ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Абдулжанова Б.И., Ибрагимова Л.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами и обмен информацией. Таким образом, проблема формирования коммуникативных способностей, а так же коммуникативной готовности к школе актуально для социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникативные способности - это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный; социально-перцептивный; операционно-технический. Коммуникативные способности - индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие между людьми в процессе общение, или выполнения совместной деятельности, которое позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, деятельность. И определяет качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, которое связано с возможностями нейтрализации или минимизации факторов, коммуникации.

Коммуникация - это не только развитие речи, и развитие общения. В этом случае развитие словаря, и развития навыков общения. Коммуникативные способности и умения представления, поступки, которые формируются на занятиях и закрепляются во время игровой деятельности. Коммуникативная сторона общение состоит в обмене между информацией партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой предается информация и осуществляется воздействие друг на друга. Общение определяется как: взаимодействие двух или более людей, в обмене между информации познавательного или аффективно - оценочного характера. Исследуя проблему общения личности ребёнка, мы можем сказать, что общение и коммуникативное деятельность – это синоним. Особенность коммуникативного общения заключается в том, что во время акта общения имеет место не просто движение информации, и даже передачи закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, который принимает ее (реципиент) обладает системой кодификации информации. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социальный или психологический характер. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Особую значимость коммуникативных способностей у детей мы можем наблюдаем в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику.

Коммуникативная функция общения предусматривает то, что люди в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями. Это информация, в ходе которой не просто передается, но и формируется, уточняется, развивается. Во-первых, общение — это не просто обмен или движение информации. Здесь мы сталкиваемся с отношением двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Коммуникация это обмен информацией, которая представлена как субъектный процесс как субъект-субъектные взаимоотношения активного обмена информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения. Невербальная коммуникация выполняет функции дополнения или замещение речи, а также репрезентации эмоциональных состояний партнеров по общению. Психологи выявили, что в содержании общения слова составляют лишь 7% в то время как звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие — 55%. Невербальный компонент составляет более 90%. К его средствам относят визуальное общение. Коммуникативная функция общения реализуется в обмене информацией между людьми. В процессе общения люди обмениваются между собой представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. При этом в общении происходит не просто обмен информацией, а выработка общего смысла, которое возможно только в том случае, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом процессе общения представлены и деятельность, и общение, и познание. Коммуникативная функция общения включает несколько уровней. На первом уровне осуществляется выравнивание различий в исходной информированности, имеющейся у индивидов, которые вступают в контакт с людьми. А во вторых оно связано с передачей и принятием значений. И в третьих, оно связано со стремлением индивидов понять взгляды и установки друг друга. Общение здесь направлено на формирование оценок достигаемых результатов согласие, несогласие, сопоставление взглядов и т.д.

Формирование коммуникативных способностей общение – это важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать необходимые контакты с другими людьми. Недостаточное развитие у человека при знании, умении и навыках, относящихся к сфере его общения с людьми, в частности - умения слушать, убеждать людей, устанавливать с ними личностно-деловые взаимоотношения, оказывать на них нужное влияние. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определённости в понимании способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, которое необходимо для построения эффективной коммуникации в определённых ситуаций межличностного взаимодействия. Коммуникативные способности руководителя определяют его коммуникативное поведение, которое направлено на реализацию делового общения. Обладая коммуникативными способностями, руководитель имеет возможность влиять на своих подчинённых. Другими словами, коммуникативные и организаторские способности определяют характер межличностных отношений, без них нельзя привлечь людей, организовать и направить деятельность группы, коллектива.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого человека, так и для общества в целом.

Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.

На все эти признаки прежде всего должен обращать внимание психолог-консультант, разговаривая с клиентом. Многие из них, говорят о дефиците коммуникативных способностей у клиента, а также легко заметить если внимательно наблюдать за тем, как клиент ведет себя в психологической консультации и как он разговаривает с разными людьми, в том числе с самим психологом-консультантом.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённой ситуации личностного взаимодействия.

Коммуникация и общение не соотносится друг с другом как часть и целое, и раскрывают различные аспекты взаимодействия субъектов и объектов в обществе. Коммуникация является существенной стороной и средством, способом общения. Общения и коммуникации может рассматриваться как особая форма духовной деятельности, в том числе материальными, культурными ценностями поколений. Коммуникация - это прежде всего свойство человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому. В общении по отношению к коммуникации, приводит к формированию в процессе взаимодействие реальных и идеальных значений общения. Средства коммуникации как продолжение, усиление органов которое входят в структуру личности, и определяют особенности ее мировосприятия и жизнедеятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями в этой деятельности предполагает взаимопонимание и реализует в них совместные попытки деятельности.

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая эту проблему, прежде всего следует отметить, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности – это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек.

Коммуникативная компетентность рассматривается как степень удовлетворительного овладения определенными нормами общения, поведения, как результат научения. Коммуникативная компетентность влияет на усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладения «техникой».

Коммуникативная способность - это интегративное свойство личности, которое формируется в процессе обмена социальной информацией и выраженное в реализации коммуникационной деятельности и саморазвития самосовершенствования субъекта информационных взаимодействий. Коммуникативные способности - это сочетание потенций субъекта к конструктивному действию, которое делает личность пригодной к функционированию в коммуникационной среде, как исторически-определенной и социально-детерминированной системе. Таким образом, коммуникация связана с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Коммуникация, таким образом, является процессом ряда аудиовизуальных действий, направленных в самом смысле на сообщение. Коммуникация может осуществляться во всех формах общественного сознания - науке, искусстве, религии, политике, праве и т.д.

Коммуникативные способности личности - это важнейший фактор меж индивидуального взаимодействия. В настоящее время коммуникативные способности личности находятся в зоне повышенного внимания разных наук. Безусловно, исследования разными науками коммуникативных способностей личности углубляют наши знания о разносторонности исследуемой проблемы. Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения достижение большей определенности ситуации способствует к разрешению проблем, обеспечивающую достижение с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Структура общения между людьми состоит из интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами.

Изучая коммуникативную способность общения мы пришли к выводу, что осуществление коммуникаций - это процесс, необходимый для любого психолога, который должен быть отличным и предугадать малейшие изменения настроения коллектива. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду то, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, и установками. Все это же время можно рассматривать как информацию, в процессе которого коммуникация может рассматриваться как процесс обмена информацией. Отсюда же можно сделать вывод, что весь процесс человеческой коммуникации, в ряде с социально-психологическим знанием. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, что именно приводит к процессу передачи информации.

При всяком рассмотрении информации мы фиксируем формальную сторону общения как передается информация, в то же время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. С другой стороны, коммуникация может носить и более выраженный психологический характер.

Чтобы убедиться в идеальности коммуникации, необходимо иметь обратную связь, при котором можно узнать, как люди поняли вас и как они воспринимают и относятся к этой проблеме. Коммуникативные способности определяются поведением, которое направлено на реализацию делового общения. Обладая коммуникативными способностями, мы имеем возможность влиять на свое окружение. Другими словами, коммуникативные способности определяются с характером межличностных отношений, без которых нельзя привлечь людей к себе и направить на коллективную деятельность. Нам стало понятно, что профессионализм руководителя и каждого психолога во многом определяется его умением общаться со своими подопечными, коллегами.

Литература.

  1. Аминова Д.К. Коммуникативная компетентность будущего психолога как предмет научной рефлексии // Материалы Международной научно – практической конференции «Развитие правого сознания в образовательном пространстве» г. Махачкала, 2014г.

  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. "Основы конструктивного общения. "Методическое пособие для преподавателе – Новосибирск, 2012.

  3. Григорьева Т. Г. "Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 2009.

  4. Даудова Д.М., Гасанова П.Г. Коммуникативная компетентность и самосознание личности /Педагогическое образование и наука. Москва, МАНПО,2011г.

  5. Даудова Д.М Цахаева А.А Проблема формирования коммуникативных навыков //Материалы Международной научно – практической конференции «Развитие правого сознания в образовательном пространстве» г.Махачкала, 2014г.

  6. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии и психогигиене общения", М. Просвещение ,2011.

  7. Поварницына Л.А. "Психологический анализ трудностей общения", М.- 2012.

  8. Цахаева А.А. Психологические источники развития адаптивного поведения молодёжи в современной информационно-образовательной среде «Современные информационные технологии работы с молодежью: педагогика, психология, менеджмент и коммуникация» Международная научно-практическая конференция. Т.2 . Москва 2010

  9. Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.

Просмотров работы: 5575