В наше время проблема стресса становится все более актуальной. Он стал естественной и неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей, в том числе и детей, которые особо остро переживают его последствия. В работах дагестанских психологов в качестве фактора стрессоустойчивости выделяют правовое сознание личности (А.А.Цахаева),
Параллельно развитию человека растет количество стрессов, воздействующих на него. Сначала ребенок идет в детский сад, затем в школу, институт.
Процессы становления человека идут в неразрывной связи с окружающей средой, которая в свою очередь определяет их направление. Понятие "окружающая среда" мы рассматриваем в самом широком смысле. Оно включает в себя семью, школу, взаимоотношения с друзьями и т.д.
Именно в отношениях "ребенок- семья", "ребенок-школа" и т.п. могут возникнуть проблемы , которые в будущем станут причиной стресса.
Слово это успели "заездить". Все жалуются на стресс, причем говорят об этом с какой-то скрытой гордостью, ожидая понимания и сочувствия. При этом мало кто пытается понять, в чем корни этого явления и как это связано со всем нашим образом жизни.
Конечно, если говорить конкретно о детях, мы надеемся защитить ребенка от всего плохого, что может случиться. Но в наши дни это становится сделать все труднее и труднее. Сегодня дети подвергаются насилию и для этого совсем необязательно становиться его непосредственными жертвами и свидетелями, для этого просто достаточно узнать о нем (о насилии). Средства массовой информации представляют достаточно широкий обзор военных действий, убийств, стихийных бедствий и т.д. Подобная информация травмирует детскую психику и может разрушить их уже сложившееся представление о мире. В результате этого некоторые дети теряют уверенность в своих силах, растут в страхе перед окружающим миром.
Состоянию стресса подвергаются абсолютно все, и взрослые, и дети. И наиболее актуальным становится вопрос; " Как предотвратить стресс?". Прежде чем ответить на этот вопрос , попробуем подробнее изучить причины стресса и его симптомы.
Ни для кого не секрет, что стрессовые расстройства в основном возникают на фоне конфликтов. Важнейшие области конфликтов включают в себя школу, родительский дом, компании сверстников и знакомых. Часто конфликты возникают во взаимоотношениях детей и родителей. Причины могут быть самые разные, например: родители недовольны успеваемостью ребенка или кругом его общения , предъявляют завышенные требования. Дети же в свою очередь , хотят, чтобы родители предоставляли им больше свободы, доверяли, не понимая , что в большинстве случаев такое поведение родителей вызвано не желанием подчинить или унизить их, а скорее уберечь от опасности и помочь.Конфликты между ребенком и родителями отрицательно сказываются на психическом состоянии обеих сторон. Так, дети выросшие в неполных семьях, либо в семьях, где присутствуют частые конфликты, жестокость , более склонны к психическим нарушениям.
Еще одна область, в которой могут возникнуть конфликты это школа. Школьные конфликты часто связаны с успеваемостью, авторитетом, адаптацией. Также необходимо отметить.что такие конфликты возникают как с учителями, так и с ровестниками. Не секрет, что школьный коллектив одним из первых замечает у учащегося необычное поведение, которое может являться симптомом посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Конечно, организуя работу с ребенком необходимо вовлекать в нее не только педагогов, но и родителей, а также других близких ребенка. Однако сегодня, к сожалению, многие дети растут в неблагополучных семьях, таким образом, учитель оказывается первым и единственным источником помощи. Следует отметить, что конфликты возникающие во взаимоотношениях ребенка с семьей, школой или сверстниками нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Например, проблемы в семье так или иначе влияют на взаимоотношения с одноклассниками и учителями, а также могут выплеснуться на школьных друзей и учителей, а также проявляться в вызывающем поведении.
Учитель часто замечает неблагополучие в семье по поведению ребенка в школе. Это могут быть конфликтность, отсутствие уважения, агрессивность, беспричинные слезы и т.д. Педагогу в работе с детьми необходимо учитывать все эти факторы,обращая внимание не только на образовательный аспект, но и на общее психоэмоциональное состояние учащихся.
Рассмотрим более подробно стрессы, возникающие в педагогическом процессе, а также их возможные причины. Как известно отношения "ребенок-школа", включают в себя следующие компоненты; "ребенок-учитель", "ребенок-непосредственно процесс обучения" и "ребенок-одноклассники". Именно в этих областях могут возникнуть конфликтные ситуации, которые затем могут стать причиной школьного стресса.
Всем известно, что ребенок может получить отрицательные эмоции, т.е. те, котрые могут спровоцировать появление стресса , именно тогда, когда:
-учитель кричит;
-учитель несправедлив к ученику;
-ученика вызывают к доске;
-родителей вызывают в школу;
-ученик не готов к уроку;
-перед контрольной работой.
При всем при этом, ученик испытывает и положительные эмоции. В большинстве случаев это наблюдается тогда, когда ученик приходит в школу и наиболее заметный результат, когда до конца урока остается 5 минут.
Таким образом, мы видим, что наиболее конфликтными являются отношения "ученик-учебный процесс" и "ученик-учитель". Причем большее число отрицательных эмоций учащиеся связывают с личностью педагога, особенностями его взаимодействия со школьниками.
Необходимо также отметить, что большое значение имеет и косвенное влияние деятельности учителя на школьника. Часто учащиеся получают негативный опыт в тех ситуациях, в которых опытный и чуткий педагог мог бы его предотвратить. К примеру, если взять самый примитивный случай. Как известно довольно высокий процент отрицательных эмоций у школьников связан с предстоящей контрольной работой, ответом у доски и др. Понятно, что отрицательные переживания ученик связывает не с самой доской как таковой, а с тем негативным опытом, который он получил в этой ситуации. Может быть когда-то он не очень хорошо ответил, чем вызвал насмешки одноклассников и гнев учителя, вследствие чего понизилась его самооценка и появился страх перед следующим вызовом к доске. Такой страх так или иначе влияет на дальнейшие результаты. В данной ситуации именно от чуткости и проницательности педагога зависит то, насколько успешно ученик преодолеет свой страх и негативный опыт.
То же самое касается и контрольных работ. Негативные переживания учащихся вызваны, прежде всего, страхом получить плохую оценку за которую потом будут ругать дома. Причем страх существует, даже если ученик готовился. Поэтому учителю перед контрольной работой необходимо дать установку на положительный результат, сняв напряжение, которое может отрицательно повлиять на результаты.
Итак, мы выявили причины стрессовых расстройств, а что же с симптомами? Как определить и во время предотвратить стресс?
На познавательном уровне посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) имеет следующие симптомы: снижение интеллектуальных способностей, нарушение концентрации внимания,трудности в обучении и др. Также в поведении ребенка могут наблюдаться такие симптомы, как проявление неуважения и оскорбление других людей, отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии, гиперактивность. Конечно, заметив у ребенка один из этих признаков, нельзя с определенностью говорить о стрессовом воздействии, необходимо более подробное изучение и наблюдение за ребенком, а также учет его возрастных и личностных особенностей. Вместе с тем сочетание нескольких подобных симптомов указывает на возможное стрессовое состояние, в котором пребывает школьник.
Как уже было отмечено, именно педагогический коллектив одним из первых замечает симптом ПТСР у учащихся и может своевременно оказать им помощь. Для эффективного формирования стрессоустройчивости учащихся необходима реализация общих и специальных психолого-педагогических условий.
Общие условия:
постоянные и целенаправленные комплексные усилия семьи, школы и общества;
тесная взаимосвязь школьной и внешкольной, социально-педагогической и психологической, индивидуальной и учебной работы;
единство готовности школьников к преодолению стрессов с их мировоззренческой, нравственной, гражданской и эстетической культурой.
Специальные условия:
необходимость учитывать структурные компоненты, входящие в модель такого формирования: нравственно- психологический, теоретический, технологический;
акцентирование проводимой работы на помощи учащимся в преодолении их проблем;
использование в ходе данной работы комплексной программы формирования защитных механизмов школьных стрессов.
Нужно также отметить, что одним из основополагающих и обязательных условий является личностноориентированный подход к каждому ученику.
Как уже было сказано выше, успешная подготовка ученика к преодолению школьных стрессов предполагает освоение им в единстве трех основных компонентов: нравственно-психологического, теоретического и технологического.Раскроем более подробно каждый из них.
К нравственно-психологическому компоненту относятся такие качества личности, как:
уверенность в себе, включающая веру в собственные силы и способность противостоять трудностям, благодаря чему негативное воздействие стресса снижается;
коммуникабельность - это качество способствует установлению позитивных, доверительных отношений со сверстниками и взрослыми, что помогает успешно преодолеть возникающие проблемы;
оптимизм, благодаря которому стрессовая ситуация воспринимается человеком как имеющая в конечном итоге позитивное решение, что не позволяет человеку " опустить руки" в критический момент, а придает ему новые силы и уверенность в успехе;
толерантность - качество, отражающее устойчивось к стрессовым факторам;
способность работать в некомфортных психологических условиях также играет немаловажную роль, так как часто под воздействием стресса понижается общая работоспособность , пропадает интерес к тому, что делаешь.
На успешность преодоления стрессовых ситуаций у школьников влияют и те ценности, которыми они руководствуются в своем поведении. Особую важность представляют следующие ценности:
взаимоотношения со старшими : для ребенка необходимо, чтобы рядом был человек, которому он мог бы довериться, рассказать о своих трудностях, попросить совета. Также для школьника важно найти общий язык с педагогом. В противном случае между учителем и учеником могут возникнуть разногласия, конфликты, которые не только неблагоприятно сказываются на эффективности педагогического процесса, но также отрицательно влияют на психоэмоциональное состояние их участников;
взаимоотношения со сверстниками: дети не всегда и не все решаются рассказать взрослому человеку, а часто для решения проблемы достаточно просто с кем-то поделиться, поэтому большое значение имеет окружение школьника, его друзья, одноклассники. Нередко дети, особенно подростки стремятся быть понятыми своими сверстниками. Большая часть их переживаний в этом возрасте связана с потерей и приобретением друзей. Не следует забывать, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является именно общение, поэтому проблемы в этой области могут также привести к появлению стрессовых ситуаций;
чувство собственного достоинства помогает человеку преодолеть трудности и справиться с непростой ситуацией. Очень часто мы сталкиваемся с такими обстоятельствами, когда от нас требуется не только мобилизация внутренних ресурсов, но и способность найти выход из сложившейся ситуации с минимальным ущербом для личности;
стремление к самоорганизации и самоконтролю отвечает за способность управлять своими эмоциями, не позволяя подчиниться им, когда это недопустимо и может навредить;
взаимоуважение между людьми позволяет предотвращать стрессовые ситуации во взаимодействии, помогает людям более конструктивно решать возникающие конфликты.
В теоретический компонент готовности учащихся к преодолению стрессов входит системное знание ученика о стрессе, причинах его появления , воздействия на человека, способах борьбы с ним.
Уровень стрессоустойчивости зависит от владения знаниями о том, как:
адекватно реагировать на критику - позволяет оценивать ситуацию и в соответствии с этим строить свое поведение. Когда человек воспринимает критику только как желание за что-то поругать его, указать ему на ошибки, то любая критика будет отрицательно на него влиять, снижая его уверенность в своих силах и желание продолжать работу. Если же человек относится к критике как к возможности узнать о своих недостатках, с целью дальнейшего их исправления , то это поможет ему правильно отреагировать на критику и откроет перед ним новые возможности;
правильно строить отношения со сверстниками - помогает школьнику найти с ними взаимопонимание. В общении подросток открывает собственную уникальность, неповторимость, и то, как это будет происходить во многом зависит от качества отношений между школьником и его сверстниками;
правильно строить отношения со старшими - также играет значимую роль в процессе становления личности учащегося, помогает решить уже существующие конфликты и предотвратить последующие;
справляться с волнением и негативными эмоциями - способствует формированию стрессоустойчивости. Когда ребенок знает, как справиться с волнением, то в сложных ситуациях не позволяет эмоциям завладеть собой, а старается максимально объективно оценить ситуацию и принять правильное решение;
правильно вести себя в конфликтной ситуации - позволяет найти компромисс , не унижая собственного достоинства. Часто в споре человек старается любым способом доказать свою правоту, переубедить собеседника, заставить что-либо сделать, а это приводит к еще большему напряжению.
Технологический компонент готовности тесно переплетается с двумя предыдущими и предполагает владение умениями и навыками, необходимыми для успешного преодоления стресса.
Довольно часто встречается такое явление, когда человек знает,как надо вести себя в той или иной ситуации, однако на практике не может применить свои знания, поэтому в чисто необходимых включают следующие умения:
грамотно реагировать на критику- позволяет ребенку изменить свое поведение в лучшую сторону. В этом случае критика перестает быть для него лишь источником стресса и отрицательных эмоций, а способствует внутреннему росту и достижению лучших результатов;
эффективно взаимодействовать со сверстниками - хорошо, когда у ребенка тесные дружеские отношения с кем-то из сверстников и он умеет их поддерживать. Это поможет ему в дальнейшем найти поддержку в трудную минуту и не остаться одному со своими проблемами;
эффективно взаимодействовать со старшими - для ребенка , особенно для подростка , крайне важна способность строить доверительные отношения со взрослыми, основанные прежде всего на взаимоуважении и взаимопонимании;
контролировать свои чувства и эмоции - позволяет школьнику справиться с непростой ситуацией, руководствуясь не столько эмоциями , сколько здравым смыслом;
грамотно вести себя в конфликтной ситуации - помогает найти наиболее приемлемое для обеих сторон конфликта решение, что позволяет свести к минимуму число стрессовых ситуаций.
Предложенная модель позволяет построить работу со школьниками таким образом , чтобы сформировать у них механизмы защиты против школьных стрессов. Однако нельзя забывать , что на эффективность данной системы влияет ряд факторов, в том числе индивидуальные особенности ребенка , его окружение, а также личность самого педагога , которому необходимо учитывать эти факторы.
В практике школьной жизни взрослым очень важно быть более внимательным к эмоциональным, поведенческим реакциям детей, а также оказываемому через слово и действие влиянию ребенка. Конечно, важнее вовремя предотвратить появление возможной стрессовой ситуации и свести к минимуму ее воздействие, а еще лучше вообще не допускать подобных проблем. Эту непростую задачу можно решить, если учитель , входя в класс, думает не только о том, как ему сделать так, чтобы дети поняли новую тему и хорошо себя вели, но и заботиться о душевном благополучии учеников. Учитель , который старается понять детей, помочь им, открытый для общения не только во время урока , но и вне его, как правило пользуется большим доверием и уважением у подростков.
Литература.
Леонтьев А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов." Москва, 1993 г. ( стр, 3-4)
Магомедова Е.Э. Понятие коллективистической направленности личности и ее психологическая структура» Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - Махачкала, 2014 № 3 (27) ISBN 1995-0659 (Входит в «Перечень…» рекомендуемых изданий ВАК РФ) (с. 23-27) (Алиева М.Б.).
Цахаева, А.А. Реализация психологического ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - Махачкала, 2014 № 3 (28) ISBN 1995-0659 (Входит в «Перечень…» рекомендуемых изданий ВАК РФ) (с.33).
"Образование в современной школе" №1 2006 г. (стр.47-50);
"Образование в современной школе" №6 2006 г. (стр. 57-60);
"Экология и жизнь" №1 2007 г. (стр. 27-31).