АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Это было, конечно, и раньше, но значительно реже, особенно среди маленьких детей. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, при встрече с детской агрессией. Высокая агрессивность детей – одна из острейших проблем не только для социальных педагогов и учителей, но и для общества в целом. Актуальность темы очевидна, ведь количество детей с агрессивным поведением возрастает. Это стало следствием целого ряда неблагоприятных факторов:

-ухудшение материального состояния жизни;

-кризис семейного воспитания;

-недостаточное внимание школы к нервно-психическому состоянию детей;

-увеличение количества патологических родов, во время которых повреждают головной мозг ребенка.

Наиболее актуальной сегодня является проблема повышенной агрессивности детей младшего школьного возраста.

Агрессия(от лат. «нападение, наступление») -это физическое или вербальное поведение, направленное на нанесение вреда предмету или предметам, человеку или группе людей. Это прежде всего выражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на события, которые происходят вокруг.

В психологическом словаре дано такое определение этого термина:

Агрессия– это мотивированное, деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе.

У людей возникают психологический дискомфорт: отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.

Агрессивность - стойкая характеристика субъекта, отражающая его склонность к поведению, целью которого является нанесение вреда окружающему миру (предметам или людям).

Интересную мысль относительно определения агрессии высказал Генрих Перенс. Агрессия, по его мнению, служит для защиты нужд, собственности, прав и тесно связана м удовлетворением личных желаний, достижением цели.

Ребенок хочет что-то сделать, но у него не выходит. Нормально то, что он может рассердиться. Безусловно, проявления этого типа агрессии естественны для здоровой адаптации к среде. Генрих Перенс-за такую агрессию. Но он против агрессии, которая наносит ущерб окружающим.

Психолог Э. Фромм разделял агрессию на «злокачественную», когда возникает желание разрушать, и «доброкачественную» - связанную с защитой и соответствующей реакцией на угрозу.

Психологи обращают внимание на еще один вид детской агрессии –инструментальную, цель которой – обеспечить, достать необходимое.

Поскольку агрессивность по своей сути неоднородна, в разных ситуациях необходимо действовать по-разному: в одних случаях – поддержать ребенка, в других- защитить от агрессивности. Иначе говоря, важно выяснить, каковы по характеру действия ребенка: самозащита или враждебность, не переносит ли он свою злость с виновного на невиновного.

Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения – «угроза» детского коллектива, источник неприятностей для педагогов и родителей. Этого драчливого, сварливого ребенка нелегко принять таким, какой он есть, а еще тяжелее понять.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя обездоленным, никому не нужным. Как стать важным и нужным – нерешенная проблема ребенка. Поэтому-то он и ищет способы привлечь к себе внимание взрослых и ровесников. Он «не успокаивается», пока взрослые не взорвутся, а дети не примут участие в потасовке.

Дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Наоборот, детям кажется, что мир стремится обидеть именно их. Таким образом, возникает замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Дети не могут посмотреть на себя сбоку и адекватно оценить свое поведение.

Признаки агрессивности:

-упрямство, стремление возражать, оказываться;

-задиристость, раздражительность;

-приступы гнева, всплеска злости, негодование;

-стремление обидеть, унизить;

-упорное желание настоять на своем;

-эгоцентризм, неумение понять интересы другого;

-самоуверенность, завышенная самооценка.

В профессиональной литературе существует такая типология.

1.Склонны к физической агрессии-такие дети активны, любят риск, стремятся к общему признанию. Имеют организаторские способности. Бывают лидерами в коллективе. Однако у них отсутствует самоконтроль, они импульсивны, для них не существует моральных ограничений. Такие дети заметны сразу, их агрессия, открытая.

2.Склонны к вербальной агрессии- такие дети вносят дисгармонию в жизнь коллектива. Они «закрыты» для окружающих, но могут принести много страданий! Такие дети точно попадают в цель- в самые больные места ровесников. От таких детей особенно страдают те, у кого есть какие-либо физические недостатки, деты со слабым здоровьем, а также боязливые, стыдливые, неуверенные в себе. Достается и взрослым. Доказано, что эти дети психологически неуравновешенные, тревожные.

3.Склонны к проявлению косвенной агрессии-эти дети чрезмерно импульсивны. У них примитивные потребности, они стремятся немедленно удовлетворить свои желания. Болезненно реагируют на критику. Это агрессия «украдкой», по принципу «свести на драку и посмотреть, что будет».

4.Дети-негативисты- этот тип характерен в основном для подростков, которые уже имеют достаточный социальный опыт, чтобы обдумывать каждое слово и каждое действие. Такие дети воспринимают критику как личное оскорбление. Но в то же время они рассудительно обдумывают каждый шаг, чтобы ответить поострее и пожестче, считая жалость и сочувствие уделом слабых.

5.Склонны к раздражительности- этих детей отличает вспыльчивость, грубость. Постоянно демонстрируют свое недовольство.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Типы агрессии

Способы построения отношений

Гиперактивно-агрессивный ребенок

   

Подвижно расторможенным детям сложнее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, которых дома воспитывают в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив ровесников, могут становиться агрессивными.

Необходимо грамотно строить систему ограничений, используя игровые ситуации с правилами. Поощряйте детей за то, что они умеют признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других.

Агрессивно-впечатлительный и изможденный ребенок

   

Впечатлительность ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнями во время роста, особенностями созревания Н.С. и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность могут провоцировать агрессивное поведение.

Помогите ребенку снять психическое напряжение, поиграйте вместе с ним в шумную игру, разбейте что-нибудь. Избегайте ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивный.

Агрессивный ребенок с оппозиционно-дерзким поведением

   

Если ребенок говорит грубости, но не всем, а только родителям, знакомым людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вероятно, вы редко играете и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для наследования, как раньше.

Попробуйте решать проблемы вместе, но не вместо ребенка.

Агрессивно-боязливый ребенок

   

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от предполагаемой угрозы, «нападения».

Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее. В такой ситуации приятное должно ограничить с неприятным с преобладанием первого.

Конструктивные способы преодолеть агрессивность.

Для того чтобы управлять агрессивным поведением, необходимо научиться конструктивно преодолевать агрессивность, а именно:

-выполнять физические упражнения (гимнастика, аэробика, отжимание от пола, бег);

-заниматься силовыми видами спорта (бокс, борьба) или тяжелой физической работой;

-выплеснуть злость на безжизненном объекте: побить подушку, диван, боксерскую грушу, изорвать в клочья газету;

-сделать массаж (на затылочной части головы), чтобы снять напряжение;

-выкричаться, не направляя свой крик на объект раздражения (в одиночестве, в отдельном помещении, в лесу);

-поговорить о ситуации, которая вызвала раздражение, с близким человеком;

-высказать мысленно объекту раздражения свое недовольство;

-написать письмо объекту раздражения, но не отсылать его;

-изменить вид деятельности, который помог бы отвлечься от проблем;

-использовать коммуникативную технику «Я – сообщение»: рассказывая собеседнику о своих чувствах относительно ситуации, которая вас раздражает, вызвать у него сочувствие и желание понять вас и не испортить отношения;

-заняться релаксацией (расслабление мышц), с помощью которой можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.

Приемы и методы снятия агрессии и гнева.

Рекомендации ребенку.

1.Поставь перед собой такие задачи:

-развивать умение понимать состояние другого человека;

-развивать умение выражать личные эмоции в социально-принятой форме;

-научиться снимать напряжение;

-развивать привычки коммуникации;

-сформировать положительное самовосприятие на основе личностных достижений.

2.Если в течение не менее шести месяцев ты наблюдаешь в своем поведении в своем поведении хотя бы четыре из восьми перечисленных ниже признаков:

1.теряешь контроль над собой;

2.споришь, соришься со взрослыми;

3.отказываешься соблюдать правила;

4.нарочно раздражаешь людей;

5.предъявляешь обвинение другим в своих ошибках;

6.сердишься и отказываешься сделать что-то;

7.завидуешь, мстишь другим;

8.тебя злят действия окружающих,-мы можем помочь!

3.Важно научиться «выпускать» свою агрессию. Действенными здесь будут такие способы:

-подраться подушкой («Убегай, злость, убегай»);

-выполнить физические силовые упражнения («Боксёрская груша», «Кулачки»);

-порвать бумагу;

-нарисовать того, кого хочется побить;

-потопать ногами;

-написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, смять и выбросить бумажку;

-нарисовать собственный гнев (хорошо успокаивает).

Рекомендации по поводу общения с агрессивным ребенком.

1.Помните, что запрет и повышение голоса- наименее эффективные способы преодолеть агрессивность. Лишь пояснив причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.

2.Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, перенося эмоции на другие объекты. Разрешите ему побить подушку или разорвать «портрет» своего врага, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность снизится.

3.Дайте ребенку личный пример эффективного поведения. В его присутствии не злитесь, не говорите с пренебрежением о своих друзьях или коллегах.

4.Пусть ваш ребенок ощущает, что вы его любите, цените и принимаете таким, каким он есть. Не стыдитесь приласкать или пожалеть его. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

5.Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Следует обращать внимание на недружелюбные взгляды или бормотание угроз себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда не хватает времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего возникают «бури».

6.Не стремитесь прекратить скандал, обвинив другого ребенка в его возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.

7.После конфликта обсудите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попробуйте найти другие возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

8.Не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы его поведения. Он может подумать, что его конфликты неминуемы, и будет продолжать провоцировать их.

9.Не всегда следует вмешиваться в незначительные ссоры детей. Например, когда двое детей во время игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети самостоятельно смогут найти общий язык и научиться общаться друг с другом. Если же во время ссоры один ребенок побеждает, а другой выполняет роль «жертвы», следует прекратить такую игру, чтобы предотвратить формирование страха у побежденного.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.

Литература:

  1. Асильдерова М.М. Особенности проявления агрессии в процессе социализации// Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14 мая 2008г. « Преемственность семьи и социальных институтов в формировании толерантного сознания»- Махачкала, 2008г.

  2. Даудова Д.М. . Агрессия как психологический феномен //Материалы научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии» Выпуск 10.Махачкала ,ДГПУ, 2010г. С.34

  3. Лоренц, К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц.– М.: Республика, 2012. – 384 с.

  4. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 2010. – 688с.

  5. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. –М.: Дом «Форум», 2009. –160с.

  6. Цахаева А.А. Теория и практика развития адаптивного поведения. Изд-во ДНЦ РАН;2-е изд-ние ДГПУ.Махачкала.2013 г.

  7. Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.

Просмотров работы: 1833