Проблема готовности детей к школьному образованию в последнее время стала актуальной среди исследователей различных специальностей. Интерес к этой проблеме связан с тем, что психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент означает надежность и качество будущей постройки.
Под психологической готовностью детей к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность – это важная составляющая в развитии дошкольного периода. Основной целью формирования психологической готовности детей к школьному обучению А.А.Цахаева выделяет профилактику школьной дезадаптации.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. Проблема психологической готовности к школьному обучению, получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе1.
Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе, представляет собой целостную системы взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитика – синтетической деятельности, степени сформированности механизма волевой регуляции.
Л.С. Выготский считал важным фактором готовности к школьному обучению волевую готовность. Он считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношении ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми.
Выделяют основные компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. На основе наглядно-действенной формы мышления, начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способны обобщать на своих первых практических опытах.
Ребенку и в этом возрасте приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, которые требуют выделения и использования связей в отношении между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий, он не просто использует заученные действия, но еще постоянно изменяет их, и получает тем самым новые результаты.
Ребенок начинает задаваться вопросами, ищет объяснения интересующим явлениям. Он начинает экспериментировать для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.
В дошкольном возрасте внимание имеет произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах и явлениях.
Подобные возрастные изменения замечаются и в процессе развития памяти. Он начинает использовать определенные приемы, для запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти существенно изменяется, развиваются произвольные формы запоминания и припоминания. И так, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыком мыслительной деятельности.
Наибольшие трудности для самих детей и взрослых связаны с нежеланием детей - учиться. Заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому, мотивационная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например интеллектуальная готовность.
Существует несколько мотивов, определяющие желание ребенка идти в школу. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени имеет смысл для ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
У ребёнка так же может быть негативная мотивация к школьному обучению. Причины её являются индивидуальными, в каждом конкретном случае. Но в основном – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно, отрицательный пример старших детей – школьников, подготовительные занятия, усталость.
Интереса к школе у некоторых детей может быть, потому что у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует интригующий интерес предстоящего важного события.
Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного интеллектуального развития, ему трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя позиция школьника, которая является одной из составляющей мотивационной готовности к школе.
Внутренняя позиция школьника, не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется естественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности.
Ребёнка нельзя заставить учиться, если он этого не хочет. Насильственное обучение дошкольника чтению, когда у него ещё нет выраженной потребности, может сопровождаться огромным напряжением нервной системы. В результате дети приобретают долгую неприязнь к процессу чтения на многие годы или даже на всю жизнь.
Ребёнок, приходя в школу, попадает в совершенно новую среду.
В школе ребёнок встречает чужих людей, с ними он должен строить отношения, у ребёнка появляется потребность защищать своё «Я», своё «личное пространство». Негативное влияние и неуверенность в своих силах приводит к тому, что ребёнок начинает учиться ниже своих возможностей. Именно для детей с заниженной самооценкой, тревожных, мнительных, неуверенных в своих силах является полезным посещать подготовительные курсы при школе. В дальнейшем, таких детей не будет пугать новая обстановка в школе, это позволяет познакомиться с детьми и учителями.
Мотивационная готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в возможность быть лучше, т.е. стремлению к совершенству. Считается, что становление устойчивой самооценки происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и школьных.
Чтобы ребенок успешно учился, у него должно быть прежде всего желание на это. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравниться в положении со старшими. Ребенок стремится занять новое социальное положение, это ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.
Наличие внутренней потребности обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от игр и проявляет ярко положительное отношение к школьной учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу говорит о том, что ребенок благополучно освоиться в новых условиях и успешно воспримет новые требования.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам, к самому себе. К концу школьного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослым, как внеситуативно–личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образом для подражания. Владея этой формой общения, ребенок гораздо упрощает школьную жизнь себе и учителям.
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Чтобы определить личностную готовность ребенка к школе нужно определить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка выявляется при выполнении требований конкретных правил, которое задает учитель. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается вынужден преодолевать возникающие трудности.
С этим связанно, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Поэтому можно считать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свои особенности. Они имеют непреднамеренные действия под влиянием ситуативных чувств и желаний.
На протяжении дошкольного детства совершенствуется характер волевой сферы ребенка. Развитие воли в этом возрасте связано с тем, что меняются мотивы поведения.
Хотя у дошкольников появляются волевые действия, ребенок может их применять весьма ограниченно. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым действиям.
Итак, психологическая готовность к школе необходимая составляющая в развитии каждого ребенка. От которой зависит не только учеба в школе, но фактически она определяет дальнейшую жизнь ребенка.
Анализ исследовательской деятельности показывает, что психологическая готовность зависит не только от генетических особенностей, а в основном от того как развивать ребенка в дошкольном возрасте.
Поэтому большое внимание надо уделять поэтапному развитию ребенка и со стороны ДОУ и со стороны родителей.
Литература
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации //Начальная школа. – 2012. № 1.
Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе . 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 2011г.
Мухина В.С. Детская психология. – М., 2012.
Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вангера. – М., 2008.
Серова Л.И. Готовность ребенка к школе. http://www.psy-files.ru/2007/10/01/serova-l.i.-gotovnost-rebjonka
Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология /Дубровина И.В., Зацепин В.В. - М., 2009.
Цахаева А.А. Психологическое сопровождение инновационных процессов в образовательном поле. «Перспективы и пути развития образования в России». Международная научно-практическая конференция. РПА Минюст России. 2013 г., г. Москва с.47
Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.
1