его уверенности (неуверенности) в себе, эмоциональное благополучие в целом определяются в значительной степени сложной системой взаимодействия отдельных подсистем его личностной микросреды («ребенок—взрослый», «ребенок—ребенок»). Однако личностные качества ребенку не просто «сообщаются» или «прививаются» извне. Он не пассивный объект внешних воздействий. Специфически человеческие свойства, личностные качества формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности. В дошкольные годы ребенок овладевает новыми, достаточно сложными видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения со взрослыми (внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное).
На новую ступень поднимаются отношения с окружающими людьми, в первую очередь — со взрослыми. Все это имеет принципиально важное значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дошкольный возраст, по мнению отечественных психологов, является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка[6].
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка.
Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества[1].
Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.
Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями. Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.
Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.
Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность[4].
Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.
Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.
Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и прежде всего многих его аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.
Познание выступает как освоение школьником и выработка им системы значений (смыслов), которая дает ему возможность адекватно понять мир и себя в нем. Значения, обращающиеся в обществе, по мере их познания школьником формируют не только его эталоны восприятия, но и, это, пожалуй, главное, сам механизм познания действительности. Связь познания и общения обнаруживается в познавательной деятельности школьника. Социальная суть познавательной деятельности выступает как система целей деятельности, как предметы познания, и как взаимодействие людей в процессе познавательной деятельности, т. е. как общение в процессе познания. В связи с этим особым вопросом проблемы усвоения общественной культуры является изучение процесса познания в групповом общении. Будучи членом различных коллективов и групп, школьник общается в них и в процессе этого общения получает разнообразные знания как о предметном мире, так и о мире идей и отношений. Причем, как утверждают специалисты, это очень эффективный путь познания, ибо он связан с высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.[5]
Благодаря трансформирующему влиянию ближайшего окружения познание в процессе общения дополняет, расширяет, углубляет или, наоборот, сужает и обедняет то, что Школьники познают в учебно-воспитательном процессе и с помощью средств массовой информации. Кроме того, в процессе общения школьники получают и такую информацию, которая не фигурирует в официальных каналах познания.
Потребность в социальном утверждении появляется у человека очень рано и осуществляется в различных формах и с различной степенью осознанности и интенсивности в любом возрасте. Наиболее специфичен этот процесс в подростковом и юношеском возрастах. Подростки и юноши полны социальных стремлений, которые они реализуют в деятельности воспитательных коллективов. Но деятельность не исчерпывает потребность в социальном утверждении уже хотя бы потому, что в ней всегда имеется элемент регламентации, заданный взрослыми, во-первых, и, во-вторых, не всякая деятельность и не во всяком коллективе предоставляет возможность каждому школьнику утвердить свою индивидуальность.
В старших классах социальные устремления школьников приобретают ярко выраженный характер поисков индивидуальных путей в жизни, своих форм социального утверждения. Общение в этом процессе занимает совершенно самостоятельное и весьма важное место. Именно здесь не подвергают сомнению самостоятельность школьника, поощряют его стремление к взрослости. Именно в общении со сверстниками школьники могут утверждать свои "открытия мира" и находить поддержку своих настроений, чувств, переживаний. В общении каждому школьнику страстно хочется найти свою индивидуальную позицию. Поиски своего места в окружающей среде для него-репетиция и одновременно первый этап нахождения своего места в жизни вообще [5].
Успешность реализации себя в общении, эффективность общения как формы и средства социального утверждения личности в школьном возрасте играют важнейшую роль в процессе приобретения школьниками оптимального опыта общения, который влияет на их дальнейшую жизнь. Дело в том, что сегодня успешность жизни человека в обществе во многом зависит от того, насколько он владеет навыками как функционального, так и эмоционального общения.
Опыт общения приобретается школьниками в жизнедеятельности класса, кружков, секций, приятельских и дружеских групп. Кроме того, он усваивается учениками и из общения со взрослыми родителями, учителями, соседями и т. д. Причем это усвоение может основываться не только на непосредственном опыте и наблюдаемых фактах, но и на разговорах взрослых о том общении, которое имеет место вне непосредственно наблюдаемой учащимися действительности.
В связи с охарактеризованной выше ролью общения в процессе формирования личности школьника большое значение приобретает организация общения школьников как средство целенаправленного повышения эффективности системы воспитания личности. Для создания благоприятных условий общения организация жизнедеятельности школьников должна учитывать специфику каждого возраста.
Специальным вопросом является организация межвозрастного общения учащихся в школьном коллективе и с коллективами взрослых. Эффективным способом организации межвозрастного общения в школьном коллективе являются так называемые "комплексные дела", которые представляют собой сложные формы организации деятельности школьного коллектива, сочетающие в себе многообразие видов деятельности и разнообразие форм ее организации[4].
Организация общения в коллективе является и способом опосредствованного влияния на межличностное (свободное) общение школьников. Это влияние может осуществляться эффективно через задание определенных моделей общения – форм организации досуговой деятельности, через систему заданий группам школьников, конкурсы. Подобное влияние может осуществляться через центры общения - с практической направленностью-типа свободных мастерских для подростков; экспрессивного общения - типа дискотек для старшеклассников.
Литература:
Бодалев А.А. «Личность и общение». - М: Просвещение 2006г
Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
Психология личности. Учебное пособие. / под. Ред.проф. П.Е.Ермакова, проф.В.А.Лабунской.- М.: Эмско, 2007.-298 с.
Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова - М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.
Магомедова Е.Э. «Основные направления работы педагога-психолога по формированию навыков общения у подростков»// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. Научный журнал № 4 2014.
Магомедова Е.Э., Газиева А.М., «Исследование самосознания в подростковом и юношеском возрастах»// Материалы II Международной научно-практической конференции «Перспективы и пути развития образования в России и в мире»(Махачкала, 19 декабря 2013г.) Часть 2. Москва РПА Минюста России 2013.
Цахаева А.А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве. Дисс… на соиск. уч. степени доктора психологических наук, 2002 г. С.508