В настоящее время в практической и теоретической литературе в рамках проблемы жестокости распространено множество синонимичных понятий: жестокость, насилие, жесткость воспитательной системы, агрессивность, насильственные агрессивные действия и другие. И хотя все они, так или иначе, употребляются в значении «разрушение» четких определений и разделительных границ между ними авторами не очерчено. С нашей точки зрения, понятия жестокость, насилие различимы, и являющиеся ключевыми для рассмотрения нашего вопроса они нуждаются в уточнении.
Анализ имеющейся литературы показывает, что в разных источниках по сути одно и тоже явление обозначается по-разному, и как жестокость и как насилие[5, с. 125]. При классификации, например, можно встретить указание и на психологическое, физическое жестокое обращение, и психологическое, физическое насилие, понимаемые как некие действия, воздействия, акты поведения. Подобную нечеткость в употреблении терминов можно объяснить отсутствием в отечественных психологических исследованиях однозначного определения жестокости и насилия.
Являясь свойством, качеством человека, жестокость может выступать характеристикой его действий, совершаемого насилия, которое, в свою очередь, является выражением человеческой агрессии, формой проявления жестокости. Вместе с тем, жестокостью можно считать не только насильственные физические действия, нарушающие здоровье и жизнь человека, но и действия, непосредственно не содержащие в себе угрозу насильственного отношения, однако, вызывающие нравственные страдания личности и осуждаемые обществом. В качестве примера можно привести такую форму проявления жестокости как торговлю детьми. В подобном контексте жестокость предполагает обсуждение ее морально-нравственной стороны.
На сегодняшний день формулировка точного и исчерпывающего определения жестокости и насилия по отношению к детям затруднена в связи с выделенным многообразием форм жестокого отношения и полидисциплинарным характером рассматриваемой проблемы.
Анализ определений жестокого обращения с детьми показывает, что содержание этого понятия с течением времени заметно менялось. Эти изменения, кроме временных рамок, обусловлены степенью изученности механизмов жестокости, его последствий для ребенка, а также отражают уровень социального прогресса, социальную политику государства, степень его ответственности за детей.
Под жестоким обращением с детьми в семье, возможно, понимать нарушение (снижение) родительского ценностного отношения к ребенку как личности. При этом акценты в воспитательной практике родителей смещаются с ценностного, поддерживающего отношения к ребенку на доминирование и демонстрацию собственных прав и позиций (смещение с взаимодействия на воздействие) и вызывают разрушающие для личности ребенка последствия.
Жестокое обращение с детьми в семье - нарушение или снижение родительского ценностного отношения к ребенку как личности. Насилие -форма проявления жестокости, выражающаяся в применении родителями односторонних принуждающих воздействий (или бездействия) по отношению к ребенку, нарушающих его здоровье и благополучие, препятствующих его оптимальному развитию.
В качестве критериев определения жестокого отношения к ребенку видится необходимым использовать три параметра, отражающие как внешние, так и внутренние характеристики семейного воспитательного процесса. Во-первых, родительские наказания как односторонние воспитательные воздействия по отношению к ребенку. Во-вторых, приоритетность наказаний в воспитательной практике (через оценку согласованности и последовательности действий родителей, отражающих устойчивость их установок именно на наказывающее воздействие). В-третьих, личностные особенности ребенка, препятствующие его социальной адаптации, как результат жестокого родительского воспитания. Думается, что через констатацию внешних и внутренних характеристик системы семейного воспитания становится возможной оценка определяющей роли личности ребенка для родителей, ее принятие или не принятие ими[6, с. 173].
Представленные критерии позволяют жестокость родительского воздействия рассматривать как сочетание отдельных воспитательных воздействий родителей, приводящих к возникновению деструктивного эффекта в развитии личности.
В литературе в отношении воспитательной системы находит применение синоним слова жестокость - жесткость («жесткий стиль воспитания», «жесткая позиция»). Обращаясь к словарю С. И. Ожегова , можно говорить о том, что термин «жесткость» является более слабой формой выражения жестокости и представляет меньшую степень ее проявления.
В литературе имеются данные о зависимости жестокого обращения от социально-экономических характеристик семьи, при этом отмечается, что как низкий, так и высокий ее экономический статус являются факторами риска. Единственным отличием может быть форма жестокого обращения, в первом случае в семье чаще распространено физическое насилие, во втором – психологическое и сексуальное [5,с. 49].
Кроме того, исследователями выделяются факторы риска со стороны ребенка, увеличивающие вероятность возникновения жестокого обращения: наличие физических или психических отклонений, недоношенность, проявления в поведении ребенка гиперактивности, агрессивности, импульсивности. Последние могут являться и результатом жестокого отношения. Важным фактором риска является возраст ребенка. В «сензитивных к насилию» периодах жизни ребенка анатомо-физиологические, эмоционально-личностные изменения делают его более травматизируемым. К «возрастам риска» в отношении любых форм насилия относят дошкольный и подростковый возрастные этапы развития ребенка [5, с.120].
Таким образом, на сегодняшний день учеными выделяется большое количество факторов, претендующих на объяснение возникновения жестокости по отношению к детям. Вместе с тем, в исследованиях по данной проблеме все больше утверждается комплексная модель жестокого обращения с ребенком, рассматривающая его как многомерный феномен, результат взаимодействия комплекса различных факторов: психологических особенностей родителей и ребенка, характера их взаимоотношений, уклада семьи и внутрисемейных проблем, влияние социально-экономической среды и общественных условий. Как отмечалось выше, традиционно в отечественной литературе выделяют четыре формы жестокого обращения с ребенком [3, с.48]:
- физическое насилие преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, приводящие к нарушениям физического, психического здоровья и развития;
- сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые акты сексуального характера. В результате наносится вред психическому, физическому здоровью ребенка, его психосексуальному развитию;
- психологическое насилие - однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а так же другое поведение родителей, вызывающее у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняющее развитие и социализацию.
- пренебрежение (моральное насилие) – недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей, в результате чего ребенок испытывает нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви, заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, эмоционального, интеллектуального развития.
Исследователями отмечается, что различия между выделенными формами насилия легче определяются теоретически, на практике же в чистом виде данные формы жестокости встречаются крайне редко. Психологами отмечается, что психологическое насилие совершается в семьях, практикующих авторитарный, деспотичный, контролирующий стили воспитания [1, с.29]. Насильственная природа свойственна неадекватным родительским установкам, эмоциональной депривации, симбиозу, унижениям, угрозам, всему тому, что разрушает отношение привязанности или насильственно их фиксирует. Как отмечается Е. Т. Соколовой «всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением... в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие».
К защитным факторам, снижающим риск возникновения негативных последствий у ребенка после перенесенного насилия, относят: частоту и длительность случаев насилия, хороший уход и семейную поддержку, индивидуальные особенности ребенка (уровень его эмоционального и когнитивного развития, особенности темперамента и медицинское состояние, школьную успешность), социально-экономические факторы, систему уголовного правосудия. Перечисленные факторы определяют интерпретацию и понимание детьми фактов жестокого обращения, играют значительную роль в их приспособлении к нему и сохранению доверия к людям [4, с.280]. Однако необходимо учитывать, что одна и та же переменная может выступать защитным фактором в одной ситуации и фактором риска в другой (М. Раттер, 1993),
Таким образом, далеко не всеми детьми одна и та же ситуация будет восприниматься как насилие, в связи с чем возникает проблема идентификации фактов жестокого обращения с ребенком. Включение механизмов психологической защиты часто приводит к частичной или полной амнезии травмирующего события, особенно, если факт насилия имел место в довербаль-ном периоде жизни ребенка. Те же проблемы создает наблюдаемый у взрослых пациентов синдром ложной памяти, когда в процессе психотерапии одно из событий вспоминается человеку как насилие, однако, окружающие близкие отрицают возможность наличия факта насилия [3, с.52].
В связи с этим некоторые исследователи пытаются выделить и описать объективные признаки, позволяющие констатировать наличие насильственных фактов в жизни человека. Ученые считают, что существование сексуальной травматизации в детском возрасте можно предположить у женщин, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, усыновленных или чьи матери имели серьезное соматическое заболевание.
Резюмируя приведенные данные, можно говорить о том, что вопросы насилия и жестокого отношения к ребенку активно разрабатываются в зарубежных и отечественных исследованиях. В работах разных авторов отражены разные направления изучения проблемы, что является показателями сложности и неоднозначности рассматриваемой проблемы.
Наличие в работах по проблемам жестокого обращения с ребенком противоречивых мнений не является препятствием для проведения специалистами профилактических и коррекционных мероприятий в области защиты детей от жестокости. В этом направлении исследователями накоплен достаточный опыт [6, с. 75].
Исторически в международном опыте содействия детям, пострадавшим от насилия родителей, можно выделить три концепции помощи. Первая - юридическое вмешательство, когда жестокое обращение с детьми рассматривается как преступление, наказывается виновник, ребенок изымается из семьи. Вторая – медико-социальная модель, рассматривающая жестокое обращение с детьми как результат дисфункции семьи. Реализация данной модели ставит целью нормализацию отношений между родителями и детьми. Согласно третьей модели, введенной с 1975 г. Р. Вольфом, жестокое обращение с детьми понимается как проблема, имеющая социально-психологический контекст, внедренная в культурную среду и имеющая наследственную динамику. Цель данной модели, имеющей на сегодняшний день приоритетное направление, - предоставить возможность самим семьям, активизируя собственные внутренние ресурсы, участвовать в решении своих проблем. Достижению данной цели способствует комплексное взаимодействие семьи с мультипрофессиональной командой специалистов (педиатр, психолог, психиатр, юрист и др.). Особенностью этого подхода является некоторая изоляция от юридической системы, что способствует установлению доверительных отношений с семьей, поскольку, согласно статистическим данным, лишь к 10% родителей, жестоко обращающимся со своими детьми, необходимо применять юридические санкции, в остальных семьях в результате психотерапевтической работы возможно достижение положительных изменений.
Что касается юридического аспекта защиты детей от жестокого обращения, то в Российской Федерации правовая защита детей осуществляется нормами гражданского (семейного) и уголовного права. Нормы семейного права могут применяться во всех случаях жестокого отношения, уголовное право применяется реже, лишь в случаях преступных посягательств. В литературе имеются указания на то, что в Российской системе уголовного правосудия практика работы с жертвами домашнего насилия недостаточно отработана, хотя и наблюдается тенденция к сближению отечественных и западных законов, в связи с ратификацией Международной конвенции о правах ребенка.
Система профессиональной психологической помощи детям, пострадавшим от насилия, предусматривает как психопрофилактическую и коррек-ционную работу с семьей, родителями, так и работу с самим ребенком, причем она может носить индивидуальный или групповой характер.
Однако необходимо отметить, что представленные в литературе программы групповой психологической помощи детям чаще всего касаются помощи после перенесенного сексуального насилия [4, с.49]. В тоже время существуют рекомендации для проведения работы при других формах жестокого обращения [1, с. 89]. Как правило, целями проводимой психотерапевтической работы с пострадавшими детьми являются повышение его самооценки, восстановление положительной картины собственного «я», проработка травмирующих воспоминаний, обучение навыкам регулирования чувств, навыкам решения конфликтных ситуаций, работа по коррекции асоциальных форм поведения, в том числе и агрессивного.
В литературе описаны модели педагогического образования родителей, предполагающие укрепление и расширение позитивных контактов родителей с детьми, обучение их навыкам взаимодействия с ребенком, поскольку без когнитивного и эмоционального «перевоспитания» родителей сложно оказывать помощь ребенку и создавать условия для его полноценного развития [3, с.47].
Однако, как указывается многими психологами [2, с.84] решение проблемы жестокости родительских воздействий затрудняется без организации и поддержки общества, в целом, и государства, в частности. Социокультурный характер феномена жестокого обращения с ребенком в семье требует создания и реализации социальных комплексных программ для предотвращения его распространения. Деятельность этих программ должна быть ориентирована на проблемы жизнедеятельности семьи, органов здравоохранения, образования, культуры, правопорядка, социальных служб, занимающих приоритетное положение в обеспечении интересов и прав детей.
Итак, анализ литературы по проблемам агрессивного поведения и жестокого обращения с детьми в семье, произведенный в первой главе, позволил сформулировать следующие выводы:
1. Вопросы агрессивного поведения и жестокого отношения к ребенку в семье получили достаточно глубокое освещение в отечественных и зарубежных источниках. Исследователями определена природа данных явлений, сформулированы позиции в отношении вопросов их классификации, возникновения, контроля и предотвращения. Однако единая теоретическая и практическая точка зрения по рассматриваемым проблемам в психологической науке отсутствует.
2. Анализ литературных источников позволяет сформулировать ряд определений и положений, важных для рассмотрения агрессии и жестокости в контексте нашей работы.
Агрессивное поведение рассматривается нами как реактивное поведение, возникающее в ответ на негативные воздействия социальной среды. В основе агрессивного поведения могут лежать как внутренние агрессивные импульсы (стремление нанести ущерб), так и другие побудительные причины (стремление к достижению значимой цели, психологической разрядке, удов летворения блокированной потребности в самореализации), свойственные и неагрессивным личностям. Следовательно, агрессивное поведение необходимо изучать с учетом личностных характеристик человека.
В оценке жестокого обращения с детьми в семье нами используются три параметра: родительские наказания как односторонние воспитательные воздействия по отношению к ребенку, их приоритетность в воспитательной практике (через оценку согласованности и последовательности воспитательных действий родителей), личностные особенности ребенка как результат жестокого родительского воспитания, - позволяющие рассматривать жестокость родительского воздействия как сочетание отдельных воспитательных воздействий родителей, приводящих к возникновению деструктивного эффекта в развитии личности.
3. Произведенный анализ литературы позволяет предположить существование более сложного механизма влияния жестоких форм родительского воздействия на проявления агрессивного поведения подростков, нежели осуществление их прямого воздействия на него. Вероятно, немаловажную роль в этом механизме играет личность ребенка, активный участник процесса семейных взаимоотношений. Необходимость уточнения и изучения этого влияния предопределило экспериментальное изучение предмета исследования.
Литература:
Жестокое обращение с детьми: Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям / Под ред. Т. Я. Сафоновой, Е. И. Цымбал. -М.: ПМСЦ «ОЗОН», 2001.- 123 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 192 с.
Самохина А. А. Социально-психологическая деформация как причина делинквентного поведения // Прикладная психология. — 2000. № 3. - С. 46-55.
Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях.- М.: SvR-Apryc, 1995 360 с.
Мэнделл Дж. Г., Дамон JI. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. М.: Генезис, 1998. - 160 с.
Магомедова Е.Э., Алиева М.Б. «Социальные факторы развития и формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Жур-нал научных публикаций. Москва 2014 №6 июнь. Часть 2. С. 173-174
Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.